Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неуспеваемость: предупреждение и устранение



Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания

непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи.

Предупредить неуспеваемость означает не допустить переплетения отдельных отставаний учащихся в ходе образовательного процесса или своевременно их устранить. Опытный учитель, заметив отставание, должен оказать помощь ученику в ликвидации пробелов в обучении. Помощь эта должна быть оперативной и опосредованной. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и дифференцированный подход.

Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание и на общее улучшение условий обучения. Такая помощь охватывает многие аспекты образовательного процесса и является широкого длительного действия. Предупреждению неуспеваемости служит такая организация деятельности учащихся, в которой учитываются их трудности в обучении и оказывается постоянная помощь в организации полноценной учебной деятельности каждого школьника.

Педагогика и психология за несколько столетий накопили значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер дает возможность выявить основные пути её преодоления.

Рассмотрим эти пути.

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Юрий Константинович Бабанский для такой профилактики предложил концепцию оптимизации образовательного процесса, сформулировав важнейшие теоретические представления об обучении как целостной системе; о критериях оптимизации и оптимальности; о мерах, обеспечивающих достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников. Важной составной частью общей концепции оптимизации явилась разработанная методика формирования у преподавателей умения оптимально проектировать и организовывать образовательный процесс, оценивать его результаты по критериям оптимальности. Главная особенность теории оптимизации заключается в «ее ярко выраженной гуманистической направленности. Поднимая вопрос об обучении и воспитании школьника в «зоне его ближайшего развития» в соответствии с реальными учебными возможностями, концепция оптимизации определяет важнейшие условия, которые должны обеспечить их систематическое развитие в соответствии с задатками и способностями каждого школьника». Концепция оптимизации, ориентирующая на достижение максимальных результатов с учетом реальных возможностей школьников, является надежным механизмом для профилактики неуспеваемости.

2. Педагогическая диагностика - это систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем, которые возникают в образовательном процессе.

Педагогическая диагностика подразумевает профессиональную деятельность педагога по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации образовательного процесса. Результаты педагогической диагностики дают исходные данные и ключ для практических решений конкретных педагогических задач.

Педагогическая диагностика в образовательном процессе, направленная на предупреждение неуспеваемости, имеет свои функции: информационную, оценочную и коррекционную. Информационная функция включает постоянное информирование всех участников образовательного процесса об успеваемости учащихся. Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности ученика и педагога. Коррекционная функция основывается на дидактической коррекция образовательного процесса и учебной деятельности обучающегося.

В подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, мышление, а также на методиках исследования других психических процессов. Согласно результатам диагностики определяются способы и пути последующей коррекции.

Для диагностики проблем успеваемости рекомендуется делать анализ письменных работ, рабочих тетрадей ученика, анализ успеваемости класса. С целью уточнения трудностей, возникающих у детей в процессе учебной деятельности и определения их причин необходимо проводить беседы с учителями. Также можно использовать следующие методики: тест школьной тревожности Филипса, определение мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

3. Педагогическая терапия направлена на реализацию мер по устранению отставаний в учебе. К ним относятся либо дополнительные занятия, либо группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специально подготовленные учителя.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах дети должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигается психолого-педагогическое воздействие воспитательного и развивающего характера. Целью работы с неуспевающими учащимися считается как ликвидация пробелов в знаниях, так и развитие познавательной активности учащихся. Устранив неуспеваемость, ученик в дальнейшем должен иметь положительную успеваемость и не отставать от программы.

Воспитательное воздействие должно распространяться на всех учащихся. Меры педагогического воздействия служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. К таким мерам относится улучшение контроля, рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, стимулированию учебной деятельности и развитию интересов учащихся.

Литература.

1. Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. - 1998. - 2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС – 2003.

3. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.

4. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007

 

Часть 6.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.