Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Главные движущие силы человеческой натуры



Каковы основополагающие, универсальные и вневременные движущие силы человеческой натуры? Какие из них оказывают наибольшее влияние на наше поведение и действия? Удовлетворению каких наших желаний прежде всего служат современные технологии?

Давайте проведем небольшой экскурс в историю, к самым истокам размышлений о природе вещей. Древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) верил, что большая часть человеческого поведения обусловлена стремлениями, например, к удовольствиям или самосохранению. В своем трактате «О душе» он писал: «…очевидно, что движет та способность души, которая называется стремлением»[20]3. Аристотель, однако, полагает, что стремление — не единственная движущая сила, оно уравновешено разумом и вместе они влияют на наши решения и действия.

Прислушайтесь к этим древним словам! Волшебный объект должен уравновешивать в себе практичность и удовольствие пользования, форму с функцией. Он не должен быть до скучного прикладным и не должен доставлять одно только удовольствие, удовлетворяя лишь гедонистическим позывам.

Томас Гоббс (1588–1679), английский философ и пессимист, полагал, что нами правят страх и взаимное отторжение4. Чарльз Дарвин (1809–1882) считал инстинкт выживания ключевой мотивацией. Зигмунд Фрейд (1856–1939), откинувшись на спинку своей австрийской кушетки психоаналитика, обращался к своему подсознанию, где, как он полагал, правили первобытный половой инстинкт и страх смерти.

В XX в. американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1970) предложил схему классификации человеческих потребностей, которая до сих пор в ходу у профессионалов. В своей работе «Теория человеческой мотивации» 1943 г. он выдвигает идею, что потребности человека делятся на пять основных групп: физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и самоактуализация. Удовлетворение потребностей, по мнению Маслоу, у человека происходит последовательно и иерархически снизу вверх, начиная со стремления к выживанию и самосохранению и кончая самоактуализацией5.

Разработчикам и технологам полезно держать в голове иерархию Маслоу, чтобы четко осознавать, какой потребности человека отвечает их изобретение. Необходимо различать, какое стремление вы удовлетворяете — к безопасности или к самоактуализации?

Я — INTJ, что логично

В колледже я прошел модный тогда психологический тест — идентификатор типов Майерс–Бриггс (ИТМБ) и узнал, что принадлежу к типу INTJ. Тест Майерс–Бриггс классифицирует людей по их психическим функциям: здравый смысл, интуиция, чувство и мышление. Эти функции образуют дихотомии, определяющие тип личности: экстраверсия и интроверсия (E — I), здравый смысл и интуиция (S — N), мышление и чувство (T — F), суждение и восприятие (J — P)6. Согласно ИТМБ, каждый склоняется к одной из сторон дихотомий, что и образует его тип. Например, экстраверт, полагающийся на здравый смысл при сборе информации, принимающий решения, основанные на чувствах, и ведущий образ жизни, сформированный скорее суждениями, чем восприятием, принадлежит к типу ESFJ. Я INTJ, по сути своей это означает, что я предпочитаю отдых в одиночестве и скорее склонен принимать логические решения, нежели действовать под влиянием эмоций.

Схема Майерс–Бриггс часто используется работодателями для улучшения коммуникации сотрудников и эффективности работы, однако результат этих усилий оценить сложно7. Я знаком с людьми, которые считают эту классификацию настолько полезной для того, чтобы разобраться в себе и окружающих, что порой представляются так: «Здравствуйте, я ESFJ, а вы?» Может быть, комбинация ИТМБ, аналитических выкладок по массиву данных (вместе с индексом влияния в соцсетях по Klout) однажды и станут наилучшим способом анализа человеческих мотиваций. Посмотрим.

Мне лично эти типологии и классификации, даже выкладки и срезы огромных баз данных не кажутся особенно полезными в деле придумывания, создания и продвижения на рынке новых продуктов и услуг. Будучи изобретателем, предпринимателем, учителем и потребителем, я много думал о том, что заставляет аудиторию отзываться на определенные продукты и какие фундаментальные особенности человеческого поведения за этим скрыты. Из этих своих наблюдений, а также исследований многих других людей я синтезировал набор человеческих стремлений, которые считаю основополагающими, универсальными и заслуживающими внимания разработчиков, предпринимателей и компаний.

• Всеведение. Желание обладать огромными знаниями. Нам свойственна неутолимая жажда знаний, которая простирается значительно дальше набора фактов и доступной информации. Мы хотим знать о грядущем.

• Телепатия. У нас есть большое желание иметь доступ к мыслям и чувствам окружающих. Мы хотим насыщенного, легкого и прозрачного общения. Мы хотим знать людей и чувствовать, что они знают нас.

• Неуязвимость. Мы горячо желаем обладать защитой от любой угрозы. Мы хотим чувствовать себя вольно, комфортно и в безопасности.

• Бессмертие. Мы хотим быть сильными, здоровыми, ни в чем не чувствовать стеснения. Мы мечтаем жить долго и в полную силу до самого конца.

• Телепортация. Мы любим движение и хотим перемещаться в пространстве легко, быстро и с удовольствием, жить вне физических границ и пределов.

• Самовыражение. Мы хотим быть продуктивными, полностью выражать себя во множестве форм и всеми доступными средствами. Мы хотим быть актерами, сочинять музыку, заниматься искусством, писать книги, готовить, танцевать, документировать свою жизнь.

 

В этой части книги я подробно опишу каждое из этих стремлений.

 

СТРЕМЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

ВСЕВЕДЕНИЕ: ЗНАТЬ ВСЕ

Уильям Моултон Марстон (также известный как Чарльз Моултон) был представителем редкой породы людей. Он был одним из немногих, которые сначала создали проект в своем воображении, а потом изобрели реальное устройство, работающее на основе этого проекта, — просто олицетворение диалектики волшебных вещей. Марстон известен не только как изобретатель ключевого компонента детектора лжи под названием «тест Марстона»1. Он также стоял за созданием образа Чудо-женщины — супергероини из серии знаменитых комиксов.

Марстон родился в 1893 г., работал психологом в Гарварде и был одним из первых теоретиков феминизма. Основываясь на своих изысканиях, он верил, что женщины обладают большим количеством положительных качеств, чем мужчины, и, кроме того, являются лучшими работниками. Его личная жизнь была устроена необычным образом: он жил в полигамных отношениях с двумя женщинами. Наверное, нет ничего удивительного в предсказании, которое он сделал в 1937 г., что женщины, в конце концов, построят «матриархат амазонок», начнут «битву за господство» с мужчинами и тысячелетие спустя «захватят власть в стране»2. Эта гипотеза буквально и метафорически воплощена в комиксах «Чудо-женщина», дебютировавших в 1941 г. в 8-м выпуске All Star Comics (после чего их издавала DC Comics). В мире этих комиксов амазонки живут на «Райском острове» вечной и счастливой жизнью, в которой нет мужчин3. Марстон верил, что женщины по природе своей менее жестоки и материалистичны, чем мужчины, и потому могут их «заарканить» силой своей сексуальности4. Главное оружие Чудо-женщины — это Аркан истины, или Волшебное лассо, заставляющее людей говорить правду5.

Аркан истины представляет собой золоченую веревку, созданную богом Гефестом, которую Чудо-женщина использует в качестве лассо или кнута. Это волшебная вещь, так как, если человек оказывается в ее петле, он вынужден рассказывать все, что утаивает. Такое впечатление, будто Марстон, столь страстно стремившийся к пониманию человеческой натуры, сам хотел бы обладать арканом истины. Он больше любил своего вымышленного персонажа и его Волшебное лассо, чем детектор лжи, который помог разработать. В гарвардской докторантуре он изучал систолическое давление и придумал способ измерять его в интервалах. Современный полиграф, разработанный Джоном Аугустусом Ларсоном в 1921 г., — это модификация теста Марстона, основанного на измерениях кровяного давления. Марстон писал в журнале The American Scholar[21]: «Истории в картинках высвобождают непроходимые дебри искусства и выдумки, касаются самых чувствительных мест всечеловеческих желаний и стремлений, обыкновенно скрытых под покровами тайн и уклончивости». «Комиксы, — писал он, — обращаются напрямую к глубинам нашего воображаемого “Я”»6.

Марстон понимал, что наш аппетит к новой информации ненасытен, особенно к той, что скрыта или удалена от нас. Это неутолимое желание беспокоило и подталкивало инженеров и футурологов на протяжении столетий. Солнечные часы и часы со стрелками дали нам возможность видеть и размечать поток времени; астролябии и компасы помогали определять направление и местонахождение; термометры и барометры дают доступ к информации о температуре и атмосферном давлении, и при ее помощи мы можем предсказывать погоду на ближайшее будущее.

Сегодня мы тонем в потоках информации, данных о состоянии мира, к которым не имеем непосредственного доступа. Информация рассыпана повсюду, мы носим ее на запястьях и держим на прикроватной тумбочке. Мы изрыгаем ее в твиттах, новостных лентах, записях в блоге и других медиа. Но большая ее часть не имеет ни вкуса, ни ценности. Она притворяется новостями, ее форме и методам презентации не хватает очарования. Она просто существует — и существует в ошеломительных количествах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.