Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешние и внутренние причины неуспеваемости



«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит об обучении. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Очень важно своевременно выявить причины отставания на самых ранних этапах его проявления. Для того эффективной работы по устранению отставания учащихся необходимо выявить причины, мешающие полноценному усвоению знаний каждым учеником.

Известные психологи Бабанский Юрий Константинович и Валентина Самуиловна Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Рассмотрим внешние причины неуспеваемости учеников.

В первую очередь к ним относятся социальные причины. Психолог Валентина Самуиловна Цетлин пишет: «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды, лишь при общем улучшении социальных условий». К социальным причинам неуспеваемости можно отнести школьную образовательную среду.

Школьная образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка, его поведение, успешность обучения. Быстрое развитие общества и его социальный прогресс, приводят к тому, что государство предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Вследствие, этого возникает необходимость усложнения уровня и увеличение объёма учебных программ, включение в учебный план новых предметов. Для многих учащихся это становится перегрузкой и не соответствует их уровню развития.

Основная причина школьной неуспеваемости – это несоответствие интеллектуальной сферы ребёнка и системы обучения в школе. С одной стороны, программы обучения всё усложняются и усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности, а с другой стороны, родители, даже зная, что их ребёнку будет трудно учиться по новой программе, делают всё, чтобы его приняли в престижную школу, к «сильному» учителю. В результате даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих учащихся.

Причиной школьной неуспеваемости ребёнка часто бывает конфликтная ситуация между учителем и учеником. Чаще всего это происходит, когда педагоги не умеют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако недостатки взаимодействия учителя с учеником – это причина, лежащая на поверхности. Она является чаще всего следствием более глубоких проблем.

К внешним причинам можно отнести и несовершенство организации образовательного процесса. Опытные педагоги владеют богатым арсеналом методов и приёмов, эффективно и интересно организуют процесс обучения. Ошибка неопытных учителей состоит в том, что, даже владея сравнительно большим набором методов, они не умеют их применить, или применяют однообразно. Некачественная работа учителя-предметника снижает эффективность обучения, делает уроки скучными и неинтересными, - и как следствие у таких педагогов растет количество неуспевающих учащихся. Неопытный учитель часто практикует двойки за поведение. Такой подход представляется ему объективным. Но когда подобные двойки скапливаются, то они, как правило, формируют в личностном плане ученика новое качество - состояние неуверенности или безразличия к отметке. Но рано или поздно такие школьники, сдав долги, заработают итоговую тройку. Но четверку им получить уже просто невозможно, хотя многие из них этого заслуживают.

Так мнимые строгость и объективность порождают неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание трудиться и, как следствие, новые двойки. Понимая, какой вред и в обучении, и в воспитании приносят такие отметки, педагог должен находить иные способы оценки невыполненной учеником работы.

К внешним причинам также можно отнести недостатки дидактических и воспитательных воздействий, бедную материальную базу школы, недостаток учебных планов, программ, методических пособий.

Социальной причиной неуспеваемости может быть семья. По данным исследователей, семья оказывает значительное влияние на школьную успеваемость ребёнка. Какие бы проблемы не отмечались в развитии ребенка, они всегда связаны с семьей. Семья является ключевым фактором того или иного неблагополучия ребенка.

Причиной неуспеваемости могут быть неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.

Психологи установили, что разлад в семье или её распад также являются причиной школьной неуспеваемости ребёнка. Развод родителей является стрессовой ситуацией для детей любого возраста. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, и, как правило, создает проблемы в учебной деятельности.

Если в семье процветает грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей - это не может не отразиться на учебе ребенка. Дети, живущие в таких семьях, имеют низкую успеваемость.

На успеваемость ребенка влияют и такие факторы, как равнодушие родителей к детям и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Родители не вникают в процесс и содержание учебной деятельности детей, а отслеживают только отметки, таким образом они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но и часто мешают этому.

Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, немаловажным является неправильное стимулирование учения детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.