Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бедность и меры борьбы с ней



В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Под бедностью понимается такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне.

Различают бедность абсолютную и относительную. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.

Для анализа бедности применяют несколько методов ее количественной оценки:

• статистический, определяемый для 10 – 20% населения при распределении всего населения по размерам получаемых денежных расходов;

• нормативный, определяемый исходя из норм потребления на основе стандартов, предусмотренных минимальной потребительской корзиной;

• экономический, определяющий количество бедных исходя из ресурсных возможностей государства, направляемых на поддержание их материального существования; к нему применяют метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов питания и товаров;

• стратификационный, согласно которому к бедным относятся те люди, которые априори не могут себя обеспечить (инвалиды, старики, члены неполных, неблагополучных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.).

Расчеты Росстата на 2011 г. показывают, что социальная структура бедного населения также весьма неоднородна. В процентах от общей численности населения ее показатели выглядят следующим образом:

дети до 16 лет 25

молодежь от 16 до 30 лет 25

трудоспособные от 31 до 59 лет 40

люди пенсионного возраста свыше 55 – 60 лет 10

Но есть группы населения, находящиеся на верхней границе бедности, и речь идет в данном случае о социальной бедности, а не о физиологической. По экспертным оценкам, в условиях относительной бедности (с доходом до 6 тыс. руб. в месяц на душу населения) проживает более 50% граждан России.

Проблема бедности в России является самой приоритетной в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью – это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники.

Раздача денежных пособий по принципу «всем сестрам по серьгам» не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.п.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер.

Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, «настроенного» на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

• установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;

• отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;

• установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;

• обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.