Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Шансон (не путать с chanson)



Отражение криминальной культуры в культуре популярной породило феномен российского шансона (или иначе — блатные песни, «блатняк»). Под французским названием скрывается совершенно иное содержание: этим словом называют музыку, вдохновленную тюремным или бандитским опытом. Этот жанр с незамысловатой мелодической линией и текстами, наполненными тюремным и воровским жаргоном, иллюстрирует мировоззрение России, живущей «на темной стороне силы» в оппозиции к официальному государству и законам. Шансон проникнут сентиментальностью и жалобами на несправедливость судьбы, сломанную жизнь, тяжесть тюремного существования. Устойчивыми мотивами текстов становятся здесь жестокость государства и его судебно-тюремной эманации (прокуроров, охранников), тяжелая тюремная доля, тоска по свободе, вероломность оставленной на воле любимой и непременные слезливые письма маме, которая единственная по-настоящему любит лирического героя. Действие разворачивается обычно в местах «предваряющих» отсидку (нехороший переулок, темный парк, пьяная вечеринка) или уже в «правильном» интерьере — СИЗО, тюрьме, колонии или в Сибири, которая занимает в тюремной лирике особое место края «виновных людей».

Шансон уходит корнями в одесские уличные песни 20-х годов. Одним из первых легендарных произведений этого жанра была «Мурка». Изначально эта песня функционировала как трагическая баллада о неверной любимой, а после войны появилось множество «бандитских» версий, которые пели, например, Владимир Высоцкий или известный исполнитель произведений городского и тюремного фольклора Аркадий Северный. Авторские версии «блатных» песен исполняли другие известные барды — Александр Галич, Юлий Ким, Александр Розенбаум и плеяда эстрадных артистов вроде Михаила Шуфутинского и Вилли Токарева.
В начале 1990-х, когда криминальная культура начала свое резкое наступление, круг исполнителей шансона расширился: появилась масса сомнительного качества артистов, а жанр получил серьезную поддержку СМИ и звукозаписывающих компаний. В 2000 году появилась радиостанция «Шансон», которая сейчас занимает четвертую строчку в рейтингах популярности с дневной аудиторией в миллион человек (в «образованной» Москве станция, по данным Gallup Media, входит в первую тройку).

Популяризацией шансона занялись одноименный телеканал, продюсерские компании (ООО «Русский Шансон»), студии звукозаписи (Master Sound Records), программы на центральных каналах («В нашу гавань заходили корабли»), журналы («Русский шансон»). Шансон звучит на тематических фестивалях, закрытых корпоративных вечеринках, в клубах караоке. Говорят, что одно из самых популярных произведений жанра — «Владимирский централ» Михаила Круга (которое называют неофициальным гимном России) — это песня, которую чаще всего заказывают в караоке мужчины.

Шансон считается музыкой таксистов, царит на крупных рынках и дешевых забегаловках, а одной из неожиданных категорий слушателей выступают… полицейские. Произведения это жанра звучат и в «салонах». Большой резонанс вызвала история 2005 года, когда упоминавшаяся выше «Мурка» добралась до буфета Государственной Думы: пианистка, которую пригласили исполнять классические произведения, сыграла эту песню после настойчивых просьб депутатов. Дело получило огласку, и пианистку ждал выговор.

Шансон как в увеличительном стекле демонстрирует явления, характерные для мира понятий: безответственность за собственные поступки (герой хвастается, как он крал и убивал, а потом слезно вопрошает, за что жизнь наказала его тюрьмой), бессилие и фрустрацию (лирический герой обижен на враждебный ему мир и свою «собачью долю»), моральный релятивизм (лояльность в отношении товарищей по шайке, но не в отношении государства) и, наконец, самый важный мотив — жизнь вне сферы официальных законов и принципов. Такое мировоззрение созвучно качествам, исторически укоренившимся в российском обществе: пассивности, фатализму, недоверию к окружающим, неверию в официальные институты.

О повсеместной привычке россиян обходить закон можно написать целые тома, а лозунгом здесь может служить известный афоризм «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения», авторство которого приписывается князю Петру Вяземскому и писателю Салтыкову-Щедрину. Шансон, как и система «понятий» в очередной раз напоминает: никому не верь, не дай себя обмануть официальным законам и риторике — они придуманы для фраеров, любой ценой стремись к успеху, путь к которому проложит сила, хитрость и отсутствие угрызений совести.

Выйти из колеи

Популярность криминального кодекса и лексики в российской политической и общественной культуре демонстрирует живучесть авторитарной мировоззренческой матрицы, которая не была разрушена распадом СССР, а возродилась в авторитарном путинском варианте, часто принимая форму принципов и категорий, родом из воровских «понятий».

В авторитарной колее, однако, движется не все российское общество. В последние годы социальная структура России стала более раздробленной, появились группы с новой культурой, которая противостоит описанной в данной статье модели. Это образованный городской средний класс и его потенциальные члены, часть элиты (в основном представители ее среднего и нижнего звена) и бизнеса, не входящего в узкий привилегированный круг. Для этих групп характерен относительно высокий имущественный статус, а также отличающиеся от традиционного образца мировоззрение, система ценностей и привычек. Эти люди обладают большим интеллектуальным и креативным потенциалом и способностью принимать самостоятельные решения. Интересам этих людей отвечают другое государственное устройство: по-настоящему конкурентная экономика дала бы им шансы на развитие и карьеру, а либеральная демократия смогла бы лучше защищать их права и интересы. Поэтому эти группы заинтересованы в изменении принципов характерных для авторитарной и тюремной культуры: жесткой иерархии (в которой сложно делать карьеру, не входя в систему дружеских и политических связей), условности официальных законов и слабости государственных институтов, не защищающих прав «непривилегированных» граждан.

Отношения между «новыми» группами и кремлевской элитой могут в ближайшие годы стать одним из самых интересных процессов, который отразится на дальнейшем развитии России. Неравенство сил и подавляющее превосходство Кремля над оппонентами создает лишь иллюзию стабильности системы. Хотя руководство страны располагает несравненно более сильными инструментами влияния на реальность, Путин с момента своего возвращения в президентское кресло ведет все более реакционную политику, нервно реагируя на очередные проявления напряженности в обществе и элитах, а также «бесконтрольную» общественно-политическую активность. Он делает ставку на консервативную, патриархальную и связанную с культурой «понятий» Россию, которая не хочет и не может функционировать без наручников, сильной руки и за пределами стен узкой камеры патернализма.

Ядвига Рогожа — аналитик варшавского Центра восточных исследований, сотрудник изданий Nowa Europa Wschodnia и Tygodnik Powszechny.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.