Принципиальным чартерным условием является обработка судна в портах погрузки и выгрузки. Основными вопросами, решаемыми при согласовании этого условия, являются принципы и порядок распределения между сторонами расходов, связанных с заходом и обработкой судна в порту, продолжительность и порядок счета предполагаемого времени нахождения судна под обработкой, штрафные и поощрительные меры за отклонения от норм его использования. Судовладелец оплачивает все портовые сборы и платы, начисляемые на судно, а фрахтователь — сборы, относимые на груз. К тому же судовладелец обязан предоставить в бесплатное пользование во время обработки судна судовые лебедки, бегущий такелаж, энергий для освещения и работы лебедок и, если не запрещено местным законодательством (профсоюзами), предоставляет обслуживающий персонал из числа команды для обслуживания лебедок.
Расходы на погрузку груза принято делить на непосредственно погрузку (зацепка груза на гак и опускание его на палубу или пайол судна) и внутритрюмные работы (стивидорные) — штивка насыпных, навалочных и укладка генеральных грузов. Расходы, относимые на погрузку или выгрузку груза, ограничиваются перемещением его в зоне досягаемости судовых стрел или береговых кранов.
На морском транспорте используется международная система сокращений, обозначающая порядок распределения расходов по грузовым операциям между фрахтовщиком и фрахтователем. Наибольшее распространение из них получили следующие:
ФРИ ИН (Free in) - судовладелец свободен от расходов по погрузке;
ФРИ АУТ (Free out)- судовладелец свободен от расходов по выгрузке;
ФИО (Free in and out) - судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке;
ФИОС ( Free in and out and fee stowed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке, укладке й зыгрузко грузов;
ФИОТ {Free in and out and free trimmed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке, штивке й выгрузке грузов;
ФИОС/Т (Free in and out and free stowed/ trimmed) - судовладелец свободен от расходов по погрузке, укладке (разравнивании и выгрузке грузов;
ЛАЙНЕР ТЕРМС (Liner terms) - при перевозке массовых грузов перевозчик обеспечивает за свой счет и риск прием и сдачу .грузов на портовых складах и несет расходы по перемещению груза; склад-трюм, трюм-склад;
ГРОСС ТЕРМС (Gross terms) - судовладелец принимает на себя расходы по погрузке-выгрузке, включая штивку и тальманские расходы: фрахтователь подает груз к борту судна или отвозит его со скоростью, с которой судно может принять или выдать груз; . ,
ФИКСИРОВАННАЯ СТАВКА (fixed price) - фрахтователь обеспечивает погрузку, укладку (разравнивание) или выгрузку, а судно оплачивает эти работы по заранее оговоренной ставке.
Таким образом, договорившись о том. кто из сторон сделки будет обеспечивать и оплачивать грузовые работы, стороны фиксируют это с помощью перечисленных терминов в чартере и отмечают точное толкование такого термина.
В договорном Порядке устанавливается, кто из сторон буШЩ оплачивать стоимость подстилочного материала (денедж), сепарации, поскольку это также может быть значительной статьей издержек.
Одной из главных договоренностей об обработке судна считается условие о сталийном времени. Под сталийным (стадией) понимается установленное в договорном порядке время, в течение которого должна быть выполнена погрузка или выгрузка судна. Условие о сталийном времени объединяет такие основные вопросы, как общая лродолжительность, порядок начала отсчета и структура сталийного времени. Продолжительность стадии определяется как количеством дней, часов либо исчисляется другими согласованными параметрами. Реже применяются условия, когда сталийное время определено не точно, например "груз должен подаваться так быстро, как судно может его получать и укладывать", или вообще без договоренности о скорости грузовых работ.
На практике чаще предпочитают договариваться об интенсивности обработки судна, имеющей количественное выражение. Такими параметрами являются нормы погрузочно- разгрузочных работ. Помимо удобств для расчета стадии по этим нормам фрахтователь и судовладелец может оценить свои возможности в обеспечении конкретной интенсивности погрузки или выгрузки судна. Нормы устанавливаются на судно в единицу времени или на люк. Причем различают физический (любой) и "рабочий люк", т. е. люк с определенными размерами, через который беспрепятственно можно производить грузовые операции, применяя определенную технологию.
Сталийное время рассчитывается делением количества груза на норму грузовых работ. Однако такой расчет применяется только когда фиксируется норма грузовых работ на судно. Сложнее рассчитывается сталия при люковых нормах, когда возможны неоднозначные решения. Для упорядочения таких расчетов Балтийская и Международная морская конференция в 1980 г. разработала специальный документ с рекомендациями о порядке определения сталии, в котором для грузовых норм на 1 люк рассмотрены два варианта расчета: "на работающий (рабочий) люк" и просто "люк".
Первый вариант предусматривает расчет сталийного времени по максимальному трюму - делением количества груза в нем на люковую норму грузовых работ. При втором варианте сталийное время определяют делением всего количества груза на норму грузовых работ по судну.
Для того чтобы избежать споров и различных толкований в подсчете сталийного времени, в чартерах фиксируется продолжительность дня (чаще 24 ч), продолжительность предвыходных, предпраздничных и послепраздничных (выходных) дней, которая обычно составляй 2/3 или 3/4 полного рабочего дня.
"Готовность судна" как коммерческое понятие определяется технической готовностью, т.е. предполагает наличие исправного корпуса, судовой энергетической установки, грузовых устройств и т. д.; технологическая готовность-готовность (защищенность, просушенность, снабжение рыбинсами и т. д.) трюмов для приема данного груза (открыты люки, имеется энергия и готовы лебедчики для работы на стрелах или кранах судна); коммерческая готовность - оформление формальностей и получение свободной практики.
Через определенное время после подачи нотиса и акцепта фрахтователем начинается отсчет сталийного времени. При этом должно быть уточнено, в какое время может судовладелец подать нотис (только в рабочие дни и часы или иначе); должно ли при этом судно находиться у причала либо действует оговорка "независимо от того, находится ли судно у причала ".
В чартере со ссылкой на причал сталийное время не начинается до тех пор, пока судно не прибудет к этому причалу, а при чартере со ссылкой на порт отсчет начинается с момента прибытия судна в пределы коммерческих границ порта, конечно при соблюдении прочих условий о готовности судна.
Период между подачей нотиса и началом отсчета сталийного времени предназначен для окончательной подготовки фрахтователя к приему судна. Продолжительность периода зависит от объема и трудоемкости подготовки и составляет примерно 6-24 ч. Во многих чартерах применяется формула: если нотис подан до 13 ч, то сталийное время начинает исчисляться с 13 ч, если после 13 ч, то с утра следующего дня.
В чартере должен быть оговорен вопрос о том, как поступить, если условия сталийного времени фрахтователем не будут точно реализованы, т. е. судно будет задержано иди, наоборот, обработано досрочно. В первом случае у судовладельца появятся непредвиденные расходы из-за простоя судна, а во втором - возможность заработать дополнительный фрахт, Реквизиты чартера, в которых фиксируется порядок взаимоотношения сторон за несоблюдения условия о стапии, носит название условий о демередже и диспаче.
Демередж - это денежная компенсация, выплачиваемая фрахтователем судовладельцу в покрытие понесенных им расходов из-за задержки судна после окончания-сталийного времени. Выплата демереджа производится при задержке судна по вине фрахтователя, а время простоя называется юнтрстапгш- нъш. Для расчета демережда в чартерах согласовываются специальные ставки. Продолжительность контрсталии иногда ограничивают определенным количеством Дней, а время простоя сверх этого лимита называется сверхконтрсталийным. Оно оплачивается фрахтователем по более высокой ставке, чем демередж (в 1,5-2,0 раза выше), и носит название детепшин. Детеншин предполагает возмещение не только расходов судовладельцу, но и упущенную им прибыль.
В случае досрочной обработки судна судовладелец экономит рейсовые расходы. К тому же у него появляется возможность заработать дополнительный фрахт. Поэтому судовладелец заинтересован в досрочной обработке судна и соглашается поощрять за это фрахтователя, оплачивая так называемый диспач. Однако нельзя путать диспач и премию за досрочную обработку судна, поскольку между ними имеется чисто внешнее сходство. Диспач экономически оправдано рассматривать как возврат судовладельцем фрахтователю сэкономленного фрахта, идущего на покрытие расходов по повышению интенсивности грузовых работ. Диспач служит стимулом для повышения фрахтователем темпов выполнения грузовых операций,
Для определения размера диспача в чартерах согласовывается его ставка, равная обычно половике ставки демереджа. Особо делается оговорка о том, что будет считаться сэкономленным временем, подлежащим оплате, т. е. "все спасенное время" или только "спасенное. сталийное время", "спасенное рабочее время".