Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Основные принципы зарубежных моделей



Социал-демократическая модель

Под этим заголовком рассматриваются основные прин­ципы так называемой скандинавской или нордической моде­ли. Главным принципом распределения социального обеспе­чения является универсализм. Имеется в виду, что социаль­ное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).

"Финансовая подкладка" этой модели держится на ста­бильном и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах как работодателей, так и работополучателей и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему на­логообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование раз­личных социальных служб. Это возможно при наличии силь­ного, но децентрализованного управления. Исторически ело- жилось, что коммуны в Скандинавии (Норвегии и Швеции) с XVIII в. отвечали за положение бедных, престарелых, детей (особенно, осиротевших).

Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. При этом прогрессия настолько велика, что шведские предпринима­тели, чтобы избежать налогового гнета, частенько стремят­ся зарегистрировать предприятие в Европе. Однако государ­ство держит под контролем и этот процесс. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на со­держание университетов, полиции, армии.

Хотя первой ввела обязательное страхование Германия при канцлере Бисмарке, Швеция отстала от нее ненадолго. Уже перед Первой мировой войной действовали две системы обязательного страхования: для пожилых и инвалидов (пен­сионное страхование по старости и инвалидности) и от без­работицы. Это позволило разорвать "обязательную" связь старости и бедности, привело к возникновению понятия "обес­печенная старость".

В 1930-е годы в Швеции и Норвегии (Финляндия в силу исторических причин запаздывала, однако после Второй мировой войны можно уже говорить о Скандинавии в целом) был сформулирован новый подход к социальным целям обще­ства. Необходимо было сократить разницу в условиях жиз­ни, так как оказалось, что социальная защита повышает спрос на товары и услуги на внутреннем рынке у "слабых" слоев населения и тем самым способствует экономическому росту.

В этот период оформилось разделение пенсии на "народ­ную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю стра­ны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, завися­щую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превы­шает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заин­тересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

В результате сложилась некая "картина социального мира", где четко обозначились группы, связанные с конкретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":

— дети до 6 лет;

— неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;

— старики;

— инвалиды (люди с дизабилитациями);

— безработные;

— "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).

Итак, активная перераспределительная политика реши­ла проблемы бедности, но не смогла решить проблемы "сла­бых групп". Подход к их решению базируется на следующих принципах:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может "выбросить" слабые элементы и должно предоставить возможности слабым "респектировать" свои потребности.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, охва­тывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих, большинство которых составляют женщины. Как следствие принципа социальных прав гражданина, уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать стигматизации социального обеспечения и поддер­живать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает достаточно успешное использова­ние корпоратизма, результатом чего является контролируе­мая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трех­сторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным пред­варительным условием высоко и хорошо организованное об­щество и является итогом политической приверженности прин­ципам институционального общества welfare в терминологии концепции Титмусса.

Консервативная модель

Эта модель имеет несколько названий. Некоторые назы­вают ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают опреде­ление "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финанси­руемой "социальными партнерами", как называют в ЕС на­нимателей и нанимаемых, консервативная модель базирует­ся на принципе достижений, где труд определяет последую­щее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев на­селения, которые не заняты постоянно или вообще не заня­ты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную по­мощь, обычно не очень большую. Соответственно консерва­тивная модель социальной политики ведет к появлению двой­ного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая во­обще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства при­надлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социаль­ного страхования:

Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;

Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;

Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

Уже этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня:

— увязывание размеров страховых взносов с заработ­ком, а, к примеру, не с тем или иным риском;

— распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

— публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа;

— пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности.

Фи­нансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмар­ка называли социалистом.

"Немецкая" модель построена на взаимных обяза­тельствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудово­го участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пен­сию в связи с утратой трудоспособности.

Либеральная модель

Либеральная модель также рассматривает рынок как наи­более важную сферу для организации человеческого взаимо­действия, но отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотре­но социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеоб­щую ответственность за социальное обеспечение всех граж­дан. Соответственно социальное обеспечение связано с глу­бокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

Нужно отметить, что либеральная модель (как и все ос­тальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либераль­ной модели считаются Великобритания и США.

Католическая модель

Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Хри­стианском социальном учении) принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе по­мочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государствен­ный сектор. В католической модели семья и прочие ин­ституты гражданского общества в местной общине играют основную роль.

Социальное учение римско-католической церкви — со­вокупность социально-политических, социально-экономичес­ких и этических концепций, изложенных в официальных цер­ковных документах, а также выработанных католическими теологами и одобренных церковной иерархией. Наряду с этим учением, которого обязаны придерживаться все католики, имеются социальные взгляды региональных церквей, учиты­вающие местные условия, а также концепции отдельных католических мыслителей или групп, которые иногда зна­чительно отличаются от официальной доктрины. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношени­ям — столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX в. и процесс этот продол­жается. Его социальной предпосылкой являлось утвержде­ние капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитни­цы всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XIII в своих энцикликах, главным образом в "Рерум новарум" (1891 г.), где отмечалось значение рабоче­го вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объя­вила частную собственность и классовое неравенство неиз­бежно вытекающими из "естественного права" и природы человека.

В основу социального учения католицизма была положе­на томистская теория "естественного права", из которой вы­водилось право частной собственности. Церковь пропаганди­рует такие принципы, как принцип солидарности, регулиру­ющий взаимоотношения личности и общества и не допускаю­щий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип "общего блага" (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами); принцип "вспомоществования", означающий по­мощь со стороны социальных общностей более высокого ран­га общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

"Гаудиум эт спес" (лат. "Gaudium et spes" — "Радость и надежда") — конституция церкви (пастырская), принятая II Ватиканским собором (1962-1965). Имеет другое назва­ние — "О церкви в современном мире". В ней сформулирова­на позиция католической церкви в отношении важнейших со­циальных проблем современности: войны и мира, социальной справедливости, социально-экономического развития стран, получивших политическую независимость, положения тру­дящихся и т. д. В документе содержатся некоторые новые моменты в социальной доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговари­вается, что она должна всегда рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как усло­вие свободы человека, но при этом довольно резко критику­ются некоторые "пороки" капитализма.

"Популорум прогрессио" (лат. "Populorom progressio" — "Развитие народов") — энциклика Павла VI, изданная в Ва­тикане 26 марта 1967 г., посвящена социальным проблемам. Указав во введении на важность социального вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики — "Об интегральном развитии человека" — рассматривает со­циальное положение в современном мире, обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализиру­ет некоторые концептуальные вопросы социального учения церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена в энциклике выдви­гается идея интегрального, целостного экономического и куль­турного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответственен не только перед всеми живущими сейчас людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христианский гуманизм, но, тем не менее, светский гуманизм имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотруд­ничества верующих с неверующими в достижении земных целей. Экономика рассматривается как средство для осуще­ствления интегрального гуманизма. В "Популорум прогрессио" проявилась дальнейшая эволюция отношения католичес­кой церкви к частной собственности. Отмечая, что право ча­стной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным, энциклика допускает ради общего блага нацио­нализацию частной собственности. Во второй части энцикли­ки — "О солидарном развитии человечества" — рассматри­ваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым; излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам; для этой цели предла­гается создать всемирный фонд за счет части военных расхо­дов. Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и наро­дов в торговых отношениях, преодолеть препятствия, чини­мые национализмом и расизмом.

"Соллицитудо реи социалис" (лат. "Sollicitudo rei socialis" — "Забота об общественном") — седьмая энциклика Иоанна Пав­ла II, оглашенная в 1988 г. в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI "Популорум прогрессио". "Соллицитудо реи социа­лис" — типичная социальная энциклика, содержащая новое определение социальной доктрины церкви, показывающая ее место, функции, цели и задачи на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Подводя итоги про­шедшего после публикации "Популорум прогрессио" двад­цатилетия, папа сделал вывод, что "нынешняя ситуация в мире с точки зрения развития производит скорее негативное впечатление". Это вызывается, в частности, тем, что увели­чивается разрыв между развитым Севером и южными регионами; что существуют различные формы эксплуатации и уг­нетения; действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бед­ности других. Все страны должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что мо­жет произойти только в том случае, если они существенным образом изменятся.

Скандинавская модель

Скандинавская модель характеризуется высокой степе­нью универсальности и институционализации с упором на го­сударственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов сред­ствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные — добровольные или коммерческие — решения вместо решений, лежащих в сфе­ре государственного сектора. В либеральной модели, из ев­ропейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступаю­щие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциа­ции различных социальных служб и, например, в Нидерлан­дах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, ка­толическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества — церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".

Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значитель­ная доля национальных ресурсов, что обусловливает его вы­сокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем — как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает в себя страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни.

В целом можно сказать, что система социальной защиты отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности велика: в частности, все еще сильна независимость финан­сирования социального страхования от государственного бюд­жета. Однако были внедрены существенные элементы наци­ональной солидарности как за счет смягчения условий полу­чения прав, так и за счет расширения финансовой базы об­щих ресурсов социальной защиты.

По мнению противников французской системы социаль­ной защиты, необходимо внедрение частного негосударствен­ного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно, по срав­нению с усилиями по инвестированию, которые страна дол­жна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конку­рентоспособность. Для этого регулярно предлагается разви­вать капитализированные пенсионные Фонды — индивиду­альные или коллективные — в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в це­лях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную сис­тему пенсионного страхования (распределительных и компен­сационных пенсий), которые сейчас пользуются освобожде­нием от подоходного налога.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Госу­дарственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже и более сконцентрированы на образовании, в особенности на начальном, основном обра­зовании, чем в промышленно более развитых странах. Единственной формой вмешательства государства является при­нятие определенного регулирования в этих областях.

Однако везде государство постоянно играет значитель­ную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно трансформируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие — требуют серьезного изменения структуры и в первую очередь измене­ния их направленности (адресности).

Социальное обеспечение в индустриальных странах от­личается от социальной защиты в странах переходной эко­номики. В большинстве индустриальных стран работающее население вкладывает денежные средства в область соци­ального страхования, касающуюся выплаты пенсий и посо­бий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими зара­ботками.

Для тех, кому недоступно пользоваться услугами соци­ального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Эти программы принимают форму пособий по мало­обеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимального дохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки до­ходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью систе­мы социальной защиты. Системы социальной защиты в инду­стриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.