Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Оценка макроэкономической ситуации и прогнозов Правительства



Тезисы. НИУ ВШЭ. 2 ноября 2015 г.

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2016 ГОД

 

Проект закона о федеральном бюджете на 2016 год мы предлагаем рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения баланса расходов и доходов казны, адекватности прогнозов Правительства текущей ситуации в мировой экономике. Во-вторых, с точки зрения работы с национальными приоритетами, в том числе с теми, которые диктует нам нынешняя ситуация в мире – ситуация резкого обострения глобальной конкурентной борьбы между ведущими державами.

Правительство более или менее успешно справилось с задачей балансировки доходов и расходов казны. Хотя с некоторыми решениями, например, по межбюджетным трансфертам мы полностью согласиться не можем и предлагаем развернуто обсудить их в Государственной Думе.

С точки зрения национальных приоритетов, представленный проект федерального бюджета не предлагает достаточно надежной системы решений по их реализации. Прежде всего, речь идет о финансировании здравоохранения, образования и науки, то есть об инвестициях в человеческий капитал. Иногда кажется, что решения по сокращению тех или иных расходов принимались без серьезного анализа их возможных социальных, политических, экономических и демографических последствий.

Мы уверены, что это неправильный подход. Нельзя ставить вопрос о бюджете 2016 года как о «бюджете выживания» даже в нынешней непростой экономической ситуации. Наша цель – и в 2016 году, и в последующие годы – не выживание, а национальный успех. Победа в глобальной конкурентной борьбе. Бюджет страны обязан быть инструментом достижения этой цели, инструментом достижения национального успеха, а не просто «черным ящиком» с наспех сбалансированными доходами и расходами. Уверены, что качественная и вдумчивая работа с проектом закона о бюджете в Государственной Думе при подготовке ко второму чтению сможет в какой-то степени нивелировать негативные последствия такого подхода.

I. Оценка макроэкономической ситуации и прогнозов Правительства

Отрадно, что проект закона о федеральном бюджете на 2016 год основан на достаточно консервативном прогнозе развития экономики, предполагающем, что при цене на нефть в 50 долл. за баррель российский ВВП вырастет на 0,7%. В прошлом году (здесь же, на заседании Бюджетного комитета, а также в нашем заключении на проект бюджета 2015 года) мы предупреждали о необоснованном оптимизме прогнозных параметров, заложенных в проект бюджета на 2015 год, но не были услышаны. В итоге, правительство в апреле было вынуждено резко скорректировать оценку доходной части бюджета, что привело к появлению дефицита в размере 3,7% ВВП, который был покрыт за счет интенсивного расходования средств Резервного фонда. Такая корректировка стала очень плохим сигналом для всей экономики, и, безусловно сказалась на итогах текущего года.

Говоря о прогнозах на 2016 год, следует отметить, что существуют и более пессимистические оценки перспектив роста нашей экономики. В прогнозе МВФ, выпущенном в октябре 2015 года, экономисты фонда предполагают, что в следующем году Россию ждет дальнейшее уменьшение ВВП (на 0,6%), при ускорении роста мировой экономики с 3,1% до 3,6%. При этом, оценка МВФ динамики мировых цен на нефть даже несколько оптимистичнее, чем у Минэкономразвития.

Мы считаем возможным поддержать Правительство в части прогноза относительно среднего уровня цен на нефть в 2016 году. Известно, что мировой рынок нефти переживает в настоящее время период беспрецедентной ценовой волатильности, которая задана высокой неопределенностью и по спросу (темпы роста развивающихся экономик и Китая, в первую очередь), и по предложению (политика ОПЕК, добыча в США, снятие нефтяного эмбарго с Ирана). Но спекулировать на разных оценках этой неопределенности, с нашей точки зрения, непродуктивно. Вероятно, что выход иранской нефти на рынок немного снизит нефтяные котировки, однако, не менее вероятно, что снижение добычи в США, которое отмечается в последние несколько месяцев, их повысит или, по крайней мере, удержит от значительного падения.

Продуктивнее, как нам кажется, работать с внутренними резервами бюджетной системы, которые у нас есть в избытке, о чем будет сказано ниже. Эти резервы и их умелое использование могут внести решающий вклад в выход нашей экономики из рецессии уже в следующем году, как и предполагает Правительство.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.