Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Македонское Возрождение (867 - 1057 гг.)



Богоматерь на престоле. Мозаика конхи храма Св. Софии в Константинополе . IX в.
Образ, открывающий эпоху искусства после победы иконопочитания.
Мозаика, по преданию, была создана знаменитым греческим художником Лазарем,
пострадавшим от иконоборцев (ум. в 854 г.)
Исполненная живости, обаяния и утонченной красоты,
мозаика несет в себе несомненные черты античного искусства.

В правление императоров Македонской династии Византия достигла наивысшего могущества со времен Юстиниана.

Новый расцвет византийского искусства наступает при представителях македонской династии, основателем которой явился Василий I, уроженец окрестностей Адрианополя, считавшегося в ту пору македонским городом. Придя к власти, он расширил границы Византийской империи, усовершенствовал административный аппарат. Благодаря его усилиям по упрочению престолонаследия, его потомки правили Византией в течение полутора столетий.

Этот период был особенно важным в развитии византийского искусства, так как именно в это время окончательно формируются каноны во всех сферах искусства: канон церковного строительства (крестовокупольная система), канон церковной живописи (иконография, сюжеты, типология, образ, стиль), общий контекст богослужения (византийский богослужебный чин). Формируется синтез искусств: архитектуры, живописи, пения, литургии, словесности.

Культура и искусство первой половины Македонского периода — до нач. XI в. — получили у историков Византии название «македонского ренессанса» за совершенно особый интерес к античной классике, возрожденной в миниатюрах, мозаиках и фресках этого времени. Торжество иконопочитания в 1-й четв. IX в. не только возвратило икону как главный вид искусства, богословски оправдав саму ее возможность, но и будто оправдало само антропоморфное искусство. Центральные памятники искусства IX-X вв.: мозаики апсиды церкви Св. Софии в Константинополе (Богоматерь с младенцем Христом на троне и архангелом Гавриилом), иконы, большое количество иллюстрированных рукописей IX-X вв. (миниатюры «Sacra parallela», «Слова Григория Назианзина», «Слова Григория Богослова», «Сочинения Козьмы Индикоплова» и др.).

Ангел. Мозаика конхи храма Св. Софии в Константинополе . IX в.

Со 2-й пол. X в. наблюдается новый поворот стиля — вновь к миру аскетических понятий, строгости образа, чеканности и даже жесткости живописного языка, в целом — к большей, трудной для мира человеческих понятий, спиритуализации образов. Мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе (Греция), в церкви св. Софии в Охриде, св. Софии в Киеве на Руси (все — 1-я пол. XI в.) являют собой образец такого искусства.

В архитектуру македонский период приносит много революционных новаций: создается классический византийский тип крестово-купольного храма на четырех колоннах (северная церковь монастыря Липса в Константинополе, не сохранилась), богословски осмысляется и воплощается в росписях иконографическая программа живописной декорации храма (в куполе — Христос Пантократор, в апсиде — Богоматерь, Евхаристия, святительский чин, на столбах церкви — св. воины–мученики, в парусах — евангелисты, на стенах — сцены из жизни Христа, Богоматери, святых и т. п.), ставшая основной уже для всех стран православного мира до настоящего времени.

Почти два века правления Македонской династии необычайно активна была интеллектуальная и художественная мысль. Тон задавали сами императоры: сочинения Константина VII являются одним из самых ярких памятников литературной и исторической прозы эпохи. Одним из крупнейших явлений культуры Македонского периода была деятельность кружка патриарха Фотия, собравшего знаменитую «Библиотеку» (ок. 280 отрывков из сочинений античных авторов), выдающегося ученого. В XI вв. в Константинополе процветала Магнаврская императорская школа, своего рода Константинопольский университет, в котором одно время преподавал выдающийся ритор, философ, богослов, историк Михаил Пселл.В 1054 произошло окончательное разделение Византийско-православной и Римско-католической церквей, оказавшее сильное влияние на дальнейшее политическое, культурное, догматическое обособление двух европейских миров.

12.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.