Богоматерь на престоле. Мозаика конхи храма Св. Софии в Константинополе . IX в. Образ, открывающий эпоху искусства после победы иконопочитания. Мозаика, по преданию, была создана знаменитым греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев (ум. в 854 г.) Исполненная живости, обаяния и утонченной красоты, мозаика несет в себе несомненные черты античного искусства.
В правление императоров Македонской династии Византия достигла наивысшего могущества со времен Юстиниана.
Новый расцвет византийского искусства наступает при представителях македонской династии, основателем которой явился Василий I, уроженец окрестностей Адрианополя, считавшегося в ту пору македонским городом. Придя к власти, он расширил границы Византийской империи, усовершенствовал административный аппарат. Благодаря его усилиям по упрочению престолонаследия, его потомки правили Византией в течение полутора столетий.
Этот период был особенно важным в развитии византийского искусства, так как именно в это время окончательно формируются каноны во всех сферах искусства: канон церковного строительства (крестовокупольная система), канон церковной живописи (иконография, сюжеты, типология, образ, стиль), общий контекст богослужения (византийский богослужебный чин). Формируется синтез искусств: архитектуры, живописи, пения, литургии, словесности.
Культура и искусство первой половины Македонского периода — до нач. XI в. — получили у историков Византии название «македонского ренессанса» за совершенно особый интерес к античной классике, возрожденной в миниатюрах, мозаиках и фресках этого времени. Торжество иконопочитания в 1-й четв. IX в. не только возвратило икону как главный вид искусства, богословски оправдав саму ее возможность, но и будто оправдало само антропоморфное искусство. Центральные памятники искусства IX-X вв.: мозаики апсиды церкви Св. Софии в Константинополе (Богоматерь с младенцем Христом на троне и архангелом Гавриилом), иконы, большое количество иллюстрированных рукописей IX-X вв. (миниатюры «Sacra parallela», «Слова Григория Назианзина», «Слова Григория Богослова», «Сочинения Козьмы Индикоплова» и др.).
Ангел. Мозаика конхи храма Св. Софии в Константинополе . IX в.
Со 2-й пол. X в. наблюдается новый поворот стиля — вновь к миру аскетических понятий, строгости образа, чеканности и даже жесткости живописного языка, в целом — к большей, трудной для мира человеческих понятий, спиритуализации образов. Мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе (Греция), в церкви св. Софии в Охриде, св. Софии в Киеве на Руси (все — 1-я пол. XI в.) являют собой образец такого искусства.
В архитектуру македонский период приносит много революционных новаций: создается классический византийский тип крестово-купольного храма на четырех колоннах (северная церковь монастыря Липса в Константинополе, не сохранилась), богословски осмысляется и воплощается в росписях иконографическая программа живописной декорации храма (в куполе — Христос Пантократор, в апсиде — Богоматерь, Евхаристия, святительский чин, на столбах церкви — св. воины–мученики, в парусах — евангелисты, на стенах — сцены из жизни Христа, Богоматери, святых и т. п.), ставшая основной уже для всех стран православного мира до настоящего времени.
Почти два века правления Македонской династии необычайно активна была интеллектуальная и художественная мысль. Тон задавали сами императоры: сочинения Константина VII являются одним из самых ярких памятников литературной и исторической прозы эпохи. Одним из крупнейших явлений культуры Македонского периода была деятельность кружка патриарха Фотия, собравшего знаменитую «Библиотеку» (ок. 280 отрывков из сочинений античных авторов), выдающегося ученого. В XI вв. в Константинополе процветала Магнаврская императорская школа, своего рода Константинопольский университет, в котором одно время преподавал выдающийся ритор, философ, богослов, историк Михаил Пселл.В 1054 произошло окончательное разделение Византийско-православной и Римско-католической церквей, оказавшее сильное влияние на дальнейшее политическое, культурное, догматическое обособление двух европейских миров.