Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя-земельная община, коллективная собственность и др.
· Афины — классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.
· Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями — членами патрицианского рода и
· Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:
· Древний Египет;
· государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);
· Шумер и Аккад;
· Ассирия;
· Вавилон;
· государства долин Инда и Ганга (территория Индии);
· Древний Китай;
· древнегреческие полисы;
· Древний Рим;
· государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.
Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:
• возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;
• данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;
• влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);
• нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.
К основным теориям возникновения государства принято относить:
• теологическую (религиозная, божественная);
• патриархальную (отеческая);
• договорную (естественно-правовая);
• органическую;
• психологическую;
• ирригационную;
• насилия (внутреннего и внешнего);
• экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теориягосподствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.
В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".