Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов



Дела об оспаривании нормативных правовых актов рас­сматриваются в арбитражном суде только в случаях, когда их рассмотре­ние в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

Часть 3 статьи 192 АПК РФ устанавливает правило, гарантирующее право на судебную защиту граждан и юри­дических лиц: обращение заинтересованного лица в вы­шестоящий в порядке подчиненности орган или к долж­ностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заин­тересованных лиц, обратившихся с требованием о призна­нии такого акта недействующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о призна­нии недействующим нормативного правового акта, приня­того государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, при со­блюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый нормативный правовой акт или от­дельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим боль­шую юридическую силу;

2) оспариваемый нормативный правовой акт или от­дельные его положения нарушают их права и закон­ные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нихкакие-либо обязанности и создают иные пре­пятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случаях, предусмотренных ст. 52 АПК РФ, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуп­равления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлени­ями о признании нормативных правовых актов недейству­ющими, если выполняются одновременно два условия:

1) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному пра­вовому акту, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения на­рушают права и законные интересы граждан, орга­низаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К компетенции арбитражного суда не относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к подведом­ственности судов общей юрисдикции.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК РФ для искового заявления.

Кро­ме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, орга­на местного самоуправления, иного органа, должно­стного лица, принявших оспариваемый норматив­ный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубли­кования и иные данные об оспариваемом норматив­ном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и на соответствие кото­рому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1—5 ст. 126 АПК РФ, как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого норма­тивного правового акта. Подача заявления в арбитражный суд не приоста­навливает автоматически действие оспариваемого норма­тивного правового акта. Приостановление действия нор­мативного правового акта не может применяться в качестве обеспечительной меры, так как в случае приостановления его действия могут быть нарушены права значительного числа участников хозяйственного оборота в результате неопределенности правового регулирования их правоотно­шений.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рас­сматривается коллегиальным составом судей.Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок подготовку дела к судебному разбирательству и принятий реше­ния по делу. По этой категории дел, как и по всем другим делам, рассматриваемым арбитражным судом, обязательно проведение пред­варительного судебного заседания в рамках подготовки дела к судебному разбирательству.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания за­явителя орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неяв­ка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препят­ствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд в судебном заседании осуществля­ет проверку оспариваемого акта или его отдельного поло­жения, устанавливает соответствие его федеральным конституционным законам, федеральным законам и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юри­дическую силу, а также полномочия органа или лица, при­нявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжа­ловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение ме­сяца со дня вступления в законную силу. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного пра­вового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не под­лежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или ли­цом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с зако­ном или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

 

Билет № 25

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.