Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налогообложение



 

Введение

 

Согласно определению, предложенному авторами Российской экономической энциклопедии, "Франчайзинг - это контракт между корпорацией и дилером, предусматривающий исключительное право деятельности последнего на определенной территории, включая эксплуатацию предприятий торговли, принадлежащих корпорации, использование ее товарного знака и фирменного наименования, получение маркетингового ноу-хау и другие услуги за согласованные регулярные платежи (премии), размеры которых колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Опека крупной "родительской" фирмы помогает начинающему бизнесмену грамотно выбрать торговую зону, получить заем. Франчайзинг представляет собой: гибридную форму, которая совмещает определенные элементы лицензионных соглашений на право пользования товарным знаком и дистрибьюторских договоров, связанных с исключительным правом на реализацию товаров и услуг на договорной территории."

Франчайзинг - это относительно новый вид экономических отношений для России, хорошо прижившийся в предпринимательской практике. В отечественном гражданском законодательстве этот вид отношений назван коммерческой концессией. Для большинства предпринимателей во всем мире франчайзинг является не просто сетевой или сервисной товаро-распределительной структурой, а рассматривается как философия современного бизнеса, прогрессивная динамичная система организации деловых отношений, позволяющая "копировать" не только формат, но и этику определенного вида деятельности.

Упрощенно смысл франчайзинга заключается в том, что индивидуальный предприниматель или малое предприятие договаривается с крупной хорошо известной фирмой, имеющей солидную деловую репутацию, о ведении собственного дела под именем этой фирмы (торговой марки, знака обслуживания).

Наиболее известные примеры франчайзингового бизнеса: Макдоналдс, Пепсико, Кока-Кола Компании, Хилтон, 1С, Spar, Yves Rocher, English First, FOREX CLUB, Евросеть и др.

Видя эти и другие наименования предприятий в различных странах и соотнося их с франчайзингом, мы понимаем, что речь не идет об оригинальном Макдоналдсе, Хилтоне или Yves Rocher.

Тысячи предприятий быстрого питания, отелей и косметических бутиков идентичны оригиналу, но не являются его фирменными структурными подразделениями, филиалами или дочерними предприятиями. Они - его качественные копии, купившие право на вывеску, фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания; внешнее и интерьерное оформление элементов дизайна заведения; рецептуру продукции и определенный комплекс услуг; униформу персонала и все, что нужно для создания соответствующего рыночного образа. Большинство клиентов зачастую не имеет понятия о том, что обслуживаются не самой знаменитой фирмой, а местным предприятием, выкупившим ее название и "скопировавшим" ее формат.

Таким образом и проявляется франчайзинг, а отношения между фирмой - "оригиналом" (правообладателем) с фирмами - "копиями" (пользователями), которым были проданы права на использование фирменной атрибутики, принято называть франчайзинговыми или франшизными. Сумма вознаграждения за предоставление пользователю исключительных прав определяется в договоре франчайзинга. При этом сторона, предоставляющая по данному договору права пользования (франшизу), называется франчайзером, а сторона, приобретающая их, - франчайзи.

Иными словами, франшиза - предприятие, создаваемое франчайзи для осуществления деятельности под торговой маркой франчайзера.

Франчайзер - организация, продающая за вознаграждение право пользоваться своей торговой маркой по договору франчайзинга.

Франчайзи - организация или предприниматель, купившие право пользоваться чужой торговой маркой по договору франчайзинга и независимые от франчайзера.

С экономической точки зрения франчайзинг наиболее эффективен для кооперации крупных и мелких предприятий, основанный на взаимной заинтересованности. Ведь именно в юридической и финансовой обособленности франчазера и франчайзи заложен механизм, позволяющий эффективно развиваться обеим сторонам договора.

Хотя следует также понимать, что данный договор не является благотворительностью и не освобождает от рисков, противоречий и конфликтных ситуаций каждую из сторон. Это объяснимо, потому что и франчайзи, и франчайзер, будучи взаимозависимыми и обособленными одновременно, действуют на свой страх и риск и преследуют собственные интересы, весьма далекие от благотворительности и миссионерства.

Таким образом, договор франчайзинга - это, прежде всего, один из методов ведения коммерческой деятельности, направленной на получение и максимизацию прибыли как франчайзера, так и франчайзи. Может быть, именно поэтому франчайзинг так хорошо прижился в самых различных сферах и видах деятельности, превратившись в интернациональную форму ведения бизнеса.

 

Глава 1. Виды деятельности, наиболее подходящие для франчайзинга

 

Родиной франчайзинга считают США второй половины XIX в. Если совсем точно - 1863 г., когда фирма "Зингер", названная по имени изобретателя, ставших всемирно известными швейных машинок, стала взимать плату с розничных продавцов этих машинок, взамен на право работать на определенной территории и осуществлять послепродажное обслуживание.

Какие же виды деятельности считаются наиболее подходящими для франчайзинга? Их перечень весьма обширен. В мировой практике франчайзинг "проник" в такие сферы деятельности, как:

строительство и ремонт;

изготовление и продажа мебели;

аутсорсинг;

дополнительное профессиональное образование;

реализация нефтепродуктов в розницу (автозаправки);

школы танцев;

общественное питание;

интернет-магазины;

налоговое консультирование;

почтовый сервис;

салоны красоты;

оперативная полиграфия;

фотосалоны;

фаст-фуд;

магазины одежды, обуви, детских и спортивных товаров;

детективные агентства;

юридические услуги;

риэлторская деятельность;

распространение бухгалтерских и справочно-правовых программ;

школы иностранных языков, в том числе для детей до 3 лет;

аптеки и оптики;

медицинские лаборатории;

продажа зоотоваров;

ветеринарные клиники;

производство продуктов питания и напитков;

клубы досуга;

гостиничный бизнес;

продажа косметики и парфюмерии;

туризм;

маркетинговые фирмы;

кадровые агентства;

супермаркеты;

автошколы;

химчистки и прачечные;

детские сады и школы;

интернет-кафе;

салоны мобильной связи;

пункты проката;

развлекательные центры;

подарочные сервисы;

вендинг (продажа продуктов и напитков через торговые автоматы) и т.д.

Этот перечень будет еще очень долго и активно расширяться до тех пор, пока "копирование" бизнеса по франчайзинговой схеме пользуется спросом. В то же время надо понимать, что не всякий бизнес можно продавать как франшизу. Не каждая идея, даже очень прибыльная и эффективная, может быть легко скопирована и адаптирована в любых условиях.

Все франшизы объединены такими общими чертами, отличающими их от прочих бизнес-идей и пакетов услуг, как:

стандартность товара, работы или услуги, предлагаемой по франшизе, включая способы продажи, применение брендов и логотипов, рекламных стратегий, упаковки, послепродажного сервиса, подбора и обучения персонала, оборудования офисов, складов, производственных и торговых помещений, мест продажи, дресс-кода и т.д. Это позволяет поддерживать качество товаров, работ или услуг на должном уровне вне зависимости от географии продаж;

уникальность товара, работы или услуги, позволяющая быть им конкурентоспособными;

простота операций и навыков, позволяющая в краткий срок обучить каждого нового владельца франшизы вести бизнес независимо от его образования и опыта;

высокий уровень рентабельности, а, следовательно, и высокий уровень маржи - разницы между затратами и ценой единицы продукции, работ или услуг.

 

Глава 2. Правовые основы франчайзинга

 

В настоящее время франчайзинг получает все более широкое распространение в России. Его законодательное регулирование осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

По своему содержанию определения "коммерческая концессия" и "договор коммерческой концессии", которые даны в гл. 54 ГК РФ, соответствуют зарубежным определениям "франчайзинг" и "франшиза".

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования) с указанием (или без такового) территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии (франчайзинга) могут выступать коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 1 ст. 1027 ГК РФ предметом договора коммерческой концессии является предоставление за вознаграждение правообладателем пользователю права использовать в предпринимательской деятельности принадлежащий правообладателю комплекс исключительных прав. Рассмотрим эти права.

1) Право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном законом порядке, имеет исключительное право на его использование. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется нормативно-правовыми актами, действующими на территории России.

В настоящее время законодательно не установлен какой-либо особый порядок регистрации фирменного наименования, поскольку регистрация осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица. Вполне логично, что не требуется также и регистрации передачи другому лицу права пользования своим фирменным наименованием.

Коммерческое обозначение - это применяемое бизнесменом общеизвестное незарегистрированное наименование. Охрана коммерческого обозначения российским законодательством до сих пор не регламентирована.

2) Право на охраняемую коммерческую информацию. Охраняемая коммерческая информация и коммерческий опыт правообладателя составляют его коммерческую тайну. В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Такая информация не подлежит какой-либо специальной государственной регистрации и охраняется на основе договора, который пользователь заключает с правообладателем.

3) Право на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров " (далее - Закон N 3520-1) "товарный знак" и "знак обслуживания" - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Охрана товарного знака предоставляется на основании регистрации. Исключительное право владельца товарного знака подтверждается свидетельством. Регистрация товарного знака производится Государственным патентным ведомством РФ - Роспатентом.

Статья 26 Закона N 3520-1 определяет, что право на использование товарного знака может быть передано по лицензионному договору, в который должны быть включены условия о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и при этом лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением данного условия.

Согласно ст. 27 Закона N 3520-1 договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.

Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных утверждены приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64.

Охрана права на изобретение, полезную модель, промышленный образец установлена Патентным Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 (ред. от 2 февраля2006 г.).

Но главным, регулирующим документом в данной сфере является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 1031 ГК РФ правообладатель обязан:

передать пользователю всю необходимую техническую, коммерческую документацию и иную информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии;

выдать ему предусмотренные договором лицензии;

проинструктировать пользователя и нанятых им работников по вопросам, связанным с реализацией предоставленных исключительных прав;

оказывать ему постоянное техническое и консультативное содействие в обучении и повышении квалификации;

контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем на основании договора.

Существенным условием является то, что правообладатель (франчайзер) может передать свои права неограниченному числу лиц с правом (или без такового) дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи - субфраншизы - оговаривается в договоре. Лицо, наделенное правом дальнейшей передачи, именуется субфранчайзером.

В свою очередь обязанности пользователя по договору коммерческой концессии определены ст. 1032 ГК РФ. Основная обязанность пользователя- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем.

Другие требования касаются в основном неразглашения секретов производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию, так как это может нанести серьезный ущерб правообладателю и всей франчайзинговой сети.

Кроме того, пользователь обязан информировать покупателей наиболее очевидным для них способом, что он использует средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Существуют и некоторые ограничения собственных прав сторон, которые могут быть предусмотрены в договоре коммерческой концессии. В соответствии с п. 1 ст. 1033 ГК РФ возможен отказ пользователя от получения аналогичных коммерческих концессий по договорам с конкурентами, а также обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем и обязательство правообладателя не выдавать концессию другим пользователям на той же территории.

В соответствии с п. 2 ст. 1033 ГК РФ являются ничтожными такие условия, ограничивающие права сторон по договору коммерческой концессии, в силу которых:

правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен;

пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) всегда является возмездным. Статьей 1030 ГК РФ допускаются различные формы вознаграждения правообладателю:

фиксированных разовых или периодических платежей;

отчислений от выручки;

наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателю для перепродажи;

в иной форме, предусмотренной договором, не противоречащей действующему законодательству и методам ценообразования, применяемым в деловом обороте.

Однако при этом договор коммерческой концессии (франчайзинга) должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Они не могут устанавливаться в соответствии с правилом п. 3 ст. 424 ГК РФ *(1), а являются существенным условием данного договора, которое стороны обязаны согласовать.

В международной практике для определения периодических лицензионных платежей используется термин "роялти" - периодические отчисления франчайзеру, выплачиваемые в течение всего срока действия договора франчайзинга и устанавливаемые в фиксированной сумме либо в процентах от дохода франчайзи.

Для разового платежа используется термин "паушальный платеж" - первоначальный единовременный платеж франчайзеру; выкуп права пользования его торговой маркой. Другими словами, цена за передаваемую технологию обычно устанавливается в виде паушальной суммы или в форме роялти.

При использовании паушального метода общая цена определяется в момент заключения контракта и уплачивается единовременно или по частям.

Если используется метод роялти, то подлежащая уплате сумма определяется путем привязки к какому-либо экономическому результату применения переданной технологии: объему производства, объему продаж или размерам прибылей от использования данной технологии за период.

В случае использования в качестве справочной величины объема производства роялти может определяться, например, в виде фиксированной суммы на единицу продукции. Если в качестве справочной величины используется объем продаж, то роялти может определяться в виде процента от продажной цены. Эти методы могут также использоваться комбинированно, например, в сочетании первоначального паушального платежа с последующей выплатой роялти.

В российском гражданском законодательстве нет определения термина "паушальный платеж". В свою очередь термин "роялти" упоминается в различных нормативных документах, а его определение сводится к регулярным платежам, установленным в процентном отношении от объема или стоимости произведенной (реализованной) продукции.

При составлении договора коммерческой концессии (франчайзинга) необходимо учитывать, что, наряду с вознаграждением, существенными его условиями являются также предоставление пользователю права использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя и охраняемую коммерческую информацию. Если все эти условия не будут согласованы сторонами в договоре, то на их отношения не будут распространяться нормы гл. 54 "Коммерческая концессия" ГК РФ. Это следует и из норм международного права, которые требуют обязательной фиксации всех договоренностей сторон в письменной форме.

Правильно составленный договор коммерческой концессии должен быть оформлен надлежащим образом. Статья 1028 ГК РФ предусматривает требования к оформлению договорных отношений в рамках коммерческой концессии, соблюдение которых является обязательным. Эти требования следующие:

1) договор должен быть заключен в письменной форме;

2) он должен быть зарегистрирован *(2) в соответствующем органе, ведущем государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии (субконцессии) (изменение или прекращение договора) регистрируется территориальным органом ФНС России (регистрирующим органом), осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация осуществляется регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При наличии в договоре коммерческой концессии (франчайзинга) положений о передаче прав на использование охраняемых объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков) он подлежит также обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков - в Роспатенте. В противном случае договор считается ничтожным. В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии (франчайзинга) вправе ссылаться на него лишь с момента его государственной регистрации.

Данный договор регистрируется по месту регистрации правообладателя. Договор коммерческой концессии (субконцессии) (изменение или прекращение договора) параллельно с регистрацией в Роспатенте регистрируется территориальным налоговым органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если правообладателем является иностранное лицо, то договор регистрируется по месту регистрации пользователя - российского резидента.

По договору коммерческой концессии (франчайзинга) передаются, в основном, на длительный срок права на использование ноу-хау (секреты производства, фирменные технологии) и права на использование объектов промышленной собственности (товарные знаки, промышленные образцы, изобретения). В связи с этим приобретаемые по договору коммерческой концессии (франчайзинга) имущественные права на использование объектов исключительного права должны оформляться, оцениваться, учитываться в бухгалтерском учете и отражаться в бухгалтерской отчетности как объекты нематериальных активов в составе внеоборотных активов.

Если предметом договора коммерческой концессии является объект, охраняемый патентным законодательством, то он подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков.

По договору коммерческой концессии (франчайзинга) сторона - правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

Согласно ст. 1034 ГК РФ по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

 

Приведем условный пример. Допустим должник отказывается удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование. Это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность согласно ст. 399 ГК РФ. Солидарная ответственность заключается в том, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Это следует из ст. 323 ГК РФ.

Как уже отмечалось, правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга) заключается в том, что по данному договору одна сторона (правообладатель, он же франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователю, франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Это следует из п. 1 ст. 1027 ГК РФ. При этом ключевым условием договора франчайзинга является предоставление права на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения правообладателя, а также на охраняемую коммерческую информацию. Помимо этого пользователю может быть предоставлено право на использование иных объектов (товарный знак, знак обслуживания, торговая марка и т.п.).

Перечисленные права предоставляются пользователю за вознаграждение и на определенный срок. Срок в договоре коммерческой концессии (франчайзинга) можно и не указывать, это никоим образом не влияет на его действительность.

Обратите внимание! По договору коммерческой концессии (франчайзинга) пользователь получает лишь право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю.

Передачи в форме уступки этих прав от правообладателя к пользователю в данном случае не происходит. Это влияет на учетный аспект и налоговые последствия по данной операции, которые будут рассмотрены далее.

Договор франчайзинга заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Она осуществляется в налоговом органе по месту регистрации правообладателя. А если правообладатель - иностранное лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) утвержден приказом Минфина России от 12 августа 2005 г. N 105н *(3).

При регистрации договора коммерческой концессии в регистрирующий орган представляют:

сопроводительное письмо, подписанное уполномоченным лицом;

выписку из соответствующего государственного реестра, подтверждающего статус каждой из сторон договора коммерческой концессии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

три экземпляра договора коммерческой концессии *(4), подписанные сторонами, которые должны быть прошиты, листы пронумерованы, в них не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных не оговоренных исправлений;

документ об уплате государственной пошлины.

В случае если уполномоченным лицом выступает лицо, действующее на основании доверенности, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия указанного лица, заверенная в установленном порядке.

В большинстве случаев, если иное не предусмотрено в договоре коммерческой концессии (франчайзинга), его государственную регистрацию осуществляет правообладатель.

 

Глава 3. Франчайзинг за рубежом и коммерческая концессия в России:
сходства и отличия

 

В российском дореволюционном праве, как и в праве социалистическом не было представлено договора франчайзинга или договора коммерческой концессии. Поэтому появление гл. 54 в ГК РФ, посвященной коммерческой концессии, можно рассматривать как эволюцию российского гражданского законодательства и правовой теории в целом.

Коммерческая концессия является относительно новым для России договором, получающим все более широкое распространение. За рубежом такие договоры получили название "франчайзинг". За ними признано значение одного из типичных договоров современного рынка, требующих законодательного урегулирования. Не случайно указанные договоры среди практикующих юристов и теоретиков в области гражданского права рассматриваются, как самые сложные и специфические. Изучая их, необходимо выявить:

соотношение договора франчайзинга и договора коммерческой концессии;

правовую природу этих договоров;

отличие договоров франчайзинга от других видов договоров;

источники права, на которые следует опираться при регулировании этих договоров.

Ответы на поставленные вопросы важны не только с теоретической точки зрения. Для потенциальных сторон договора важен практический смысл. В частности, наличие возможности или отсутствие таковой заключать не только рассмотренный в Гражданском кодексе РФ договор коммерческой концессии, но и не зафиксированный в нем договор франчайзинга, исходя из принципа свободы договора. Если предположить, что франчайзинг и коммерческая концессия соотносятся как часть и целое, то возникает следующий вопрос: как регулировать отношения по тому договору, который не имеет специального регулирования в гражданском праве и каким образом можно восполнить этот пробел?

Если обратиться к истории права, то несложно проследить, что первоначально в деловой практике появился договор коммерческой концессии, от которого впоследствии отделился договор торгово-распределительного франчайзинга. Дальнейшее развитие франчайзинга привело к становлению комплекса договорных отношений, объединяющих производственную и торговую сферы.

Подобный подход позволял субъекту предпринимательской деятельности продавать товар, работу или услугу, производимые, выполняемые или оказываемые правообладателем, используя его средства индивидуализации, а также выходить на рынок с товаром, работой или услугой собственного производства и тоже использовать чужие средства индивидуализации. Исходя из сказанного и рассмотрев гл. 54 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что российской законодатель, говоря о коммерческой концессии, имеет в виду франчайзинг.

На это прямо указывает замечание о том, что пользователь использует предоставленный ему правообладателем комплекс исключительных прав в своей предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может включать в себя в данном понимании только использование комплекса исключительных прав при продаже приобретаемого у другого лица товара, а также при производстве товара. Таким образом, в российском гражданском законодательстве предполагается регулирование параллельно с отношениям франчайзинга отношений коммерческой концессии. Суть последних сводится к предоставлению правообладателем пользователю эксклюзивных прав на продажу товаров, которые он производит сам.

Такое положение дел обеспечивает монополию пользователя при последующей перепродаже данного товара третьим лицам в пределах территории, обусловленной договором. Таким образом, название гл. 54 "Коммерческая концессия" ГК РФ не соответствует ее фактическому содержанию. Содержание этой главы соответствует современным представлениям о франчайзинге различных видов (торгово-распределительного, сервисного, производственного), а ее заголовок ограничивает возможности более широкого использования данной главы.

Исходя из вышесказанного, логично и переименование правообладателя во франчайзера, а пользователя - во франчайзи.

Таким образом, правовая природа отечественного договора коммерческой концессии соответствует правовой природе зарубежного договора франчайзинга.

Определение договора коммерческой концессии, предлагаемое в гл. 54 ГК РФ, в целом соответствует пониманию франчайзинга, сложившемуся в мировой практике. Оно предусматривает, что комплекс исключительных прав, составляющий предмет договора, должен включать право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, а также право на охраняемую коммерческую информацию. Другой существенный признак франчайзинга - постоянное консультационное содействие, оказываемое правообладателем пользователю, рассматривается согласно п. 2 ст. 1031 ГК РФ как диспозитивный.

Применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает преимущества как лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации, так и лицу, которому эти права предоставляются. Для правообладателя франчайзинг является одним из наиболее удобных средств расширения своего бизнеса. Он избавлен от необходимости открывать филиалы и дочерние общества, необходимые для развития своей деятельности. Предприятия пользователей вливаются в интегрированную систему правообладателя, который сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями или филиалами. Все это дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные фирменные сети магазинов, ресторанов, косметических бутиков, гостиниц и др.

Однако в ситуации, когда пользователь - франчайзи - выступает в обороте фактически под чужим именем, используя фирменные наименование и товарные знаки правообладателя (франчайзера), могут пострадать интересы потребителя. Ведь потребитель, покупая товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, имеет основания полагать, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией.

Необходимость защиты интересов потребителей является одним из оснований введения законодательного регулирования франчайзинга. В Гражданском кодексе РФ эта задача реализуется через нормы о регистрации договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028 ГК РФ), об информировании потребителей и обеспечении надлежащего качества предлагаемых пользователем товаров, услуг и работ (ст. 1032 ГК РФ), ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1034 ГК РФ).

Поскольку договор коммерческой концессии предусматривает предоставление права пользования принадлежащими правообладателю объектами исключительных прав, он тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности.

Для коммерческой концессии свойственно сотрудничество сторон в процессе исполнения договора, так как конечные их интересы во многом совпадают. Поэтому франчайзинг в некотором смысле можно считать разновидностью совместной деятельности.

Помимо других очевидных различий между этими договорами, следует отметить различие в характере сотрудничества сторон. Если в договоре простого товарищества такое сотрудничество имеет определяющее значение, то в коммерческой концессии оно является лишь одним из элементов и, кроме того, носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в подчиненных, чем в партнерских отношениях с правообладателем.

Коммерческую концессию следует также отличать от договоров комиссии, поручения и агентских договоров. Хотя эти договоры в деловой практике нередко служат схожим потребностям, их юридическое содержание сильно отличается.

Так, комиссионер и агент действуют в интересах и по поручению комитента, оказывая последнему определенные услуги, за что и получают от него вознаграждение. При этом сделки, заключенные комиссионером или агентом с третьими лицами, имеют имущественные последствия для комитента или принципала.

Совсем иначе строятся отношения сторон по договору коммерческой концессии. Здесь пользователь действует без поручения правообладателя и за свой собственный счет. Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации правообладателя, его ноу-хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение.

Таким образом, если дистрибьютор, работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платит правообладателю за возможность работать с использованием принадлежащих ему прав.

Важнейшим условием договора коммерческой концессии является вознаграждение, выплачиваемое пользователем правообладателю (франчайзи франчайзеру). Формы вознаграждения могут быть самыми разными и определяются договором в зависимости от специфики соответствующей деятельности. Поэтому ст. 1030 ГК РФ лишь дает сторонам некоторые возможные варианты решения этого вопроса.

В договоре коммерческой концессии, согласно ст. 1029 ГК РФ, может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. Это важно с точки зрения создания сбытовых или торговых сетей, а также последующего эффективного управления ими.

Для договоров коммерческой концессии характерны ограничительные условия. Чаще всего такие условия связаны с закреплением за пользователем (франчайзи) определенной территории, на которой не могут действовать ни другие пользователи, ни сам правообладатель (франчайзер), либо с запретом для пользователя вступать с правообладателем в конкуренцию как самостоятельно, так и путем получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Исходя из значения и особенностей прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, устанавливаются обязательные требования к его форме и регистрации (ст. 1028 ГК РФ). Императивным является требование к пользователю (франчайзи) обеспечивать соответствующее качество производимых на основе концессии товаров, работ и услуг (ст. 1032 ГК РФ).

Статьей 1034 ГК РФ предусмотрено, что правообладатель несет дополнительную (субсидиарную) ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям по качеству товаров (работ, услуг).

Необходимая стабильность пользования исключительными правами обеспечивается нормой, предоставляющей пользователю права на заключение договора на новый срок (ст. 1035 ГК РФ).

Среди специалистов в области права существует мнение, что признаки договора, закрепленные в гл. 54 "Коммерческая концессия" ГК РФ, полностью соответствуют понятию лицензионного договора. В соответствии с лицензионным договором одна сторона (лицензиар) обязана предоставить другой стороне (лицензиату) для использования за установленную в договоре компенсацию принадлежащие ей права на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечив возможность их практического применения.

Проанализируем общие и отличительные признаки, характерные для договора коммерческой концессии и лицензионного договора.

Сфера применения данных договоров - предпринимательская деятельность. Основу договоров составляют обязательства лицензиара (франчайзера) по передаче технических знаний, опыта и оказанию помощи лицензиату (франчайзи) в их использовании и применении. Договоры лицензионные и коммерческой концессии являются рисковыми договорами.

Права и обязанности сторон по лицензионному договору и договору коммерческой концессии схожи: как лицензиат, так и пользователь свободны в вопросах установления ценообразования на производимую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги.

К обязанностям пользователя (лицензиата) относятся:

выплата вознаграждения;

размещение наименования товарного знака правообладателя (или лицензиара) на производимой продукции;

заключение определенного числа договоров субконцессии (сублицензии);

конфиденциальность информации.

В свою очередь правообладатель (лицензиар) обязан:

предоставить требуемую техническую и иную информацию, необходимую пользователю (лицензиату) для осуществления его прав по договору;

оказывать необходимое техническое, консультативное содействие;

ознакомить пользователя (лицензиата) с усовершенствованиями схем производства, технологических процессов.

Правообладатель (лицензиар) должен получить соответствующее разрешение (патент) на передаваемый им по договору объект интеллектуальной собственности; лицензиату предоставить необходимую информацию об этих исключительных правах, а пользователю - информацию о франшизе.

Рассмотренные договоры имеют немало отличий:

1) Предметом лицензионного договора выступает право использования изобретения или иного технического достижения - использования отдельных объектов на условиях, определенных договором.

2) Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Особенностью договора коммерческой концессии является то, что исключительные права от правообладателя пользователю передаются в комплексе. В комплекс передаваемых пользователю по договору прав включаются деловая репутация, определенный объем коммерческого опыта правообладателя, а также коммерческая информация.

3) Лицензионный договор может быть возмездным и безвозмездным, в то время как договор коммерческой концессии может быть только возмездным.

4) В отличие от договора коммерческой концессии условия лицензионного договора не обязывают участников работать в единой системе. Договором коммерческой концессии предусматривается обязательная работа участников в единой системе - франчайзинговой сети.

5) Лицензионный договор регистрируется в Роспатенте, а договор коммерческой концессии - в Роспатенте и территориальном органе ФНС России (регистрирующем органе), осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (приказ Минфина России от 12 августа 2005 г. N 105н).

Обратите внимание! Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены определенные ограничения прав сторон. Например, в нем может быть предусмотрено обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на закрепленной за франчайзи территории.

Фирму - приобретателя прав нередко обязывают не заключать подобные договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока действия договора, и даже на какой-то период времени после его окончания.

Другое не менее популярное ограничение прав пользователя - необходимость согласования с правообладателем места расположения соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление. И вот здесь субъектам малого бизнеса, претендующим на участие в коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров. При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчайзи. Однако гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство, предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: они не должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае эти условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или даже любого другого заинтересованного в их отмене лица (например, самого франчайзи).

И последней, пожалуй, наиболее специфической особенностью договора коммерческой концессии или договора франчайзинга в российской практике, является тот факт, что, согласно российскому законодательству выступать в роли правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) могут только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность ведения предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, если она не противоречит их миссии, отраженной в уставе, данный договор для них недоступен с правовой точки зрения.

Таким образом, участниками договора коммерческой концессии и договора франчайзинга в российских условиях могут быть:

полные товарищества;

товарищества на вере;

общества с ограниченной ответственностью;

общества с дополнительной ответственностью;

открытые акционерные общества;

закрытые акционерные общества;

производственные кооперативы;

государственные унитарные предприятия (как с правом хозяйственного ведения; так и с правом оперативного управления);

муниципальные унитарные предприятия (как с правом хозяйственного ведения, так и с правом оперативного управления);

индивидуальные предприниматели.

 

Глава 4. Договор франчайзинга

 

Приведем в качестве одного из возможных вариантов договор франчайзинга (см. приложение).

Данный договор является примерным и каждый из его разделов может изменяться и дополняться по обоюдному соглашению сторон. Как и любой другой договор, он может иметь приложения, а существенное изменение оговоренных ранее условий и появление новых, оформляется дополнительными соглашениями.

Правильно составленный договор франчайзинга - это жизненно необходимый документ, важность которого очевидна для франчайзера и франчайзи. В нем изложены условия приобретения и работы франшизы, а также права и обязанности обеих сторон.

Договор франчайзинга составляется с учетом трех основных условий:

1) в письменной форме излагается все то, о чем договорились стороны, с тем, чтобы избежать возможных споров в будущем;

2) устанавливается необходимость защиты прав франчайзера на торговые марки, ноу-хау, знаки обслуживания и т.п.;

3) определяется "сценарий работы", "правила игры", которыми будут руководствоваться обе стороны данного договора.

Как правило, договор франчайзинга в рамках одной сети идентичен для всех франчайзи. Это справедливый и практичный подход, поскольку все покупатели франшиз конкретной сети оказываются на старте при прочих равных условиях, имеют одинаковые права, обязанности и несут одинаковую ответственность. В свою очередь франчайзер, прибегнув к помощи высококвалифицированных юристов и проработав с их помощью все пункты договора, сделал все возможное, чтобы он удовлетворял потребностям его бизнеса и не позволял выделять "любимчиков" среди множества покупателей франшиз. Это огромный плюс для его репутации.

Проанализировав договоры франчайзинга в разных сферах деятельности, можно обнаружить множество отличий, отражающих отраслевую специфику. С юридической точки зрения эти договоры будут похожими, имеющими общие черты. Рассмотрим их подробнее.

Условно любой договор франчайзинга можно разбить на две части: договор о купле-продаже и лицензионное соглашение.

Договор о купле-продаже - это декларирование добровольного взаимного согласия сторон оформить франчайзинговые отношения при соблюдении определенных условий. В данной фазе отношений франчайзи вносит относительно небольшую сумму, покрывающую расходы франчайзера на поиск помещения на определенной территории, транспортного средства для разъездных видов деятельности и т.д. Если по каким-либо причинам франчейзер не исполнил свои обязательства в этой части, то франчайзи имеет право выйти из данного договора. В большинстве случаев это влечет за собой возврат вышеуказанного платежа, так как оговоренные требования о местоположении, помещении, транспортном средстве и т.п. не были исполнены.

В то же время важно понимать, что если франчайзи расторгает договор, потому что ему не нравится предложение франчайзера, но это предложение подходит для ведения бизнеса, то будет возвращена только часть первоначальной суммы. Договором франчайзинга должны быть предусмотрены ситуации, в которых стороны не приходят к единому решению, и прописаны условия полного или частичного возврата первоначально внесенной суммы.

Лицензионное соглашение как вторая часть договора франчайзинга предполагает такие обязанности франчайзера, как:

обустройство места производства и продаж;

выполнение обязательств по обучению;

помощь в мобилизации финансовых ресурсов;

помощь в аренде / приобретении помещения, оборудования, транспортного средства и т.д.;

помощь в наборе и обучении персонала;

прочая помощь.

В свою очередь франчайзи обязуется мобилизовать в оговоренный момент финансовые ресурсы и пройти курс обучения.

В договоре франчайзинга необходимо предусмотреть:

размер первоначального взноса и величину последующих платежей;

способы оплаты первоначального взноса (разовый аванс, частичные авансы по мере исполнения франчайзером отдельных условий договора);

сроки платежей;

размер и границы территории, закрепленные за данной точкой;

вопросы рекламы;

условия прекращения договора;

описание предмета франшизы;

описание торговых марок, ноу-хау, авторских прав и их владельцев;

срок действия договора;

условия пролонгации договора;

права на территорию.

Особого внимания требует раздел договора, посвященный обязанностям сторон.

Традиционно за франчайзером закрепляются обязанности:

обучения (где, когда и в какой форме происходит, сколько длится по времени и за чей счет осуществляется);

поставки оборудования (консультирование по его использованию, советы о приобретении запасов, материалов и полуфабрикатов, услуг производственного назначения);

отделки и ремонта интерьеров (предоставление образцов дизайна, советы по оформлению помещения и установки оборудования). Изменения в дизайне, как правило, производятся с письменного разрешения франчайзера;

хранения рабочей документации (франчайзи получает в пользование без права распространения подробный справочник по ведению бизнеса, авторские права на который закреплены за франчайзером);

оказания поддержки;

предоставления форм отчетности внутри сети.

В свою очередь на франчайзи возлагаются обязанности по:

контролю сотрудников на предмет соответствия внутрифирменным стандартам, исключение ситуаций, отрицательно влияющих на репутацию данного вида бизнеса);

соответствию требованиям, указанным франчайзером в руководстве по управлению франшизой;

содержанию помещения, оборудования в надлежащем состоянии;

персоналу (численности и подготовленности);

поддержанию и укреплению репутации торговой марки;

доступу агентам франчайзера и самого франчайзера для осуществления контрольных мероприятий.

Таким образом, обязанности франчайзи заключаются в том, чтобы поддерживать хорошую репутацию франчайзера и отвечать стандартам, которые тот установил.

Хотя оба участника договора заключают его добровольно, любая из сторон может принять решение о досрочном его расторжении в силу самых различных обстоятельств. Поэтому не лишним будет упомянуть эти обстоятельства в договоре франчайзинга. В отдельных случаях договор франчайзинга дополняется разделами и пунктами, содержащими перечень условий, на которых франчайзи может продать франшизу третьему лицу, передать ее безвозмездно, подарить.

В этом же разделе отражается информация о том, что произойдет с франшизой в случае смерти франчайзи. В соответствии с гражданским законодательством родственники и представители франчайзи могут вступить в права наследования в течение шести месяцев с момента печального события, либо продолжив участие в этом бизнесе, либо продав его. И то, и другое решение необходимо довести до франчайзера.

 

Глава 5. Бухгалтерский учет по договору франчайзинга

 

Понятия франчайзинга, коммерческой концессии, франшизы с точки зрения бухгалтерского учета затрагивают такой учетный объект, как нематериальные активы. Нематериальные активы играют ключевую роль в развитии франчайзингового бизнеса. Например, чтобы наладить эффективное производство, необходимы новые технологии, компьютерные программы, ноу-хау. Расширить рынок сбыта намного проще, используя известную торговую марку или фирменное название, то есть заключив договор коммерческой концессии или договор франчайзинга. Это один из возможных вариантов применения нематериальных активов в предпринимательской практике.

Объект нематериальных активов можно не только создать внутри фирмы или приобрести по договору купли-продажи. Целый комплекс нематериальных активов во всем мире, и в России в том числе, получают и передают огромное количество фирм и индивидуальных предпринимателей под вывеской франчайзинга. Разумеется во временное пользование.

Чем же подобная предприимчивость "грозит" главному бухгалтеру фирмы, вступившей с той или другой стороны в договор коммерческой концессии или франчайзинга? Ведь ни одна бизнес-новация не обойдет стороной бухгалтерский учет и гарантированно будет иметь те или иные налоговые последствия.

Как правило, у правообладателя (франчайзера) по договору франчайзинга не возникает выбытия нематериальных активов. Они продолжают находиться на его балансе и амортизироваться в соответствии с методом, закрепленным в учетной политике франчайзера. Прямое указание на это содержится в п. 25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н (далее - ПБУ 14/2000) (в ред. приказа Минфина России от 18 сентября 2006 г. N 115н).

Бухгалтерский учет операций по договору коммерческой концессии (франчайзинга) определяется в соответствии с общими правилами, применяемыми к учету нематериальных активов.

Для того чтобы "ноу-хау", информация и другие аналогичные результаты интеллектуальной деятельности могли быть приняты к налоговому и бухгалтерскому учету, необходимо соблюдение следующих условий:

результат интеллектуальной деятельности должен иметь объективную форму (нематериальный объект);

само право должно быть документально подтверждено;

необходимо подтвердить и возможность использования нематериального объекта в течение длительного времени (свыше 12 мес.);

нужно подтвердить пригодность использования нематериального объекта в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд;

следует обосновать способность нематериального объекта приносить организации доход в будущем.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н) непредусмотрен забалансовый счет, предназначенный для этих операций. Поэтому порядок учета пользователем полученных прав должен быть раскрыт в учетной политике.

Правообладатель учитывает нематериальные активы на счете 04 "Нематериальные активы". В зависимости от того, какая схема вознаграждения установлена договором, учет у правообладателя причитающихся платежей осуществляется по одному из вариантов.

Первый вариант - в договоре предусмотрен только единовременный взнос:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов"

- начисление единовременного взноса за использование прав;

Дебет 98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость"

- начисление НДС.

Второй вариант - в договоре предусмотрены периодические платежи:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 91-1 "Прочие доходы"

- начисление платежей за отчетный период;

Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам "

- начисление НДС.

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (ред. от 18 сентября 2006 г.) в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности), считаются выручкой.

Исходя из этого положения, учет у правообладателя будет производиться по счету 90 "Продажи", то есть как выручка.

При этом отражение в учете комбинированных платежей (единовременный и периодический - один раз в период) будет следующим:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 90-1 "Выручка"

- отражение выручки от реализации прав по единовременному платежу;

Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость"

- начисление НДС по единовременному платежу.

Пользователь (франчайзи) учитывает стоимость приобретенных прав на забалансовом счете. Если договором предусмотрен единовременный платеж, производятся следующие записи:

Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами "

- отражение затрат, начисленных по платежам в соответствии с лицензионным договором (договором коммерческой концессии и другими аналогичными договорами);

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

- отражение НДС;

Дебет 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" Кредит 91-2 "Прочие расходы"

- списание затрат;

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 51 "Расчетные счета"

- оплата платежей по договору.

В соответствии с п. 26 ПБУ 14/2000 платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода, а платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

В момент получения неисключительных прав пользователя (франчайзера) делаются следующие записи:

Дебет 97 "Расходы будущих периодов" субсчет "Расходы по приобретению прав" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

- отражение НДС;

Дебет 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" Кредит 97 "Расходы будущих периодов"

- списание расходов (равными долями);

Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

- зачет по НДС.

Проиллюстрируем это на условном примере. Так как другая сторона по договору франчайзинга - франчайзи - только пользуется нематериальными активами, сумма вознаграждения, получаемого франчайзером, не является выручкой от реализации. Она включается в состав операционных доходов.

В бухгалтерском учете правообладателя (франчайзера) операции по договору франчайзинга отражаются в зависимости от вида выплат.

Если выплата носит разовый характер, то ее сумма учитывается на счете 98 "Доходы будущих периодов". Затем в течение времени, на которое получено право в соответствии с договором франчайзинга, это вознаграждение равными долями включается в состав операционных доходов.

Расходы, связанные с передачей пользователю (франчайзи) комплекса исключительных прав, отражаются в бухгалтерском учете франчайзера в составе операционных расходов.

В ситуации, когда по договору франчайзинга платежи носят периодический характер и поступают правообладателю по графику, установленному в договоре (или приложении, являющемся его неотъемлемой частью), их учитывают в периоде их начисления.

На практике встречается и комбинированный тип платежей по договору франчайзинга. При комбинированных расчетах правообладатель в первую очередь получает разовый платеж. А затем в течение установленного в договоре времени ему поступают периодические платежи, которые в западной практике, а с некоторых пор и в России принято называть роялти.

При этом разовый платеж включается в состав операционных доходов единовременно и в полной сумме, а роялти - по мере их начисления. Рассмотрим условный пример.

 

Пример

По договору франчайзинга торговая фирма ООО "Лоцман", выступающая в роли правообладателя, передала ЗАО "Метеор", выступающему в качестве пользователя по этому договору, неисключительное право использовать свою торговую марку в период с 3 января по 31 декабря 2006 г. Исключительное право осталось у ООО "Лоцман" - правообладателя. Согласно условиям договора, вознаграждение ООО "Лоцман" составляет 144 000 руб. (в том числе НДС 18% - 21 966 руб.). ЗАО "Навигатор" полностью выплатило его 3 января 2006 г. Бухгалтер ООО "Лоцман" должен сделать в учете следующие проводки:

3 января 2006 г.:

Дебет 76 Кредит 98-1

- 144 000 руб. - отражена задолженность ЗАО "Навигатор" перед ООО "Лоцман" по договору франчайзинга;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 21 966 000 руб. - начислен НДС по задолженности;

Дебет 51 Кредит 76

- 144 000 руб. - поступили денежные средства от ЗАО "Навигатор".

Ежемесячно в течение всего срока действия договора франчайзинга в бухгалтерском учете ООО "Лоцман" будут выполнены следующие проводки:

Дебет 98-1 Кредит 91-1

- 12 000 руб. (144 000 руб. : 12 мес.) - учтена в составе операционных доходов часть вознаграждения по договору франчайзинга.

А что же в это время будет происходить в бухгалтерском учете франчайзи (пользователя) по договору франчайзинга?

Стоимость полученных неисключительных прав у пользователя отражается в его учете на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в оценке, определенной в договоре. Это прямо следует из п. 26 ПБУ 14/2000. К счету 002 открываются аналитические счета по видам полученных неисключительных прав, чтобы обеспечить их раздельный учет за балансом. Их необходимо отразить в рабочем Плане счетов, утвержденном руководителем фирмы в виде приложения к учетной политике этой фирмы.

Платежи по договору франчайзинга отражаются в учете в зависимости от условий этого договора. Если в нем предусмотрен разовый платеж, то он отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов". Затем эти затраты равномерно в течение срока действия неисключительного права, установленного договором франчайзинга, списываются на расходы.

В свою очередь периодические платежи учитываются в составе расходов фирмы в соответствии с графиком, установленным в договоре франчайзинга. На это есть указание в п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (ред. от 18 сентября 2006 г.).

Если договором предусмотрена комбинированная форма расчетов между сторонами (разовый платеж в момент получения прав плюс периодические платежи в течение срока использования указанных прав), то разовый платеж списывается единовременно в момент приобретения права, а роялти - в соответствии с графиком, являющимся условием либо иной неотъемлемой частью договора франчайзинга (приложение, дополнительное соглашение).

Рассмотрим условный пример.

 

Пример

Бухгалтер ЗАО "Навигатор" отразил операции по договору франчайзинга следующими проводками:

3 января 2006 г.:

Дебет 002

- 144 000 руб. - учтена стоимость торговой марки, полученной в пользование, на забалансовом счете;

Дебет 97 Кредит 60

- 120 000 руб. (144 000 - 21 966) - отражена сумма вознаграждения, причитающаяся ООО "Лоцман";

Дебет 19 Кредит 60

- 21 966 руб. - учтен НДС по вознаграждению;

Дебет 60 Кредит 51

- 144 000 руб. - перечислены денежные средства в оплату вознаграждения ООО "Лоцман";

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 24 000 руб. - принят к вычету НДС.

Ежемесячно в течение всего срока действия договора франчайзинга в учете ЗАО "Навигатор" выполняются следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 97

- 10 000 руб. (120 000 руб. : 12 мес.) - учтена в расходах отчетного периода часть расходов будущих периодов по договору франчайзинга.

По окончании срока использования торговой марки в соответствии с договором франчайзинга в учете ЗАО "Навигатор" делается заключительная проводка:

Кредит 002

- 144 000 руб. - списана стоимость торговой марки, полученной в пользование по договору франчайзинга.

 

Глава 6. Налоговый учет по договору франчайзинга

 

Специфический характер договора франчайзинга позволяет говорить о том, что сумма вознаграждения, полученного франчайзером, является

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.