Данная модель активно применяется в подготовке к переговорам, к продажам, в медиации, в конфликтологии, в семейном и системном коучинге, т.е. во всех тех областях, где есть коммуникация между 2 и более людьми. Она позволяет перейти от позиций к учету интересов сторон, а также различать, какая часть информации принадлежит лично человеку, какая часть – другим людям, а какая применима к системе в целом (семья, отдел, подразделение, компания и др.).
1-я позиция
(Я - сам)
2-я позиция
(Я - другой)
3-я позиция
(Я - Наблюдатель)
4-я позиция
(МЫ)
Я - ассоциированный
с собой. Ценности
и убеждения мои.
Я- ассоциированный с другим.
Ценности и убеждения другого.
Я-диссоциированный
от взаимодействия между собой и другим. Позиция нейтрального наблюдателя.
Мы – система. Ассоциированная.
Ценности и убеждения системы.
Собственное представление о ситуации
Представление о ситуации партнера по коммуникации
Диссоциация – Что происходит между 1 и 2 позицией. Только факты, без оценок и эмоций.
Как то, что происходит между 1 и 2 позициями влияет на систему и как система влияет на 1 и 2 позиции.
Фокус внимания на своих целях, позициях и интересах
Фокус внимания на целях, позициях и интересах другого.
Фокус внимания на целях и интересах совместной коммуникации.
Фокус внимания на целях и интересах системы.
Использование собственных стратегий коммуникации
Использование стратегий коммуникации партнера
Какие стратегии ведут, а какие не ведут к эффективной коммуникации.
Что будет полезно с точки зрения системы.
1.Положите 4 карты позиционного описания реальности «рубашкой» вниз.
2. “Рубашкой” вверх кладем на каждую карту-слово карту-картинку.
3. Переворачиваем первую карту –картинку, находящуюся на карте Я:
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Что эта за метафора? Что она значит?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
- Какая у меня роль в этой ситуации? Что для меня важно?
-Какие у меня цели и ценности в диалоге с партнером? Какие слова Я говорю/ буду говорить партнеру?
4. Переворачиваем карту –картинку, находящуюся на карте ДРУГОЙ:
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Что эта за метафора? Что она значит?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
- Какая роль у партнера в коммуникации, что для него важно? Какие у него цели и ценности?
-Как он воспринимает ситуацию? Какие слова он говорит/ будет говорить?
5. Переворачиваем карту –картинку, находящуюся на картеНАБЛЮДАТЕЛЬ:
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Что эта за метафора? Что она значит?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
- Что происходит между 1 и 2 позициями? На что это похоже?
-Какое намерение/ цель у каждой из сторон?
-Какой совет можно дать каждой стороне? Что может измениться благодаря этому совету?
6. Переворачиваем карту –картинку, находящуюся на картеМЫ:
-Просим описать, что изображено на картинке.
- Что эта за метафора? Что она значит?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
-Как воспринимает эту ситуацию система? Какое влияние оказывает то, что происходит между 1 и 2 позицией? Как я могу повлиять на эффективность их коммуникации?
-Какие у меня есть ресурсы? Какой могу дать совет 1 и 2 позициям?
В случае необходимости, мы можем вернуться и еще раз проговорить с 3 по 6 шаг.
7. Просим озвучить дальнейшие шаги в порядке приоритетов. Уточняем готовность взять на себя обязательства коучи за действия и шаги по направлению к достижению конструктивного диалога.
Использование колоды «КАК» в командных играх,
Тренингах и командном коучинге.
Три карты
Игрок вначале вынимает из колод одну карту-слово и одну карту-картинку, а затем добавляет к ним еще одну карту из любой колоды. Эти три карты и возможные взаимосвязи между ними используются для интерпретации. Затем следуют вопросы и отзывы других участников.
Двойной набор
Игрок вытягивает из колод две карты-слова и две карты-картинки. Две получившиеся комбинации вначале рассматриваются по отдельности, а потом изучаются их взаимосвязи.
Выбор
Каждый игрок по очереди вытягивает две карты-слова и четыре карты-картинки. Участник открывает две карты-слова и выбирает к ним в дополнение две из четырех карт-картинок. Дальше все происходит как в двойном выборе.
Личное
Игрок тянет из каждой колоды по три карты, таким образом, у него оказывается три комбинации. Каждая комбинация сначала интерпретируется отдельно, а затем изучаются их взаимодействия. Важно обратить внимание на связь между интерпретацией и текущим моментом в жизни участника.
Игра в команде
Участники по очереди достают из колод по одной карте-слову и одной карте-картинке. Первый игрок выкладывает свою комбинацию в центр стола и каждый участник дает ей собственную интерпретацию. В конце круга следуют отзывы и вопросы. Затем все повторяется со следующим игроком и т.д.