Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ ПРИ ПУСКЕ БЛОКА



Регулятор Функции при пуске Момент включения при пуске
Регуляторы уровня в ПНД Поддержание постоянного уровня При сборке схемы ПНД
Регуляторы уровня в ПВД То же При сборке схемы ПВД
Регулятор давления масла в системе уплотнения генератора Поддержание постоянного давления масла При включении масляных насосов системы смазки турбины и уплотнений генератора
Регулятор перепада давлений масло-водород Поддержание постоянного перепада То же
Регулятор уровня в конденсаторе турбины Поддержание постоянного уровня При включении конденсатных насосов
Регулятор давленая конденсата на уплотнения питательных насосов Поддержание постоянного давления При заполнении питательных насосов водой
Регулятор давления в деаэраторе Поддержание давления, заданного оператором При подаче пара в деаэратор
Регулятор давления пара на уплотнения турбины Поддержание постоянного давления пара При подаче пара к уплотнениям турбины
Регулятор уровня в деаэраторе Поддержание постоянного уровня При заполнении деаэратора после достижения нормального уровня
Регулятор давления перед ВЗ Поддержание давления 250 кгс/см2 После установления давления до ВЗ оператором
Растопочный (или основной регулятор питания) Поддержание расхода питательной воды по нитке в соответствии с заданием оператора По окончании прокачки и установлении растопочного расхода питательной воды
Регулятор разрежения в топке Поддержание постоянного разрежения При включении тягодутьевой установки
Регулятор давления мазута перед растопочными форсунками (на пылеугольных котлах) Поддержание постоянного давления мазута перед форсунками Перед включением форсунок
Стабилизатор расхода мазута или газа (на газомазутных котлах) Поддержание расхода топлива в соответствии с заданием оператора В соответствии с указаниями местных инструкций
Регулятор уровня воды в растопочном расширителе Поддержание постоянного уровня При установлении нормального уровня в расширителе
Регуляторы сброса среды из встроенных сепараторов Поддержание заданного проскока пара После открытия клапанов Др-3 и при температуре перед ВЗ 270 °С
Регулятор давления воды в системе впрысков Поддержание заданного перепада давлений на линиях впрысков Перед включением регуляторов пусковых впрысков
Регулятора пускового впрыска свежего пара Поддержание температуры свежего пара за пусковым впрыском по заданию оператора При достижении заданной для данного вида пуска температуры пара
Регулятор пускового впрыска пара промперегрева Поддержание температуры пара промперегрева перед турбиной по заданию оператора При нагрузке 40 MBт
Регулятор производительности ПЭН Поддержание давления питательной воды в соответствии с нагрузкой турбины При нагрузке более 30 % номинальной
Основной регулятор питания Поддержание расхода воды по заданию оператора При нагрузке 30 % либо 50 - 60 % номинальной (по местным условиям)
Поддержание температуры пара в промежуточной точке тракта При достижении расчетного значения температуры в промежуточной точке тракта
Основной регулятор топлива Поддержание расхода топлива по заданию оператора При нагрузке 40 % номинальной
Поддержание температуры пара в промежуточной точке тракта При достижении расчетного значения температуры в промежуточной точке тракта и нагрузке 60 % номинальной
Регуляторы I в II впрысков Поддержание температуры свежего пара При достижении расчетных значений регулируемой температуры пара
Регуляторы температуры пара промперегрева Поддержание температуры пара промперегрева При достижении расчетного значения температуры пара
Регуляторы аварийного впрыска То же При отклонении температуры до первого аварийного предела
Регулятор производительности ПТН В соответствии с выполненной схемой После перехода на ПТН
Регулятор давления "до себя" на турбине Поддержание давления 240 кгс/см2 При достижении давления пара 240 кгс/см2 перед открытием BЗ котла
Регулятор общего воздуха В соответствии с проектной схемой При окончании пуска
Регулятор давления в растопочном расширителе Поддержание заданного давления перед турбиной После повышения давления в растопочном расширителе до 2 - 3 кгс/см2
Регулятор давления ПСБУ Поддержание заданного давления перед турбиной После включения генератора в сеть и закрытия ПСБУ

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМОВ
ПУСКА И ОСТАНОВА БЛОКА

1. В зависимости от теплового состояния оборудования, определяющего особенности технологии, режимы пуска подразделяются на следующие основные группы:

а) из холодного состояния - при полностью остывших котле и паропроводах и температуре металла паровпускных частей ЦВД и ЦСД турбины ниже соответственно 150 и 100 °С;

б) из неостывшего состояния - при температуре металла паровпускных частей ЦВД и ЦСД турбины до 400 °С;

в) из горячего состояния - при сохранившемся избыточном давлении в тракте котла до ВЗ и температуре металла паровпускных частей ЦВД и ЦСД турбины выше 400 °С.

2. Пуск блока из любого теплового состояния проводится на сепараторном режиме по унифицированной технологии. После короткого простоя, если соблюдены условия п. 1.18 настоящей Типовой инструкции, пуск блока может проводиться также на прямоточном режиме из состояния горячего резерва.

3. Основными особенностями технологии пуска блока на сепараторном режиме являются:

а) заполнение водой тракта только до ВЗ и проведение начального этапа растопки при отключенном пароперегревателе со стороны входа среды;

б) низкие толчковые параметры свежего пара перед турбиной и пониженный вакуум в конденсаторе 0,75 - 0,8 кгс/см2 (около 550 - 600 мм рт. ст.), обеспечивающие открытие всех регулирующих клапанов и равномерный прогрев перепускных труб при повышении частоты вращения роторов турбины до 900 об/мин при пусках блока из холодного и неостывшего состояний.

Снижение давления свежего пара перед турбиной при пусках блока из неостывшего состояния обеспечивается при этом частичным прикрытием клапанов Др-3 на линии выпара из сепараторов;

в) совмещенный с разворотом турбины прогрев системы промперегрева (если он требуется), который производится свежим паром через ЦВД турбины при частоте вращения роторов около 900 об/мин, закрытых защитных клапанах ЦСД и открытых сбросах из паропроводов горячего промперегрева;

г) пониженный вакуум 0,75 - 0,8 кгс/см2 (около 550 - 600 мм рт. ст.) в конденсаторе турбины на этапах;

- от начала растопки котла до окончания прогрева системы промперегрева (либо ротора среднего давления турбины) - при пуске из холодного состояния;

- от начала растопки котла до повышения частоты вращения ротора турбин до 900 об/мин (либо до окончания прогрева системы промперегрева) - при пусках из неостывшего состояния;

- от начала растопки котла до окончания прогрева паропроводов свежего пара - при пусках из горячего состояния;

д) низкие стартовые параметры свежего пара, обеспечивающие возможность полного открытия регулирующих клапанов турбины (при открытых ГПЗ) сразу после включения генератора в сеть;

е) использование для регулирования температуры свежего пара пусковых впрысков в главные паропроводы, для регулирования температуры пара промперегрева - пусковых впрысков и паровых байпасов промежуточного пароперегревателя;

ж) использование растопочного расширителя как источника пара для деаэрации воды и для вывода загрязнений из цикла при пусках блока.

4. Пониженный уровень вакуума в конденсаторе турбины на начальных этапах пуска поддерживается в целях обеспечения:

а) при пусках из холодного состояния:

- прогрева ротора среднего давления конденсацией пара, подаваемого на уплотнения;

- открытия всех регулирующих клапанов турбины при частоте вращения ротора около 900 об/мин для равномерного прогрева перепускных труб;

- интенсификации предварительного прогрева паропроводов горячего промперегрева;

- прогрева ротора среднего давления при выдержке на 900 об/мин, если такой прогрев необходим по условиям хладноломкости;

б) при пусках из неостывшего состояния:

- уменьшения охлаждения паровпускных частей ЦВД и ЦСД уплотняющим паром;

- открытия всех регулирующих клапанов турбины при частоте вращения ротора около 900 об/мин;

- интенсификации предварительного прогрева паропроводов горячего промперегрева, если такой прогрев требуется.

в) при пусках из горячего состояния:

- уменьшения охлаждения паровпускных частей ЦВД и ЦСД уплотняющим паром.

5. При разработке режимов и графиков-заданий пуска блока в качестве лимитирующих факторов приняты условия прогрева толстостенных элементов узла ВС, пароперегревателя котла и паропроводов СКД, блоков клапанов парораспределения, пароперепускных труб высокого давления, паропроводов горячего промперегрева и термонапряженное состояние роторов турбины.

6. Выбор начального уровня и последующего графика изменения расхода топлива на сепараторной фазе пуска блока определяется комплексом режимных условий, в число которых входят:

- обеспечение предварительного прогрева главных паропроводов, блоков клапанов парораспределения высокого давления за приемлемое время до требуемого уровня и надежности температурного режима толстостенных элементов тракта СКД при прогреве;

- обеспечение заданных параметров свежего пара и пара промперегрева;

- выход на холостой ход турбогенератора при полностью открытой ПСБУ и взятие начальной нагрузки не менее 20 МВт после синхронизации закрытием ПСБУ и дренажей пароперепускных труб высокого давления;

- минимальный при соблюдении указанных ранее условий расход топлива на этой фазе пуска блока. Моменты подфорсировок по расходу топлива выбраны с учетом разгонных характеристик котла по паропроизводительности.

7. Начальный расход топлива принимается на уровне:

- 14 - 15 % номинального при пусках из холодного состояния и после простоя продолжительностью 60 - 90 ч по условиям получения расхода пара, необходимого для прогрева главных паропроводов;

- 17 - 18 % номинального при пусках после простоя продолжительностью около 50 ч для получения необходимой для прогрева главных паропроводов температуры свежего пара и при меньшей продолжительности простоя вплоть до 18 ч по условиям плавного прогрева толстостенных выходных камер котла (тройников) при подключении пароперегревателя;

- 21 - 22 % номинального при пусках после простоя продолжительностью менее 18 ч по температурным условиям работы неохлаждаемого пароперегревателя (температура газов в поворотной камере не должна превышать 530 °С).

8. Первая подфорсировка котла по расходу топлива при пусках из холодного состояния и из неостывшего состояния после простоя продолжительностью более 18 ч проводится до 21 - 22 % номинального для повышения частоты вращения ротора турбины до 3000 об/мин без прикрытия ПСБУ и взятия сразу после включения генератора нагрузки не менее 20 МВт. Этот уровень расхода топлива после подфорсировки необходим также при пусках после простоев продолжительностью от 18 до 50 ч по условиям прогрева главных паропроводов и получения заданной температуры пара промперегрева после включения генератора в сеть.

9. Первая подфорсировка котла по расходу топлива проводится при пусках из холодного состояния после набора турбиной 900 об/мин, а при пусках после простоя продолжительностью 90 ч и меньшей продолжительности - после подключения пароперегревателя 1.

____________________________

1 При длительной выдержке турбины на 900 об/мин для прогрева ротора среднего давления подфорсировка должна проводиться за 25 - 30 мин до начала повышения частоты вращения ротора до 3000 об/мин.

10. Первая подфорсировка по расходу топлива до 30 % номинального проводится при пусках из горячего состояния и после простоя продолжительностью до 18 ч по условиям обеспечения заданной температуры пара промперегрева после включения генератора в сеть.

11. Вторая подфорсировка котла по расходу топлива проводится:

- при пуске из холодного состояния после окончания выдержки на начальной нагрузке;

- при пуске после простоя продолжительностью 90 ч и простоя меньшей продолжительности сразу после включения генератора в сеть.

Последующее увеличение расхода топлива проводится в соответствии с требованиями графика нагружения блока.

12. Принятая в настоящей Типовой инструкции методика подключения пароперегревателя имеет применительно к различному начальному тепловому состоянию оборудования следующие особенности:

а) подключение пароперегревателя при пусках из холодного и близкого к нему состояния при начальной температуре металла толстостенных элементов тракта СКД (выходных камер котла, тройников, стопорных клапанов турбины) ниже 80 °С производится полным в один прием открытием клапанов на линии выпара из встроенных сепараторов сразу после включения одной - двух форсунок (горелок). Это позволяет исключить тепловые удары в толстостенных элементах вследствие конденсации пара на их холодных поверхностях, наблюдающиеся при скачкообразном повышении давления пара в паропроводах до 3 - 4 кгс/см2, которого трудно избежать при более позднем подключении пароперегревателя;

б) при простоях меньшей продолжительности, когда температура металла неостывших элементов тракта СКД не допускает заполнения водой, подключение пароперегревателя начинается при температуре среды перед ВЗ не ниже 260 - 270 °С, это обеспечивает достаточно эффективную работу встроенных сепараторов. Плавное открытие клапанов на линии выпара и дренирование паропроводов от сепараторов и за ВЗ гарантирует надежный температурный режим пароперегревателя и камер котла;

в) при пусках из горячего и близкого к нему состояния (при сохранившемся избыточном давлении в тракте котла до ВЗ) для исключения захолаживания выходных камер котла и паропроводов в качестве второго критерия, определяющего начало подключения пароперегревателя, принимается температура газов в поворотной камере котла, которая должна быть около 500 °С при пусках после простоя продолжительностью до 8 ч и около 400 °С при пусках после простоя большей продолжительности.

13. Работа встроенных сепараторов организуется с проскоком пара, гарантирующим исключение забросов влаги в пароперегреватель.

Управление сбросом среды из встроенных сепараторов, дистанционное и автоматическое, ведется по температуре среды перед ВЗ по единой для пусков из всех тепловых состояний программе, которая должна быть указана в местной рабочей инструкции.

14. Различный темп естественного остывания элементов главного паропровода и блоков клапанов ЦВД турбины требует определенной технологии их предварительного прогрева:

а) при пусках блоков из холодного и неостывшего состояния (при температуре блоков клапанов парораспределения ниже 150 °С) предварительный прогрев главных паропроводов производится сразу до блоков клапанов парораспределения ЦВД совместно с прогревом ГПЗ и стопорных клапанов, которые открываются при сборке схемы. Регулирующие клапаны при этом должны быть закрыты. Это позволяет исключить тепловые удары в толстостенных элементах блоков клапанов парораспределения вследствие конденсации пара на их холодных поверхностях, наблюдающиеся при скачкообразном повышении давления пара до 5 - 6 кгс/см2, которого трудно избежать при более позднем открытии ГПЗ. Критерием завершения предварительного прогрева является достижение температуры пара перед блоками клапанов парораспределения ЦВД турбины 220 - 230 °С, при которой обеспечивается превышение над температурой насыщения в 50 - 60 °С;

б) при пусках блока из неостывшего состояния (при температуре блоков клапанов парораспределения выше 150 °С) начальный предварительный прогрев главных паропроводов проводится при закрытых ГПЗ, которые открываются после получения перегретого пара перед ними. Предварительный прогрев ГПЗ и участков главных паропроводов после ГПЗ выполняется совместно с прогревом блоков клапанов парораспределения при открытых стопорных и закрытых регулирующих клапанах. Давление свежего пара при этом повышается до 40 - 50 кгс/см2 с помощью прикрытия ПСБУ. Прикрытие ПСБУ производится после достижения температуры свежего пара перед турбиной 270 °С.

Критериями завершения предварительного прогрева являются:

- прогрев блоков клапанов парораспределения высокого давления до температуры, отличающейся от температуры металла паровпуска ЦВД не более чем на 50 °С;

- догрев главных паропроводов перед ГПЗ до температуры металла паровпуска ЦВД.

Указанная в графиках-заданиях пуска блока из неостывшего состояния продолжительность этой операции определена по максимальной начальной температуре металла паровпуска ЦВД, максимальной начальной разности температур металла паровпуска ЦВД и блоков клапанов парораспределения высокого давления;

в) при пусках блока из горячего состояния предварительный прогрев главных паропроводов, ГПЗ и блоков клапанов парораспределения высокого давления не производится; ГПЗ открываются при сборке схемы.

15. Температура свежего пара за пусковым впрыском перед толчком ротора устанавливается на 80 - 100 °С выше температуры металла паровпуска ЦВД, но не выше 500 °С при пусках блока на сепараторном режиме и не выше номинальной при пусках на прямоточном режиме. При пусках блока из холодного состояния температура свежего пара перед толчком ротора турбины устанавливается на минимальном по условиям регулирования уровне (280 °С).

16. При естественном остывании моноблока 300 МВт уровни температуры металла паровпуска ЦСД, блоков клапанов парораспределения ЦСД и паропроводов горячего промперегрева сохраняются достаточно близкими. Это позволяет применить без опасных захолаживаний ЦСД турбины технологию пуска блока без предварительного прогрева системы промперегрева или с ограниченным его прогревом:

а) пуск блока без предварительного прогрева системы промперегрева может проводиться при следующем начальном тепловом состоянии оборудования:

- температура металла концевых участков паропроводов перед ЦСД турбины не ниже 100 °С;

- разница температур металла паровпуска ЦСД и центральной части паропровода промперегрева не выше 100 °С.

Соблюдение этих условий, которые при среднем качестве теплоизоляции паропровода обеспечиваются при продолжительности простоя примерно до 40 - 50 ч, гарантирует надежный температурный режим ЦСД;

б) при несоблюдении начальных критериев, позволяющих проводить пуск без предварительного прогрева, пуск блока проводится с предварительным прогревом системы промперегрева.

17. Указанная в графиках-заданиях пуска выдержка на 900 об/мин при ухудшенном вакууме (около 15 мин) ориентирована на выполнение основного критерия - догрева концевого участка паропровода до температуры не ниже 100 °С. При плохой изоляции основной трассы паропроводов горячего промперегрева выдержка на 900 об/мин должна увеличиваться на величину, обеспечивающую догрев основной трассы.

18. Последующая после завершения прогрева системы промперегрева выдержка на 900 об/мин (5 - 10 мин) задана для выполнения операций, которые должны предшествовать повышению частоты вращения ротора турбины до 3000 об/мин:

- по повышению вакуума в конденсаторе турбины не менее 0,88 кгс/см2 (около 650 мм рт. ст.);

- по открытию защитных клапанов ЦСД турбины и закрытию сбросов паропроводов горячего промперегрева;

- по открытию клапанов Др-3 на линии выпара из встроенных сепараторов.

19. Для обеспечения допустимого темпа прогрева перепускных труб ЦВД турбины при пусках блока из неостывшего состояния, кроме пониженного вакуума в конденсаторе турбины и полного открытия ПСБУ, предусматривается снижение давления свежего пара прикрытием клапанов Др-3 до 25 - 30 % по УП и плавное, за 10 мин, повышение частоты вращения ротора турбины до 900 об/мин с последующей выдержкой не менее 10 мин. Эта технология пуска турбины обеспечивает открытие всех регулирующих клапанов при повышении частоты вращения ротора до 900 об/мин. При пусках блока из неостывшего состояния без предварительного прогрева системы промперегрева открытие клапанов Др-3 на линии выпара из встроенных сепараторов производится через 5 мин после повышения частоты вращения ротора турбины до 900 об/мин, а повышение вакуума в конденсаторе турбины производится с момента достижения частоты вращения ротора 900 об/мин.

При пусках блока из холодного и горячего состояний снижение давления свежего пара прикрытием клапанов Др-3 не предусматривается.

20. При пуске блока из холодного состояния и начальной температуре ЦСД турбины ниже 100 °С продолжительность выдержки на 900 об/мин после открытия защитных клапанов определяется: прогревом ротора среднего давления по условиям его хладоломкости.

21. Перед начальным нагружением турбины для соблюдения допустимых разностей температур по радиусу ротора среднего давления температура пара промперегрева перед ЦСД должна превышать температуру паровпуска ЦВД на 80 - 100 °С, но не превышать номинальное значение. При пусках из холодного состояния температура пара промперегрева перед ЦСД турбины к выходу на холостой ход поддерживается на минимальном по условиям регулирования уровне (около 270 °С).

22. Включение системы обогрева фланцевых соединений ЦВД и ЦСД турбины рекомендуется при температуре фланцев не выше 300 °С и производится при сборке схемы блока. Ограничение зоны режимов использования системы обогрева фланцевых соединений ЦВД и ЦСД определяется необходимостью уменьшить захолаживание фланцев в начальный период после включения системы обогрева (при ее прогреве), имеющей значительную металлоемкость.

23. Отключение системы обогрева фланцевого соединения ЦВД производится после повышения температуры поверхности фланцев до 340 - 350 °С (по штатному измерению в сечения VIII - X шпилек).

24. Отключение системы обогрева фланцевого соединения ЦСД производится после повышения температуры поверхности фланцев до 340 °С (по штатному измерению в сечения II - III шпилек).

25. Продолжительность нагружения блоков 300 МВт с турбинами ХТГЗ, определенная по условиям прогрева фланцевых соединений ЦВД и ЦСД с использованием их систем обогрева, несколько меньшая, чем продолжительность нагружения блоков с турбинами ЛМЗ, определенная по условиям прогрева роторов для пусков из холодного и неостывшего состояний. В связи с отсутствием расчетов термонапряженного состояния роторов для турбин К-300-240 ХТГЗ при пусках блока из холодного и неостывшего состояний темп нагружения турбины принимался аналогичный блокам 300 МВт с турбинами ЛМЗ, определенный по термонапряженному состоянию роторов. Продолжительность нагружения для турбин ЛМЗ выбиралась по условиям прогрева роторов, обеспечивающим, на протяжении всего пуска предельно допустимые напряжения (или соответствующие им перепады температур в металле) с учетом необходимого запаса на эксплуатационные отклонения температуры пара от заданной графиком-заданием.

26. При пусках блока из горячего состояния термонапряженное состояние деталей не лимитирует продолжительность нагружения, и она определяется технологическими условиями и возможностями оперативного персонала.

27. Переход на номинальное давление свежего пара осуществляется при нагрузке 180 МВт, что с достаточным эксплуатационным запасом обеспечивается по суммарному гидравлическому сопротивлению узла встроенных сепараторов, байпасирующих встроенную задвижку котла, первичного пароперегревателя и главных паропроводов, определяющему предельный уровень давления перед ВЗ.

По условиям термонапряженного состояния стопорных клапанов и для исключения заметного захолаживания ЦВД переход на номинальное давление пара осуществляется за 15 - 20 мин при одновременном повышении температуры свежего пара примерно на 40 °С.

28. Прогрев ПТН производится паром от III отбора турбины при частоте вращения ротора ПТН около 1000 об/мин. При пусках блока после простоя продолжительностью более 50 ч прогрев начинается при нагрузке 100 - 110 МВт. При пусках после простоев меньшей продолжительности прогрев начинается при нагрузке 30 - 40 МВт. Схема для прогрева турбопривода должна собираться одновременно со схемой паропроводов блока.

Переход питания с ПЭН на ПТН должен проводиться при нагрузке блока около 180 МВт, до перехода на номинальное давление свежего пара, что повышает надежность выполнения этой операции.

29. Температура свежего пара при пусках блока регулируется пусковым впрыском и штатными впрысками. Пусковой впрыск включается в работу при достижении "толчковой" температуры свежего пара и используется на всех этапах пуска блока до повышения температуры пара до номинальной.

Диапазон регулирования пускового впрыска обеспечивается вводом 2-го впрыска, а последнего - вводом 1-го впрыска. При достижении расчетной температуры пара за котлом (до пускового впрыска) и за поверхностью нагрева, контролируемой 1-м впрыском, соответствующие впрыски переводятся на автоматическое управление.

30. Регуляторы питания или топлива, контролирующие температуру пара в промежуточном сечении тракта котла до 1-го впрыска, должны включаться в работу при нагрузке блока 40 - 60 % номинальной.

31. Температура пара промперегрева при пусках блока регулируется пусковыми впрысками и байпасами промперегрева. Указания по использованию пусковых средств регулирования ориентированы на предусмотренное типовой пусковой схемой выполнение пусковых впрысков за котлом и паровых байпасов перед турбиной. При другой компоновке пусковых впрысков и паровых байпасов эти указания в рабочих инструкциях должны быть скорректированы, исходя из местных условий.

32. Паровые байпасы включаются только при пусках после простоев продолжительностью не менее 50 ч и при повышении температуры пара перед ЦСД турбины до требуемого графиком-заданием значения. При пусках из холодного состояния и после простоя продолжительностью 50 - 90 ч паровые байпасы следует включать на холостом ходу турбогенератора; при пусках после простоя продолжительностью не менее 50 ч - после взятия начальной нагрузки и лишь при значительных задержках - на холостом ходу.

33. Отключение паровых байпасов и переход на пусковые впрыски следует производить в диапазоне нагрузок блока 50 - 90 МВт. Температура газов в поворотной камере до полного отключения байпасов не должна превышать 620 °С.

34. При пусках после простоев продолжительностью менее 50 ч необходимость ограничения роста температуры пара перед ЦСД турбины возникает при нагрузке более 40 - 50 МВт. Это позволяет использовать для регулирования только пусковой впрыск, так как при этой нагрузке обеспечиваются надежные условия испарения впрыскиваемой воды в потоке пара без выпадания влаги на стенки паропроводов.

35. Пусковой впрыск используется на всех последующих этапах нагружения блока до достижения номинального значения температуры пара перед ЦСД турбины. Диапазон регулирования пускового впрыска обеспечивается вводом аварийного впрыска.

Упрощение условий регулирования температуры пара промперегрева при пусках блока с отказом от использования паровых байпасов возможно лишь после завершения конструктивной доводки пусковых впрысков с обеспечением надежных условий испарения впрыскиваемой воды в потоке пара на всех этапах пуска блока, в том числе на холостом ходу и после взятия начальной нагрузки.

36. При отсутствии на блоках пусковых впрысков рекомендуется:

- при пусках блока из холодного и неостывшего состояний отключение паровых байпасов с переходом на аварийный впрыск производить при нагрузке блока 30 % номинальной (температура газов в поворотной камере котла не выше 620 °С), предусмотрев в рабочих графиках выдержку на этой нагрузке;

- при пусках блока из горячего состояния использовать только штатные средства регулирования.

37. Применение технологии пуска блока из горячего резерва на прямоточном режиме позволяет наиболее быстро восстановить исходную нагрузку блока. Номинальная нагрузка может быть достигнута через 60 - 70 мин после включения форсунок (горелок) котла.

Основными особенностями технологии пуска блока из горячего резерва, обеспечивающими уменьшение расхолаживания котла, главных паропроводов и турбины, является:

- минимальная с учетом требований ПТЭ длительность вентиляции газовоздушного тракта котла перед пуском;

- оперативное установление растопочного расхода воды в котел за 1,0 - 1,5 мин непосредственно перед розжигом форсунок с последующим быстрым, за 2 - 3 мин, увеличением расхода топлива до растопочного;

- снижение давления свежего пара перед турбиной перед толчком ротора до 160 - 180 кгс/см2.

38. В зависимости от применяемой технологии остановы блока подразделяются на следующие группы:

- без расхолаживания котла, турбины и паропроводов;

- с расхолаживанием турбины;

- с расхолаживанием котла и паропроводов;

- с расхолаживанием тракта котла до ВЗ;

- аварийный.

39. Останов без расхолаживания оборудования проводится при выходе блока в резерв, а также при необходимости проведения ремонтных работ, не связанных с тепловым состоянием котла, турбины и паропроводов.

Технология останова предусматривает разгрузку блока примерно до 150 МВт с последующим погашением котла, быстрой разгрузкой турбины до 90 МВт и ее отключением. После отключения котла сохраняется давление до ВЗ и выпускается пар из пароперегревателя.

40. Останов с расхолаживанием турбины проводится при выводе блока в капитальный ремонт, а также в случаях, когда предполагаются ремонтные работы, требующие остывания турбины. Расхолаживание турбины проводится глубокой разгрузкой блока, плавным снижением температуры свежего пара до 310 - 320 °С и пара промперегрева до 280 - 300 °С при включенной системе обогрева фланцевых соединений цилиндров. Более глубокое расхолаживание ЦВД турбины (до температуры пара в камере регулирующей ступени около 180 °С) проводится на завершающей стадии путем прикрытия регулирующих клапанов ЦВД и открытия ПСБУ с поддержанием постоянного давления перед ними.

Технология останова ориентирована на изменение на каждом этапе расхолаживания лишь одного из регулирующих параметров (нагрузки, давления, температуры свежего пара и пара промперегрева, положения регулирующих клапанов ЦВД).

41. Останов с расхолаживанием котла и паропроводов проводится при необходимости срочного ремонта котла или паропровода и невозможности обеспечить условия выполнения его расхолаживанием тракта до ВЗ.

Рекомендуемая разделом 9 настоящей Инструкции технология расхолаживания должна проверяться применительно к каждому варианту компоновки главного паропровода. Для выполнения проверки режима расхолаживания на главном паропроводе одного из блоков должны быть проведены дополнительные измерения температуры металла тупиковых (в режиме расхолаживания) зон (нижние образующие коллектора главных предохранительных клапанов и основных магистралей перед входными патрубками ГПЗ, корпус ПСБУ), которые вместе со штатными измерениями температур металла паропроводов и выходных коллекторов должны фиксироваться регистраторами. В ходе проверки необходимо убедиться в достаточной глубине расхолаживания тупиковых зон и уточнить максимальные скорости охлаждения металла, которые в момент снижения должны быть не более 8 - 10 °С /мин для главного паропровода диаметром 325×60 мм и 6 - 8 °С/мин для выходных коллекторов диаметром 426×90 мм.

При удовлетворительных результатах проверки в местной инструкции должен быть задан режим расхолаживания на основании рекомендаций раздела 9 настоящей Инструкции.

При недостаточной глубине расхолаживания тупиковых зон в местной инструкции должна быть дополнительно указана продолжительность остывания этих зон до температуры 150 °С (с момента окончания расхолаживания) по условиям недопустимости опрессовки пароперегревателя СКД при более высоких температурах металла.

При недопустимых скоростях охлаждения металла труб паропровода или выходных коллекторов вместо расхолаживания котла и паропроводов выпуском собственного пара в местной инструкции должно быть предусмотрено технологически более сложное расхолаживание на сепараторном режиме на основании рекомендаций приложения 6.

42. Останов с расхолаживанием тракта котла до ВЗ проводится при необходимости производства ремонтных работ в топке и на пароводяном тракте до ВЗ. Расхолаживание ведется после отключения турбины выпуском пара и последующей прокачкой воды со сбросом среды из встроенных сепараторов в растопочный расширитель.

43. При аварийном отключении блока защитами или персоналом до установления причины останова производятся консервация котла с сохранением давления во всем водопаровом такте и уплотнение газовоздушного тракта.

После установления причины останова, но не позднее чем через 10 мин после отключения блок должен готовиться к пуску на прямоточном или сепараторном режиме либо должны быть продолжены операции по выводу оборудования в ремонт.


Приложение 4

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМОВ ПУСКА МОНОБЛОКА МОЩНОСТЬЮ 300 МВт ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТЕПЛОВЫХ СОСТОЯНИЙ
ПРИ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОБОГРЕВА ФЛАНЦЕВ И ШПИЛЕК ТУРБИНЫ

Исходная температура верха корпуса турбины в зоне паровпуска, °С Ориентировочная продолжительность простоя блока, ч Продолжительность пуска от розжига горелок до толчка ротора турбины, ч - мин Продолжительность прогрева БКП, мин Параметры пара перед толчком ротора турбины Продолжительность прогрева ППГ на 1000 об/мин, мин Продолжительность повышения частоты вращения ротора турбины, мин Продолжительность прогрева ППГ на 1000 об/мин, мин Продолжительность нагружения до 180 МВт, ч - мин Параметры пара при N = 180 МВт Продолжительность перехода на номинальное давление, ч - мин Продолжительность нагружения до 300 МВт, ч - мин Параметры пара к моменту окончания нагружения (до 300 МВт) Общая продолжительность нагружения, ч - мин Общая продолжительность пуска блока, ч - мин
ЦВД ЦСД БКП ППГ Ро кгс/см2 tо °С tпп °С Ро кгс/см2 tо °С tпп °С tо °С tпп °С
≤150 > 90 0 - 30   2 - 50 0 - 50 4 - 00 6 - 00
240 - 260 150 - 190 110 - 155 90 - 70 1 - 50 8 - 10 340 - 360 270 - 290 2 - 20 460 - 500 435 - 450 0 - 50 520 - 540 3 - 30 6 - 40
280 - 320 210 - 245 190 - 220 60 - 70 60 - 50 2 - 25 8 - 10 380 - 420 310 - 345 1 - 20 450 - 470 415 - 435 0 - 50 520 - 530 2 - 30 6 - 05
330 - 350 255 - 300 240 - 310 80 - 130 45 - 32 2 - 15 8 - 10 430 - 450 350 - 400 1 - 15 475 - 485 440 - 460 0 - 40 2 - 15 5 - 45
360 - 370 310 - 340 320 - 350 140 - 170 30 - 24 1 - 55 8 - 10 460 - 470 410 - 440 1 - 10 470 - 490 0 - 30 2 - 00 4 - 55
390 - 400 370 - 380 390 - 420 220 - 300 18 - 12 1 - 35 8 - 10 490 - 500 470 - 480 1 - 10 490 - 510 0 - 30 520 - 530 2 - 00 4 - 40
≥ 400 ≥ 400 470 - 510 350 - 480 8 - 2 0 - 50 500 - 520 0 - 45 500 - 520 0 - 30 525 - 540 1 - 30 3 - 10
Примечание. БКП - блоки клапанов парораспределения; ППГ - трубопроводы горячего промперегрева.

 


Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОЗНАЧЕНИЙ ОПЕРАЦИЙ И ПАРАМЕТРОВ, ПРИНЯТЫХ В ГРАФИКАХ-ЗАДАНИЯХ

I - розжиг горелок (форсунок);
II - III - открытие клапанов Др-3;
III - ввод пусковых впрысков в главные паропроводы;
IV - прикрытие клапанов Др-3;
V - VI - прогрев паропроводов промперегрева и перепускных труб ЦВД турбины;
VI - повторное открытие клапанов Др-3;
VII - открытие стопорных клапанов ЦСД и закрытие сбросных клапанов;
VIII - включение системы обогрева фланцевого соединения корпуса ЦВД;
IX - включение байпасов промежуточного пароперегревателя;
X - включение генератора в сеть, закрытие ПСБУ, полное открытие регулирующих клапанов турбины;
XI - включение системы обогрева фланцевого соединения корпуса ШД;
ХII - включение пусковых впрысков в паропроводы горячего промперегрева, начало отключения байпасов промежуточного пароперегревателя;
ХIII - перевод котла на прямоточный режим, отключение байпасов промежуточного пароперегревателя;
XIV - начало прогрева ПТН;
XV - переход с ПЭН на ПТН;
XVI - отключение системы обогрева фланцевого соединения корпуса ЦВД;
ХVII - отключение системы обогрева фланцевого соединения корпуса ЦСД;
ХVIII - отключение пусковых впрысков в главные паропроводы и паропроводы промежуточного пароперегревателя;
N - электрическая нагрузка;
n - частота вращения ротора турбогенератора;
V - вакуум в конденсаторе;
Ро - давление свежего пара перед турбиной;
WK - расход воды на поток;
В - расход топлива;
tВ3 - температура среды перед встроенной задвижкой;
tо - температура свежего пара за пусковым впрыском;
tкрс - температура пара в камере регулирующей ступени;
tЦВД - температура металла верха ЦВД в зоне паровпуска;
tnn - температура пара промперегрева перед ЦСД;
tЦСД - температура металла верха ЦСД в зоне паровпуска;
УПРКД - положение регулирующего клапана дренажей паропроводов свежего пара перед ГПЗ.

Приложение 6

ОСТАНОВ БЛОКА С РАСХОЛАЖИВАНИЕМ КОТЛА И ПАРОПРОВОДОВ
НА СЕПАРАТОРНОМ РЕЖИМЕ

1. Перед остановом блока перевести деаэраторы, эжекторы и уплотнения турбины на питание паром от коллектора 13 кгс/см2.

2. За счет снижения производительности котла разгрузить блок со скоростью 3 MBт/мин до 140 - 150 МВт и перейти с ПТН на ПЭН.

3. Разгрузку пылеугольного котла производить за счет отключения пылепитателей горелок верхнего яруса. Одновременно включить две - три мазутные форсунки нижнего яруса для предотвращения затягивания леток шлаком.

Разгрузку мазутного котла производить за счет снижения давления мазута перед горелками с помощью регулирующего клапана. После исчерпания диапазона регулирования клапаном дальнейшее уменьшение тепловыделения в топке производить за счет отключения горелок верхнего яруса.

4. Дальнейшее разгружение выполнить за счет перевода турбины на скользящее давление свежего пара. Котел перевести на режим с дросселированием в тракте. При этом выполнить следующие операции:

- закрыть ВЗ;

- поставить клапаны Др-1 на автомат, поддерживая давление перед ВЗ 250 кгс/см2;

- плавно полностью открыть регулирующие клапаны ЦВД;

- перевести схему впрысков на работу со сбросом в деаэратор.

5. Подготовить к работе расширитель 20 кгс/см2, для чего открыть:

- клапан регулятора уровня в расширителе;

- задвижку СЗ-3 на трубопроводе сброса воды в конденсатор;

- задвижку СЗ-5 на трубопроводе подачи пара в деаэратор.

6. Продолжая разгружение блока, плавно сократить расход воды до растопочного, одновременно сокращая расход топлива. После этого перевести хотел на сепараторный режим, для чего:

- открыть задвижки на линиях сброса из встроенных сепараторов;

- приступить при продолжении снижения расхода топлива к открытию клапанов Др-2 в зависимости от температуры среды до ВЗ.

7. Перевести пылеугольный котел полностью на сжигание мазута. Установить расход мазута на уровне 20 - 22 т/ч.

8. После снижения температуры газов в поворотной камере ниже 600 °С полностью открыть ПСБУ и отключить турбину, сохранив вакуум не менее 0,76 кгс/см2 (около 550 мм рт. ст.).

9. После закрытия обжать ГПЗ вручную и выполнить следующие операции:

а) открыть:

- дренажи главного паропровода до и после ГПЗ;

- дренажи холодных ниток промперегрева;

- дренажи тупиковых зон и перемычек главного паропровода;

б) закрыть (проверить закрытие) арматуру аварийных впрысков и впрыска в паропровод за сбросным клапаном промперегрева.

10. Стабилизировать режим расхолаживания:

- расход воды по 150 т/ч на нитку;

- температура газов в поворотной камере 520 - 570 °С;

- температура среды перед ВЗ 350 - 380 °С.

11. Приступить к расхолаживанию выходных коллекторов КПП и главного паропровода вводом впрыска III ступенями по 5 - 10 % УП из условия снижения температуры за котлом по 30 °С на ступень с выдержкой по 15 мин между ними. В течение 1,5 - 2 ч снизить температуру за котлом до 300 - 320 °С.

12. Приступить к расхолаживанию промежуточных коллекторов пароперегревателя СКД вводом впрыска II ступенями по 5 - 10 % УП с выдержкой между ними по 10 мин.

13. После снижения температуры перед впрыском II до температуры насыщения, соответствующей давлению в пароперегревателе, или снижения до этого уровня температуры металла выходных коллекторов II ступени ширм (крайний подпоток) дальнейший ввод впрыска II прекратить.

Дополнительный вводом впрыска III снизить температуру среды за котлом до температуры насыщения. При этом тщательно контролировать температуру за ГПЗ. В случае резкого снижения ее дальнейшее расхолаживание прекратить и обветрить пароперегреватель.

14. Через 10 мин после достижения температуры насыщения за котлом уменьшить тепловыделение до снижения температуры в поворотной камере около 500 °С (расход мазута примерно 12 т/ч).

15. Через 10 мин уменьшить тепловыделение до температуры в поворотной камере около 450 °С (расход мазута около 8 т/ч).

16. Через 10 мин потушить котел, продолжая прокачку среды со сбросом через клапан Др-2, ПСБУ и дренажи. Температуру питательной воды поддерживать на уровне 100 - 120 °С. При возникновении вибрации или гидроударов в сбросных трубопроводах ПСБУ клапан ПСБУ закрыть, продолжая сброс среды через клапан Др-2 и дренажи.

17. Расхолаживание закончить после снижения температуры за котлом ниже 150 %.

18. После окончания расхолаживания:

- прекратить подачу питательной воды, остановив ПЭН;

- сдренировать котел;

- остановить конденсационную установку, отключить эжекторы и после полного снижения вакуума прекратить подачу пара на уплотнения турбины;

- закрыть задвижку на линии подачи пара в деаэратор от коллектора 13 кгс/см2;

- продолжать вентиляцию котла до начала ремонтных работ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения 2. Пуск блока из холодного состояния 2.1. Подготовительные операции 2.2. Пуск блока 3. Пуск блока из неостывшего состояния с прогревом паропроводов промперегрева 4. Пуск блока из неостывшего состояния без прогрева паропроводов промперегрева 5. Пуск блока из горячего состояния 6. Пуск блока из состояния горячего резерва 7. Останов блока без расхолаживания оборудования 8. Останов блока с расхолаживанием турбины 9. Останов блока с расхолаживанием котла и паропроводов 10. Останов блока с расхолаживанием тракта котла до встроенной задвижки 11. Аварийный останов блока Приложение 1 Порядок включения технологических защит при пуске блока Приложение 2 Порядок включения автоматических регуляторов при пуске блока Приложение 3 Основные технологические принципы организации режимов пуска и останова блока Приложение 4 Краткая характеристика режимов пуска моноблока мощностью 300 МВт из различных тепловых состояний при модернизированной системе обогрева фланцев и шпилек турбины Приложение 5 Перечень обозначений операций и параметров, принятых в графиках-заданиях Приложение 6 Останов блока с расхолаживанием котла и паропроводов на сепараторном режиме

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.