Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Часть первая комментарий к ГК

Договор фрахтования.

Доклад

Наумов Виктор, 352 группа.

Руководствовался статьей Ольги Федоровны Фаст.

Часть первая комментарий к ГК

Рассмотрим более подробно договор фрахтования. Договор фрахтования, помещенный в гл. 40 ГК РФ «Перевозка» характеризуется как соглашение, заключаемое для перемещения грузов. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Заметим, что в юридической литературе не раз отмечалась схожесть целей заключения договоров фрахтования и перевозки (Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна) — транспортировка груза, пассажиров, багажа. Некоторые авторы указывают на общую экономическую цель договора фрахтования и перевозки — изменение территориального положения объекта обязательств.

Предмет – перевозка – услуги по доставке из пункта в пункт

Предмет – фрахтование – транспортное средство (выделение всей вместимости транспортного средства либо ее части для перевозки груза)

1. Договор фрахтования помещен в Кодексе в главе о перевозках и, следовательно, должен рассматриваться в качестве соглашения, заключаемого для перемещения грузов, пассажиров и багажа. Как разновидность договора морской перевозки чартер (договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений) предусмотрен в КТМ. Нормы о чартере имеются и в ВК. По КВВТ договор фрахтования заключается для перевозки пассажиров.

2. Сторонами в договоре фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. В качестве фрахтовщика выступает владелец транспортного средства (его собственник или лицо, которому транспортное средство принадлежит на ином правовом основании). Фрахтователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перевозке больших партий груза или групп пассажиров по маршруту, предусмотренному договором фрахтования, который, как правило, не совпадает с установленными линиями (направлениями) перевозки. Фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть. Например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи товара его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара. В этом случае фрахтователь и отправитель не совпадут в одном лице.

3.Договор фрахтования (чартер) является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором судно, другое транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов предусмотренных данным договором грузов, пассажиров и багажа, а фрахтовщика - получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату (именуемую в морском праве фрахтом).

В Советском Союзе морской чартер широко применялся в международном (зарубежном) сообщении для перевозки экспортных и импортных грузов. На воздушном транспорте чартер использовался и на внутренних линиях. С переходом России к рыночным отношениям морские и речные суда фрахтуются для перевозок грузов, пассажиров, багажа также во внутреннем сообщении. Что касается других видов транспорта, то трудно себе представить использование чартера в отношениях с железнодорожным перевозчиком. Здесь более вероятно применение норм об аренде транспортных средств.

4. Кодекс относит установление порядка заключения договора фрахтования, а также формы указанного договора к ведению транспортных уставов и кодексов. В соответствии со ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки, а также места назначения или направления судна.

В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна (его части или определенных судовых помещений) разработаны проформы (примерные договоры) рейсовых чартеров. Такие проформы чартеров часто разрабатываются объединениями судовладельцев и согласовываются с объединениями грузовладельцев, страховщиков, брокеров и др. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Так, в СССР были разработаны проформы чартеров под кодовым наименованием Совкол (договор фрахтования судов для перевозки угля), Совьетвуд (для перевозки леса) и др. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии проформа чартера под кодовым наименованием Дженкон.

Часть 2. Фаст.

Первоначально договор фрахтования регламентировался гл. 10 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), ст. 104 Воздушного кодекса РФ, ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта. Так, например, в КТМ РФ предусмотрены 2 главы, непосредственно посвященные аренде судов:

1. договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)

2. договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

Первый договор определяется как гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). В соответствии с данным договором судовладелец обязан не только принять меры по обеспечению годности судна, по укомплектованию его экипажем, но и надлежаще его снарядить (ст. 203 КТМ РФ). Первый договор более категоричен, поскольку уже в определении не допускает возможности различных вариантов аренды, а именно по соотношению условий укомплектования экипажем, предоставления услуг по техническому обслуживанию и по снаряжению судна.

Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — это гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ). Однако в отличие от соответствующих норм ГК РФ, КТМ РФ предусматривает, что правила, непосредственно посвященные аренде судов, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. 201, 212). Это означает, что стороны свободны в выборе условий договора фрахтования: вариантов предоставления тех или иных услуг судовладельцем и вариантов возможного состояния судна при его аренде

Некоторые цивилисты (Калпин А.Г Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы и чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами) оценивают договор фрахтования «…как один из видов договора перевозки груза, без каких либо осложняющих его элементов других договоров». Значение договора фрахтования не может быть иным, чем осуществление перевозки, перемещения груза на определенных условиях.

Чтобы понять, какое место договор фрахтования занимает в договорных отношениях перевозки грузов, следует обратиться к его правовой природе. Фрахтование (от англ. chartering) — разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом. Например, немецким законодательством предусмотрено, что перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании заключения договора фрахтования. Фрахт (от голл. vracht, нем. Fracht) — плата владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров.

Исследователь разграничивает договор фрахтования и договор аренды транспортного средства прежде всего, по предмету, цели заключения и правовой природе данных договоров.

Предметом договора фрахтования может стать любое транспортное средство. Договор рассматривается как комплексный, устанавливающий обязательства, непосредственно касающиеся предоставления всей либо части общей вместимости транспортных средств в аренду, оказания арендатору услуг, связанных с управлением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто арендный характер. (но как быть с договором аренды транспортного средства с экипажем?)

Более того, некоторые авторы выделяют договор фрахтования на время, сочетающий элементы аренды и оказания услуг как отдельный вид договора.

Предмет договора фрахтования (ст. 787 ГК РФ) включает в себя обязательства по предоставлению конкретного транспортного средства для последующего перемещения конкретного груза в пространстве.

Другим принципиальным отличием договора фрахтования от аренды транспортного средства является цель заключения договоров. Законодатель в ст. 787 ГК РФ обозначил цель заключения договора фрахтования — предоставление части или всего транспортного средства «…для перевозки грузов, пассажиров и багажа». По договору аренды транспортного средства (фрахтование на время) для сторон в принципе безразлично, с какой целью арендуется транспортное средство. Договор фрахтования является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов, предусмотренных данным договором грузов, а фрахтовщика — получить за предоставленное транспортное средство (часть его вместимости) установленную соглашением сторон плату — фрахт.

Договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок грузов, но т. к. данный договор является консенсуальным, он может заключаться и в иной форме, по согласованию сторон. (форма заказа-наряда установлена приложением номер 5 к Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом")

В соответствии с положениями ст. 18 Устава 2007 г. договор фрахтования должен включать в себя следующие позиции:

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

1. сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2. наименование груза;

3. тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);

4. маршрут и место подачи транспортного средства;

5. сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.

+ Помимо этого, договор фрахтования может включать в себя и иные не указанные в Уставе 2007 г. условия.

Устав 2007 г. не дает определение договора фрахтования, заключаемого на автомобильном транспорте, как иные транспортные уставы и кодексы. Статья 18 Устава 2007 г. регулирует порядок заключения, форму указанного договора. Очевидно, законодатель полагает, что ГК РФ достаточно полно раскрывает содержание данного вида договора и расширительному толкованию не подлежит.

Глава 40 ГК РФ, Устав 2007 г. не содержат положения о договоре субфрахтования. Требуется узаконить отношения контрагентов по договору субфрахтования в гл. 40 ГК РФ или в Уставе 2007 г. для регулирования таких вопросов, как должно ли быть согласие фрахтовщика на передачу обязанностей фрахтователя третьему лицу, форма данного согласия, ответственность сторон за невыполнение обязательств по договору или причинения вреда третьим лица.

Определение договора фрахтования, данное в ст. 787 ГК РФ, содержит не только цель передать имущество во временное пользование, но и указывает, с какой целью должно использоваться данное имущество — для транспортировки, перемещения грузов, пассажиров, багажа. Направленность договора фрахтования на перемещение груза предопределяет его место в процессе перевозки грузов автомобильным транспортом. (наверное, он более пригоден для ведения предпринимательской деятельности)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.