Проект закона о федеральном бюджете на 2016 год мы предлагаем рассматривать в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения баланса расходов и доходов казны, адекватности прогнозов Правительства текущей ситуации в мировой экономике. Во-вторых, с точки зрения работы с национальными приоритетами, в том числе с теми, которые диктует нам нынешняя ситуация в мире – ситуация резкого обострения глобальной конкурентной борьбы между ведущими державами.
Правительство более или менее успешно справилось с задачей балансировки доходов и расходов казны. Хотя с некоторыми решениями, например, по межбюджетным трансфертам мы полностью согласиться не можем и предлагаем развернуто обсудить их в Государственной Думе.
С точки зрения национальных приоритетов, представленный проект федерального бюджета не предлагает достаточно надежной системы решений по их реализации. Прежде всего, речь идет о финансировании здравоохранения, образования и науки, то есть об инвестициях в человеческий капитал. Иногда кажется, что решения по сокращению тех или иных расходов принимались без серьезного анализа их возможных социальных, политических, экономических и демографических последствий.
Мы уверены, что это неправильный подход. Нельзя ставить вопрос о бюджете 2016 года как о «бюджете выживания» даже в нынешней непростой экономической ситуации. Наша цель – и в 2016 году, и в последующие годы – не выживание, а национальный успех. Победа в глобальной конкурентной борьбе. Бюджет страны обязан быть инструментом достижения этой цели, инструментом достижения национального успеха, а не просто «черным ящиком» с наспех сбалансированными доходами и расходами. Уверены, что качественная и вдумчивая работа с проектом закона о бюджете в Государственной Думе при подготовке ко второму чтению сможет в какой-то степени нивелировать негативные последствия такого подхода.
I. Оценка макроэкономической ситуации и прогнозов Правительства
Отрадно, что проект закона о федеральном бюджете на 2016 год основан на достаточно консервативном прогнозе развития экономики, предполагающем, что при цене на нефть в 50 долл. за баррель российский ВВП вырастет на 0,7%. В прошлом году (здесь же, на заседании Бюджетного комитета, а также в нашем заключении на проект бюджета 2015 года) мы предупреждали о необоснованном оптимизме прогнозных параметров, заложенных в проект бюджета на 2015 год, но не были услышаны. В итоге, правительство в апреле было вынуждено резко скорректировать оценку доходной части бюджета, что привело к появлению дефицита в размере 3,7% ВВП, который был покрыт за счет интенсивного расходования средств Резервного фонда. Такая корректировка стала очень плохим сигналом для всей экономики, и, безусловно сказалась на итогах текущего года.
Говоря о прогнозах на 2016 год, следует отметить, что существуют и более пессимистические оценки перспектив роста нашей экономики. В прогнозе МВФ, выпущенном в октябре 2015 года, экономисты фонда предполагают, что в следующем году Россию ждет дальнейшее уменьшение ВВП (на 0,6%), при ускорении роста мировой экономики с 3,1% до 3,6%. При этом, оценка МВФ динамики мировых цен на нефть даже несколько оптимистичнее, чем у Минэкономразвития.
Мы считаем возможным поддержать Правительство в части прогноза относительно среднего уровня цен на нефть в 2016 году. Известно, что мировой рынок нефти переживает в настоящее время период беспрецедентной ценовой волатильности, которая задана высокой неопределенностью и по спросу (темпы роста развивающихся экономик и Китая, в первую очередь), и по предложению (политика ОПЕК, добыча в США, снятие нефтяного эмбарго с Ирана). Но спекулировать на разных оценках этой неопределенности, с нашей точки зрения, непродуктивно. Вероятно, что выход иранской нефти на рынок немного снизит нефтяные котировки, однако, не менее вероятно, что снижение добычи в США, которое отмечается в последние несколько месяцев, их повысит или, по крайней мере, удержит от значительного падения.
Продуктивнее, как нам кажется, работать с внутренними резервами бюджетной системы, которые у нас есть в избытке, о чем будет сказано ниже. Эти резервы и их умелое использование могут внести решающий вклад в выход нашей экономики из рецессии уже в следующем году, как и предполагает Правительство.