Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Еще раз об «очевидном» (Вместо заключения)



В романе «Собор Парижской бого­матери» Виктор Гюго заявил устами одного из героев: «Вот это убьет то. Книга убьет здание» [36, с. 179]. Но процесс экспансии печатного слова все же не поглотил архитектуру. Она выжила, хотя сравнительно с догу- тенберговскими временами измени­лась поистине разительно. Распад им­перии зодчества имел своим важней­шим следствием самостоятельное раз­витие целого ряда искусств. «...Они освобождаются, разбивают ярмо зод­чего и устремляются каждое в свою сторону. Каждое из них от этого рас­торжения связи выигрывает. Само­стоятельность содействует росту. Резьба становится ваянием, рос­пись — живописью, литургия — му­зыкой» [36, с. 189].

Выше речь шла по преимуществу о классической живописи — с мо­мента обособления станковой карти­ны до ее состояния в современную эпоху, хотя последнему было уделе­но сравнительно мало внимания. Об" этом следует сказать особо.

Когда появилась фотография, многие поклонники живописи были готовы повторить вслед за героем Гюго: «Вот это убьет то». Но судьба живописи оказалась подобна судьбе архитектуры. В борьбе за существо­вание живопись лишь уступила часть своих полномочий, что хорошо за­фиксировал Анри Матисс: «Фотогра­фия может освободить нас от старых представлений. Она очень точно отде- дила живопись, выражающую чув­ства, от живописи описательной. Последняя стала излишней» [74, с. 32].

Однако, сначала монохромная, а затем многоцветная, сначала непо­движная, а затем «движущаяся», фо­тография вторгается в сферу чело­веческих чувств, а тем самым и в сфе­ру «неописательной» живописи. Кро­ме того, развитие фотографии при­водит к тому, что в число ее постоян­ных объектов включается и сама жи­вопись.

Печать продолжает победное шествие. Техническое совершенство фотографии, развитие полиграфи­ческой промышленности приводят к возникновению новой «импе­рии» — империи репродукции.

Разумеется, и живопись не остает­ся в долгу. Современный живописец широко использует соответствующие технические средства. Он экспери­ментирует в фотолаборатории, вместо кисти пользуется аэрографом *, вво­дит в картину продукты полиграфии.

Даже те, кто всячески противятся подобным нововведениям, вынужде­ны считаться с изменившимися усло­виями творчества. Изготовление жи­вописных оснований, грунтов и кра­сок доверяется фабричной промыш­ленности. Происходит постепенное отделение живописца от средств жи­вописного производства, которые он получает в готовом виде. С другой стороны, и отношение между худож­ником и зрителем становится все бо­лее опосредованным. Некуда скрыть­ся от потока журналов и книг, снаб­женных множеством репродукций, никуда не уйти от потопа визуальной (не говоря о прочей) информации.

Уникальное воспроизводится массо­выми тиражами.

Не видеть изменения объектив­ных условий творчества — значит закрывать глаза перед очевидным. Но из этой очевидности вовсе не сле­дует, что искусство утрачивает спо­собность к творчески активной реак­ции, ибо с утратой функции продук­тивного восприятия искусство просто перестает быть искусством.

«Все, что мы видим в повседнев­ной жизни, в большей или меньшей степени искажают в наших глазах усвоенные, привычные представле­ния. Это, быть может, особенно ощу­тимо в наше время, когда кино, рекла­ма и иллюстрированные журналы затопляют нас потоком готовых обра­зов, которые относятся к видению приблизительно так же, как предрас­судки к познанию. Усилие, нужное для того, чтобы освободиться от этих образов-стандартов, требует извест­ного мужества, и это мужество абсо­лютно необходимо художнику, кото­рый должен видеть все так, как если бы он видел это в первый раз. Он дол­жен уметь всю жизнь смотреть на мир глазами ребенка...» [74, с. 89 — 90]. Эту мысль по-разному выражали крупнейшие художники 20 столе­тия — Матисс, Петров-Водкин, Фа­ворский...

Разумеется, принцип воспроиз­ведения в искусстве не подлежит сомнению, поскольку сама культура основана на этом принципе. Он может получать самое широкое воплощение, когда художник обращается к куль­туре как к природе, как к естествен­ной среде, в которой творческое со­знание черпает жизненные силы и пищу для своей деятельности. Так поступает, например, Пикассо, производя поистине грандиозный

опыт сотворчества с мастерами раз­личных эпох и национальных тради­ций, а в конечном счете — с культу­рой в целом. Речь идет именно о со­творчестве, поскольку обращение Пи­кассо к африканской и греческой пластике, к Энгру и Веласкесу, к Пуссену и Эль Греко никогда не превращается в произвол потребле­ния, но всегда сопряжено с осмысле­нием, истолкованием, образной ин­терпретацией воспринимаемого. Ху­дожник никогда не утрачивает чув­ства ответственности, и коль скоро речь заходит о «деформации» *, то следует подчеркнуть, что деформа­ция у Пикассо является одновремен­но заострением экспрессивных и со­держательных воздействий, потен­циально заключенных в исходном образе: так освобождается и доводит­ся до гротескной * выразительности энергия пуссеновской «Вакханалии», так утверждается подлинный мас­штаб творческой личности в интер­претации «Менин» Веласкеса... Здесь мы имеем дело с актуализацией прошлого в современности, с диало­гом творческих сознаний. Именно по­этому можно говорить о воплощении в творчестве Пикассо этического от­ношения к культуре.

Имя Пабло Пикассо служит сим­волом художественного новатор­ства. Его «Герника» (1937; Мадрид, Прадо), которую по справедливости можно назвать самой знаменитой картиной 20 века, сближается с язы­ком современного кино и может вос­приниматься как поражающий вооб­ражение фильм, обладающий доку­ментальной силой воздействия. Одна­ко при ближайшем рассмотрении композиция обнаруживает сложную комбинацию мотивов, восходящих к глубоко традиционным представле­

ниям, равно как и опору на класси­ческую живописную традицию. И вполне естественно отнесение «Гер- ники» к «современной классике» изобразительного искусства.

Но тот же принцип, выведенный из-под этического контроля, порож­дает иные воплощения. Красноречи­вым свидетельством может служить «репродуцирование» мирового искус­ства в живописи Сальвадора Дали. В бесконечном ряде «цитируемых» им источников — Венера Милосская и алтарь Зевса в Пергаме, скульптура Микеланджело и рисунки Леонардо, живопись Рафаэля, Веронезе, Сур- барана, Веласкеса; особое место зани­мают образы Вермера Делфтского и Милле, которым придается некое символическое значение. Однако к каким бы произведениям ни обра­щался Дали, он далек от намерения вступать в диалог с их творцом. Ис­ходный образ как таковой не являет­ся предметом художественно-пласти­ческого анализа и переосмысления; это скорее взятый «напрокат» эле­мент иной культуры. Из этих элемен­тов Дали создает свои «монтажи», принимающие подчас вид сложней­ших художественных построений, с изощренной игрой оптико-геомет­рических эффектов, при полной тех­нической оснащенности. Игнорируя пластическую и смысловую целост­ность воспроизводимых образов, Да­ли претендует на создание новой, сверхсложной целостности, но не до­стигает цели. Точнее говоря, здесь отсутствует целостность органическо­го характера, ибо «целое называется механическим, если отдельные эле­менты его соединены только в про­странстве и времени внешнею связью, а не проникнуты внутренним един­ством смысла» [12, с. 5].

Да, воспроизведение должно быть подчинено единству смысла, которым проникнута подлинная культура. Художник же, считающий себя сво­бодным от такого обязательства, с ло­гической закономерностью приходит к потребительству. «Вот чем я пи­таюсь»,— как бы говорит он, произ­вольно комбинируя элементы культу­ры. Сказано об этом прямо или кос­венно — не так уж важно. Сущест­венно 'другое: органичность твор­ческого синтеза, целостность худо­жественного образа подменяется де­монстрацией «эстетической номен­клатуры». В зависимости от обстоя­тельств живописец творит то «в духе иконы», то «в духе Рембрандта», то «в духе экспрессионизма». Однако такая всеядность далеко не всегда предполагает способность переварить массив культурных ценностей.

С первых своих шагов так назы­

ваемый авангард * третировал опи- сательность как величайший грех в искусстве. Но не впадает ли сам, аван­гард в еще больший грех, когда ста­новится описанием описания, меха­ническим воспроизведением уже вос­произведенного? Ведь неоавангар­дисты легко идут на воспроизведе­ние фотографии, некогда «освобо­дившей» живопись от функции опи­сания!

Широкое влияние принципа ре­продуцирования в искусстве давно настораживает проницательную кри­тику, в том числе и отечественную. «За разнообразием стилистических подходов и индивидуальных манер скрывается непривычно легкое отно­шение к вопросам стиля, которые по­теряли свое принципиальное значе­ние. За романтической экспрессией не скрывается протест, а за чеканной отделкой деталей — точное знаниежизни, примитивизм стиля не связан с наивностью, а ренессансные фор­мы — с героикой: это лишь легко ме­няемые одежды» [52, с. 376]. Наибо­лее опасной тенденцией становится замена внутренней, образно-смысло­вой целостности картины чисто внеш­ней слаженностью частей, для удоб­ства потребления. Здесь уместно го­ворить о подмене композиции экс­позицией. В таком случае о вопло­щении личностного смысла не может быть и речи. Все это порождает спе­цифического зрителя. Этот зритель, оказавшись в ситуации, подобной ва­вилонскому смешению языков, при­нимает условия игры (игры цен­ностями культуры) и испытывает специфического рода удовольствие, определяя состав произведения (как при разгадывании кроссворда) и тем самым как бы приобщаясь к твор­ческому процессу. В конце концов ведь и у зрителя на книжной полке прекрасно иллюстрированный Босх соседствует с не уступающим по качеству набором репродукций рус­ской иконы...

Спрашивается, можно ли прочи­тать несколько романов одновремен­но? Вряд ли найдется человек, кото­рый ответит утвердительно. А карти­ны? Оказывается, что за час можно «воспринять» сотню полотен, а то и больше. В условиях современной экспозиции это считается вполне естественным и называется «по­смотреть выставку». Но смотреть и видеть — разные вещи, о чем говори­лось неоднократно.

Деятельность художника и зрите­ля обусловлена не только эстети­чески, но и этически. Наше столетие уже показало, во что может обойтись человечеству вненравственная кон­цепция развития культуры и науки.

Нарушение взаимосвязей челове­ка с окружающей средой приводит к экологическому кризису. Биологи­ческий смысл проблемы в общем по­нятен каждому. Но не менее важно другое — экология * культурная, или нравственная. «...Экологию нельзя ограничивать только задачами со хранения природной биологическом среды,— пишет академик Д. С. Ли хачев.— Для жизни человека не ме­нее важна среда, созданная культу­рой его предков и им сам им/Сох ра пение культурной среды — задачи не менее существенная, чем сохра­нение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культур­ная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. (...) Убить человека биологически может несоблюдение законов биоло­гической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение за конов экологии культурной» [68. с. 50-51].

Утрата искусства видеть, замена живого восприятия механическом репродуктивной * функцией чревата экологическим кризисом, и жертвои здесь может стать как культура, так и природа. В замечательной фан­тастической повести Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» изображено некое общество, коллективный разум которого помрачен, несмотря на впечатляющие технические достиже­ния. В этом обществе пожарные за­няты... сожжением книг. Чтение книг находится под строжайшим запре­том, а нарушители могут поплатить­ся жизнью. Зато стены интерьеров превращены в телеэкраны, кругло­суточно транслирующие развлека­тельные программы. Техника господ­ствует над культурой и природой.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.