Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАРТЕРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ СУДОВ



 

Принципиальным чартерным условием является обра­ботка судна в портах погрузки и выгрузки. Основными вопроса­ми, решаемыми при согласовании этого условия, являются принципы и порядок распределения между сторонами расходов, связанных с заходом и обработкой судна в порту, продолжи­тельность и порядок счета предполагаемого времени нахожде­ния судна под обработкой, штрафные и поощрительные меры за отклонения от норм его использования. Судовладелец оплачива­ет все портовые сборы и платы, начисляемые на судно, а фрах­тователь — сборы, относимые на груз. К тому же судовладелец обязан предоставить в бесплатное пользование во время обра­ботки судна судовые лебедки, бегущий такелаж, энергий для освещения и работы лебедок и, если не запрещено местным за­конодательством (профсоюзами), предоставляет обслуживаю­щий персонал из числа команды для обслуживания лебедок.

Расходы на погрузку груза принято делить на непосред­ственно погрузку (зацепка груза на гак и опускание его на палу­бу или пайол судна) и внутритрюмные работы (стивидорные) — штивка насыпных, навалочных и укладка генеральных грузов. Расходы, относимые на погрузку или выгрузку груза, ограничи­ваются перемещением его в зоне досягаемости судовых стрел или береговых кранов.

На морском транспорте используется международная система сокращений, обозначающая порядок распределения расходов по грузовым операциям между фрахтовщиком и фрах­тователем. Наибольшее распространение из них получили сле­дующие:

ФРИ ИН (Free in) - судовладелец свободен от расходов по погрузке;

ФРИ АУТ (Free out)- судовладелец свободен от расхо­дов по выгрузке;

ФИО (Free in and out) - судовладелец свободен от расхо­дов по погрузке и выгрузке;

ФИОС ( Free in and out and fee stowed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке, укладке й зыгрузко грузов;

ФИОТ {Free in and out and free trimmed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке, штивке й выгрузке грузов;

ФИОС/Т (Free in and out and free stowed/ trimmed) - су­довладелец свободен от расходов по погрузке, укладке (разрав­нивании и выгрузке грузов;

ЛАЙНЕР ТЕРМС (Liner terms) - при перевозке массо­вых грузов перевозчик обеспечивает за свой счет и риск прием и сдачу .грузов на портовых складах и несет расходы по переме­щению груза; склад-трюм, трюм-склад;

ГРОСС ТЕРМС (Gross terms) - судовладелец принимает на себя расходы по погрузке-выгрузке, включая штивку и таль­манские расходы: фрахтователь подает груз к борту судна или отвозит его со скоростью, с которой судно может принять или выдать груз; . ,

ФИКСИРОВАННАЯ СТАВКА (fixed price) - фрахтова­тель обеспечивает погрузку, укладку (разравнивание) или вы­грузку, а судно оплачивает эти работы по заранее оговоренной ставке.

Таким образом, договорившись о том. кто из сторон сделки будет обеспечивать и оплачивать грузовые работы, сто­роны фиксируют это с помощью перечисленных терминов в чартере и отмечают точное толкование такого термина.

В договорном Порядке устанавливается, кто из сторон буШЩ оплачивать стоимость подстилочного материала (денедж), сепарации, поскольку это также может быть значительной стать­ей издержек.

Одной из главных договоренностей об обработке судна считается условие о сталийном времени. Под сталийным (стади­ей) понимается установленное в договорном порядке время, в течение которого должна быть выполнена погрузка или выгруз­ка судна. Условие о сталийном времени объединяет такие ос­новные вопросы, как общая лродолжительность, порядок начала отсчета и структура сталийного времени. Продолжительность стадии определяется как количеством дней, часов либо исчисля­ется другими согласованными параметрами. Реже применяются условия, когда сталийное время определено не точно, например "груз должен подаваться так быстро, как судно может его полу­чать и укладывать", или вообще без договоренности о скорости грузовых работ.

На практике чаще предпочитают договариваться об ин­тенсивности обработки судна, имеющей количественное выра­жение. Такими параметрами являются нормы погрузочно- разгрузочных работ. Помимо удобств для расчета стадии по этим нормам фрахтователь и судовладелец может оценить свои возможности в обеспечении конкретной интенсивности погруз­ки или выгрузки судна. Нормы устанавливаются на судно в еди­ницу времени или на люк. Причем различают физический (лю­бой) и "рабочий люк", т. е. люк с определенными размерами, через который беспрепятственно можно производить грузовые операции, применяя определенную технологию.

Сталийное время рассчитывается делением количества груза на норму грузовых работ. Однако такой расчет применяет­ся только когда фиксируется норма грузовых работ на судно. Сложнее рассчитывается сталия при люковых нормах, когда возможны неоднозначные решения. Для упорядочения таких расчетов Балтийская и Международная морская конференция в 1980 г. разработала специальный документ с рекомендациями о порядке определения сталии, в котором для грузовых норм на 1 люк рассмотрены два варианта расчета: "на работающий (рабо­чий) люк" и просто "люк".

Первый вариант предусматривает расчет сталийного времени по максимальному трюму - делением количества груза в нем на люковую норму грузовых работ. При втором варианте сталийное время определяют делением всего количества груза на норму грузовых работ по судну.

Для того чтобы избежать споров и различных толкова­ний в подсчете сталийного времени, в чартерах фиксируется продолжительность дня (чаще 24 ч), продолжительность пред­выходных, предпраздничных и послепраздничных (выходных) дней, которая обычно составляй 2/3 или 3/4 полного рабочего дня.

"Готовность судна" как коммерческое понятие определяется технической готовностью, т.е. предполагает наличие исправного корпуса, судовой энергетической установки, грузовых устройств и т. д.; технологическая готовность-готовность (защищенность, просушенность, снабжение рыбинсами и т. д.) трюмов для прие­ма данного груза (открыты люки, имеется энергия и готовы ле­бедчики для работы на стрелах или кранах судна); коммерческая готовность - оформление формальностей и получение свободной практики.

Через определенное время после подачи нотиса и акцеп­та фрахтователем начинается отсчет сталийного времени. При этом должно быть уточнено, в какое время может судовладелец подать нотис (только в рабочие дни и часы или иначе); должно ли при этом судно находиться у причала либо действует оговор­ка "независимо от того, находится ли судно у причала ".

В чартере со ссылкой на причал сталийное время не на­чинается до тех пор, пока судно не прибудет к этому причалу, а при чартере со ссылкой на порт отсчет начинается с момента прибытия судна в пределы коммерческих границ порта, конечно при соблюдении прочих условий о готовности судна.

Период между подачей нотиса и началом отсчета ста­лийного времени предназначен для окончательной подготовки фрахтователя к приему судна. Продолжительность периода за­висит от объема и трудоемкости подготовки и составляет при­мерно 6-24 ч. Во многих чартерах применяется формула: если нотис подан до 13 ч, то сталийное время начинает исчисляться с 13 ч, если после 13 ч, то с утра следующего дня.

В чартере должен быть оговорен вопрос о том, как по­ступить, если условия сталийного времени фрахтователем не будут точно реализованы, т. е. судно будет задержано иди, на­оборот, обработано досрочно. В первом случае у судовладельца появятся непредвиденные расходы из-за простоя судна, а во вто­ром - возможность заработать дополнительный фрахт, Реквизи­ты чартера, в которых фиксируется порядок взаимоотношения сторон за несоблюдения условия о стапии, носит название усло­вий о демередже и диспаче.

Демередж - это денежная компенсация, выплачиваемая фрахтователем судовладельцу в покрытие понесенных им рас­ходов из-за задержки судна после окончания-сталийного време­ни. Выплата демереджа производится при задержке судна по вине фрахтователя, а время простоя называется юнтрстапгш- нъш. Для расчета демережда в чартерах согласовываются специ­альные ставки. Продолжительность контрсталии иногда ограни­чивают определенным количеством Дней, а время простоя сверх этого лимита называется сверхконтрсталийным. Оно оплачива­ется фрахтователем по более высокой ставке, чем демередж (в 1,5-2,0 раза выше), и носит название детепшин. Детеншин пред­полагает возмещение не только расходов судовладельцу, но и упущенную им прибыль.

В случае досрочной обработки судна судовладелец эко­номит рейсовые расходы. К тому же у него появляется возмож­ность заработать дополнительный фрахт. Поэтому судовладелец заинтересован в досрочной обработке судна и соглашается по­ощрять за это фрахтователя, оплачивая так называемый диспач. Однако нельзя путать диспач и премию за досрочную обработку судна, поскольку между ними имеется чисто внешнее сходство. Диспач экономически оправдано рассматривать как возврат су­довладельцем фрахтователю сэкономленного фрахта, идущего на покрытие расходов по повышению интенсивности грузовых работ. Диспач служит стимулом для повышения фрахтователем темпов выполнения грузовых операций,

Для определения размера диспача в чартерах согласовы­вается его ставка, равная обычно половике ставки демереджа. Особо делается оговорка о том, что будет считаться сэконом­ленным временем, подлежащим оплате, т. е. "все спасенное вре­мя" или только "спасенное. сталийное время", "спасенное рабо­чее время".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.