Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. Расходы федерального бюджета и инвестиции в человеческий капитал



Глобальная конкуренция и непосредственное обострение геополитической схватки - две стороны одной медали. Не существует нескольких рингов: на одном мы успешно проводим запуск ракет из акватории Каспийского моря, а на другом - сокращаем расходы на науку и образование с формулировкой «надо затянуть пояса». Если в этих вопросах мы сегодня затянем пояса, завтра не будет ни ракет, ни флота. Ни ученых, ни компетентных инженеров. Ни национального успеха, в конечном итоге. Поэтому сокращать инвестиции в качество человеческого капитала так же опасно, как сокращать расходы на национальную оборону. А возможно, еще более опасно.

Россияне, которые уже вписаны в мировой рынок труда, обладают востребованными компетенциями, владеют иностранными языками не будут ждать, пока мы сначала «затянем пояса», а потом вспомним про человеческий капитал лет эдак через несколько. Они уедут из страны к этому моменту. Нечто похожее произойдет и с талантливыми молодыми учеными. Сокращение расходов на науку подтолкнет их или к отъезду заграницу или к уходу в бизнес. Если мы хотим переломить крайне неприятную тенденцию, которую социологи называют сегодня «желанием отъезда», если хотим сохранить и увеличить наш научный потенциал, мы не имеем права на такие негативные сигналы, как фронтальное и необдуманное сокращение расходов на здоровье граждан, на образование и на науку. Однако в этой части представленный проект федерального бюджета является именно таким негативным сигналом.

Здравоохранение

Здравоохранение оказалось наиболее пострадавшим разделом расходов на качество человеческого капитала. Согласно законопроекту, объем ассигнований из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» в 2016 г. сократится по сравнению с 2015 годом на 11,4%. Это один из самых больших показателей сокращения среди государственных программ в социальной сфере. В реальном выражении (с корректировкой на прогнозируемый индекс дефлятор-ВВП) сокращение расходов на государственную программу «Развитие здравоохранения» составит 16,7%.

Проект федерального бюджета предусматривает наиболее значительные сокращения расходов по сравнению с 2015 г. на подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (на 42%); «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» (на 21,4%); «Развитие скорой медицинской помощи» (на 79,2%).

Но всем хорошо известно, что развитие профилактики заболеваний, первичной медико-санитарной помощи и скорой помощи является намного более эффективным с клинико-экономической точки зрения, чем развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Предлагаемое Правительством масштабное сокращение финансирования именно этих подпрограмм не повышает, а резко снижает эффективность бюджетных расходов на здравоохранение. Мы предлагаем пересмотреть пропорции распределения средств в 2016 г. в рамках программы «Развитие здравоохранения».

Образование

В отношении расходов на образование дела обстоят немногим лучше.По отношению к объему ВВП расходы раздела «Образование» федерального бюджета составляют в 2016 году 0,7 процента. Их доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (4,1%) уменьшилась и составит 3,6 процента. С учетом прогноза инфляции в реальном выражении сокращение расходов на государственную программу «Развитие образования» на 2013-2020 годы в 2016 году составит 10,3% по сравнению с 2015 годом.

Таблица 1. Расходы по разделу «Образование» и подразделам, млрд. руб.

Образование, всего 603,8 672,3 638,3 632,0 578,6
Дошкольное образование 6,9 57,7 55,8 36,3 5,3
Общее образование 89,6 67,0 30,2 36,9 26,8
Профессиональное образование 10,1 9,3 10,0 10,0 8,3
Переподготовка и повышение квалификации 6,4 6,8 8,1 7,6 7,6
Высшее профессиональное образование 448,1 495,6 498,2 517,0 504,0
Молодежная политика и оздоровление детей 5,4 5,6 7,3 1,5 0,8
Прикладные научные исследования в области образования 13,6 8,6 15,3 13,1 12,4
Другие вопросы в области образования 23,7 21,6 13,4 9,5 12,4

Источник: Минфин России

Отдельно остановимся на нескольких наиболее проблемных моментах. В системе образования активно реализуется программа оптимизации сети образовательных организаций, направленная на формирование широкой группы крупных конкурентоспособных университетов. Программа предусматривает объединение федеральных вузов, а начиная с 2016 года - создание «опорных» университетов на региональном уровне. Эти структурные преобразования должны быть поддержаны соответствующим финансированием. Однако в проекте федерального бюджета на 2016 год не предусмотрены средства на реализацию программ развития вновь созданных университетов, а общий объем субсидий на финансирование сети образовательных организаций сокращен.

В проекте бюджета на 2016 год на 24,1 млрд. рублей или больше чем на треть сокращены расходы на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации.

В проекте бюджета предусмотрено повышение стипендий студентам пропорционально планируемым темпам инфляции, но это не позволяет сохранить стипендии на уровне прожиточного минимума в регионах, где расположены учебные заведения. В первую очередь, это относится к городам с высокой стоимостью жизни, в частности, к Москве, где обучается 25% студентов по программам высшего образования.

В проекте бюджета не предусмотрены дополнительные средства на продолжение работы по развитию системы профессиональных квалификаций. Не предусмотрен и финансовый резерв, который может потребоваться ВУЗам, чтобы отозваться на требования профессиональных сообществ по подготовке молодых специалистов и изменения в профессиональных стандартах.

Определенные риски связаны также с ростом коммунальных платежей в различных регионах России. Специальных коэффициентов, которые могли бы компенсировать возросшие расходы вузов по энергопотреблению в методиках расчета общего объема субсидии на основе нормативных затрат не предусмотрено. Тем самым возросшие расходы возлагаются на сами университеты. Это может помешать российским университетам улучшать свои позиции в международных рейтингах, многие из которых включают показатели о результатах научных исследований и научной деятельности.

В 2015 году был сокращен объем субсидий на выполнение прикладных и фундаментальных научных исследований в пределах 1 553 млн рублей. Проект бюджета на 2016 год позволяет сделать вывод, что увеличение финансирования по этому направлению не предусматривается. А значит, тенденция замораживания фундаментальных и прикладных научных исследований, которые являются основой интеграции науки и образования в университетах, только усиливается.

Наука

Проект федерального бюджета на 2016 г. демонстрирует, что продолжается ощутимое сокращение расходов государства на поддержку исследований и разработок. Это касается всего объема ассигнований на гражданскую науку, а также отдельных статей расходов.

Общие ассигнования на гражданскую науку в проекте бюджета на 2016 г. (примерно 304 млрд. руб.) лишь в 1,3 раза выше значений 2010 г., но заметно меньше объемов, которые выделялись в 2011-2015 гг. Настораживает не только само сокращение финансирования, но и не совсем понятная дифференциация масштабов этого сокращения по отдельным направлениям.

Наибольшие дополнительные сокращения предусматриваются как раз по фундаментальным исследованиям (на 10,6%), а также по прикладным исследованиям в таких областях, как охрана окружающей среды и культура, где и раньше финансовая поддержка была минимальной. Запланировано некоторое увеличение расходов на прикладные исследования в целом (на 4.6%), в экономике (на 8.2%), в области социальной политики (на 21.2%), что, конечно, не компенсирует падение прошлых лет. Почти на 7% снизится поддержка исследований и разработок в здравоохранении.

Среди других крайне спорный решений – уменьшение более чем на 12% расходов федерального бюджета на Государственную программу «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. Дополнительные сокращения затронули все ее подпрограммы (кроме подпрограммы «Международное сотрудничество в сфере науки»). Почти вполовину урезаны средства подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора», в рамках которой предусмотрено создание на территории нашей страны крупных установок мирового уровня класса «мега-сайнс».

При этом ресурсы повышения эффективности расходов на науку в бюджете есть. Например, по аналогии с изменениями в сфере образования (создание опорных университетов в регионах страны) может быть запущен механизм ликвидации и укрупнения неэффективных научных учреждений. Высвободившиеся в результате структурных преобразований средства могут быть направлены на реализацию программ развития научных учреждений, доказавших свою эффективность.

Единственным позитивным фактом является фактическое сохранение объемов финансирования в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Но в целом, можно сказать, что изменения, которые происходят или запланированы в масштабах и структуре расходов на науку, создают дополнительные ограничения для улучшения научной специализации России, повышения ее позиций в глобальном научно-технологическом пространстве.

Завершая выступление, еще раз подчеркну: складывающаяся ситуация заставляет относиться к проекту бюджета без каких-либо скидок. Сегодня неприемлема та снисходительность к самим себе, которая допускалась ранее.Критикуя проект, я говорил не о том, что он хуже принимавшихся ранее, а о том, что сегодня безальтернативно резкое повышение качества бюджетных решений. При всем при том повторю, что призываю принять проект в первом чтении. В рамках основных параметров, которые примет Дума, можно и нужно до второго чтения найти резервы улучшений как по части доходов, так и расходов бюджета. О многих из них я сказал, и мы готовы вместе с депутатами продолжить их поиск.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.