Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ирригационная теории возникновения государства



Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

• - произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

• - возник прибавочный продукт;

• - в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

• - появились частная собственность и публичная власть;

• - для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

• Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Ответ№2

Основными причинами появления государства были следую­щие:

· 1.необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

· 2.необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.

· 3.необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;

· 4.необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;

· 5.необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации.

Признаки государства

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

· наличие публичной власти;

· суверенитет;

· территория и административно-территориальное деление;

· правовая система;

· гражданство;

· налоги и сборы.

Ответ№3

Типология государства –научная классификация видов и типов государств.При рассмотрении сущности государства следует рассматривать 2 аспекта:

· Государство есть организация политической власти в обществе (формальный признак).

· Чьи интересы представляет государство (содержательная сторона).

В основе типологии государства лежат 2 основания:

· - тип общественно-экономической формации (формационная типология).

· - Цивилизационный подход (цивилизационная типология).

Формационный подход рассматривает 4 формации: рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное и социалистическое государства.

Цивилизационный подход рассматривает такие формации: древневосточное, древнеафинское, римское, средневековое, современное государства.

С точки зрения формационной типологии различают эксплуататорские и не эксплуататорские государства.

· Эксплуататорские государства – рабовладельческие: Египет, Вавилон, Древний Китай и Индия, Греция; феодальные: Англия до начала 18 века, Франция до конца 18 века, Киевская Русь; буржуазные: Италия, Великобритания, США;

· Неэксплуататорские – социалистические государства: СССР, Куба, Вьетнам, Китай, Монголия

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают адми­нистративно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос­тавляющими его частями, между отдельными частями государ­ства, между центральными и местными органами.

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

Унитарное(единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

· Один Основной Закон.

· Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, система законодательства, гражданство, денежная единица, налоговая и кредитная политика.

· Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

Унитарное государство может быть многонациональным(Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и др.) и однонациональным (Япония, Египет и др.).

Федерация- соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.).

Виды федераций
Территориальная Национальная
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями. 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях. 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза. 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ) 1. Субъекты национально-государственные образования. 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности. 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций. 4. Формирование высших государственных органов в определенной части из представителей субъектов федерации, 5. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия, Российская Федерация)

Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го­сударствах, объединяющихся в конфедерацию.

Исторические факты подтверждают, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д.

Ответ№4

Социальное государство – особый тип современного, высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства, по регулированию сверх общества (социальное, экономические и другие), установление в нем социальной солидарности и справедливости.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким экономистом и государствоведом Лоренцем фон Штейном (1815-1890). Штейн считается, что функциями государства являются: восстановление равенства и свободы всех граждан, осуществление экономического и общественного прогресса всех граждан. Часто обозначают социальное государство понятием трудовое государство или государство благоденствия.

В конце 19 – начале 20 веков идею развития социального государства поддерживали Фридрих Науманн, Адольф Вагнер. Для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужил мировой финансовый кризис в США (1929-1933). «Новый курс» президента США Рузвельта предполагал законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор: на организацию профсоюзов, мероприятия по борьбе с безработицей, ликвидация детского труда, сокращение рабочего дня и введение пенсий по старости.

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл план Бевериджа в 1942 году. Официальное название программы Бевериджа – «доклад о социальном страховании и сопутствующих услугах». Содержание доклада:

· - введение бесплатного медицинского обслуживания и семейных пособий

· - достижение полной занятости

· - социально страхование «от колыбели до могилы»

· - пенсии пожилым людям, инвалидам

· - пособия вдовам и сиротам

· - пособия на похороны.

Новым этапом в развитии социального государства (после второй мировой войны) стало возведение социального государства в конституционный принцип (Польша – 1997, Румыния – 1991, Швейцария – 1999, Сирия – 1973, Египет – 1971, Бразилия – 1988, Колумбия – 1991, Чили – 1980. Новым этапом в развитии социального государства (после второй мировой войны) стало возведение социального государства в конституционный принцип (Польша – 1997, Румыния – 1991, Швейцария – 1999, Сирия – 1973, Египет – 1971, Бразилия – 1988, Колумбия – 1991, Чили – 1980). В настоящее время все развитые страны мира по определению являются социальными государствами.

· В экономической политике социальное государство должно сочетать в себе меры государственного регулирования, поощрения конкуренции, развития личной инициативы граждан по обеспечению собственного благосостояния.

· В политической сфере необходим консенсус (соглашение) главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества.

· Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

В результате социальное государство должно давать следующие гарантии:

· гарантия каждого человека на труд

· создание равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки.

· обеспечение приемлемого уровня жизни для слабых слоев населения и отдельных граждан, не имеющих возможность трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

· Научный – концепции теории

· Нормативный – конституционный принцип, закрепленный в основном в законе государства

· Эмпирический – реальная практика развития принципов социального государства или просто социального государства.

Ответ№5

Социальное государство – особый тип современного, высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства, по регулированию сверх общества (социальное, экономические и другие), установление в нем социальной солидарности и справедливости.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.