Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. Доходы и расходы федерального бюджета



В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году (ожидаемое исполнение). Рост доходов будет обеспечен за счет повышения налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли экономики, сохранения до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышения до 90% доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

Сохранение ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 42% даст дополнительно около 200 млрд рублей, еще 112 млрд. руб. будет получено за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Эти решения Правительства выглядят обосновано, но только как временные. Уровень налоговой нагрузки в газовом секторе пока значительно ниже, чем в нефтяном, поэтому мы не предполагаем появления серьезных рисков в связи с ее ростом в 2016 году. Что же касается нефтяного сектора, сохранение вывозной пошлины на текущем уровне надо признать неизбежным.

Однако, принимая во внимание, что российская нефтедобыча в целом будет перемещаться на восток и север, что приведет к росту себестоимости извлечения нефти, надо понимать, что в ближайшие годы возможностей для роста или хотя бы сохранения налоговой нагрузки на нефтянку на нынешнем уровне у Правительства не будет. То же касается и перспектив газовой отрасли. Рост конкуренции на европейском рынке газа неизбежен, говорить всерьез о росте цен на газ не приходится. А значит, стабилизация или даже сокращение объема доходов от экспорта нефти и газа, зачисляемых в бюджет, неизбежно. Таким образом, вопрос о возможных источниках их частичного замещения становится главным вопросом следующего бюджетного цикла.

Рис. 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета, % ВВП

Характеризуя в целом расходную часть проекта бюджета на 2016 год, отметим, что структура расходов и бюджетные приоритеты за последние пять лет претерпели драматические изменения. И речь идет не только о росте расходов на оборону и национальную безопасность, который, очевидно, в нынешней международной ситуации неизбежен. Речь идет, например, о продолжающейся тенденции роста общегосударственных расходов. Несмотря на все декларации о снижении расходов на управление и необходимость рационализации госаппарата, их доля в бюджете неуклонно растет: по сравнению с 2012 годом в 2015-2016 годах рост составил 0,8-0,9%. То же касается и обещаний перейти, наконец, на риск-ориентированные подходы к проверкам предприятий, которые должны не только снизить давление на бизнес, но и сократить расходы на содержание проверяющих органов. Переход на риск-ориентированный подход необходимо форсировать. В нем заключен важнейший резерв не только улучшения бизнес-климата, но и сокращения затрат на госаппарат при повышении качества его работы. Улучшение бизнес-климата – путь к увеличению доходов бюджета. Сокращение затрат обеспечивает экономию бюджетных средств. Итак, внедрение риск-ориентированного подхода заключает в себе резервы двоякого рода, которыми в нынешней ситуации недопустимо пренебрегать.

Еще один крупный резерв связан с внедрением по-настоящему эффективных административных регламентов. Формально говоря, она созданы. Но разрабатывались они, как правило, без серьезного анализа административных процессов, проводить который мы настойчиво призывали. В результате вместо оптимизации этих процессов чаще всего происходило закрепление того, что сложилось ранее. Сплошь и рядом это закрепление неэффективности. В этом вопросе, как и в вопросе оптимизации контрольно-надзорных функций, нынешняя бюджетная ситуация диктует безотлагательное и предельно настойчивое превращение давно обсужденных идей в реальные и быстрые действия.

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика» обусловлен исключительно включением в него резерва в 342 млрд. руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. По большинству подразделов раздела «Национальная экономика» расходы снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое.

С социальными расходами бюджета все обстоит еще хуже. Вполне правомерно говорить о том, что наука, образование и здравоохранение постепенно вытесняются на периферию бюджетной системы. Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016 году, по сравнению с 2015 годом ‑ в номинальном выражении ‑ на 8,5%,причем по всем направлениям: и на дошкольное, и на профессиональное, и на высшее образование. Расходы на высшее образование, например, в неизменных ценах составят всего 78% от уровня 2012 года.

Расходы на здравоохранение в проекте бюджета на 2016 год по сравнению с 2015 годом сокращаются на 8%. В соответствии с нашими оценками, в 2016 году в неизменных ценах расходы на образование из бюджетов всех уровней сократятся, по сравнению с 2012 годом на 14%, расходы на здравоохранение – почти на 20%.

 

Рис. 2. Динамика объема расходов федерального бюджета на высшее образование в неизменных ценах (2012 год =100%)

Источник: Минфин России, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Рис. 3. Динамика объема расходов бюджетной системы (БС) в целом, расходов на образование, здравоохранение, социальную политику (2012 год =100%)

Источник: Минфин России, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Отдельной достойной упоминания проблемой в контексте социальных расходов является отсутствие адекватных ответов на новые социальные вызовы. Это прежде всего появление «новых бедных».Речь идет о молодых семьях, которые лишись большой части доходов из-за кризиса. При этом они уже успели обзавестись детьми, взять ипотеку, несколько кредитов. Пособие по безработице не решит их проблем. Чтобы помочь им, необходимо разработать новую модель социального контракта для таких семей, неработающих матерей и т.д. И предусмотреть средства на выплаты по таким социальным контрактам. И вновь приходится говорить о том, что идея социального контракта давно разработана и обсуждена. Она реализует адресный и достаточно экономичный подход к решению наиболее острых проблем семьи. Дело за воплощением идеи в жизнь.

Подводя итог по расходам, добавим, что резервы и для перераспределения средств, и для повышения их эффективности в бюджетной системе есть. Некоторые из них только что перечислены. Добавлю следующее.

Во-первых, мы должны внимательно изучить динамику и структуру расходов по Федеральным адресным инвестиционным программам. Отказ от части из них и перенос сроков завершения других может высвободить, по разным оценкам, от 200 до 300 млрд рублей. В первую очередь это касается средств, которые слабо осваиваются. Зачастую это происходит потому, что нет либо подлинной надобности в проектах, на которые она ассигнованы, либо способности реализовать эти проекты в существующих обстоятельствах. От таких проектов необходимо своевременно отказываться.

Во-вторых, надо детально изучить динамику остатков бюджетных средств на счетах госкомпаний и подрядчиков, занятых в реализации крупных инфраструктурных проектов. Если средства не востребованы, если их просто «крутят» на депозитах, их следуетвернуть в бюджетную систему и направить туда, где они действительно нужны. Напомню, что в 2008-09 годах Правительство прибегло к подобным мерам, и они оказались весьма эффективны.

В-третьих, возможно и необходимо настойчиво улучшать структуру расходов в каждой из отраслей, включая приоритетные. Несколько позднее я конкретнее скажу о том, что в этом отношении можно сделать, в том числе, в отраслях, формирующих человеческий капитал. Но сразу подчеркну, что в этих отраслях наряду с нехваткой средств имеют место немалые неэффективные расходы. Например, на деньги бюджета все еще функционируют «фабрики дипломов» с вывескам вузов. Имею в виду те учреждения, которые по сути имитируют образовательный процесс. В их стенах попусту растрачиваются не только государственные средства, но им лучшие годы тех молодых людей, которые числятся их студентами. Нечто подобное встречается и в других отраслях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.