Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Европейский банк реконструкции и развития



Европейский банк реконструкции и развитияучрежден в 1990 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями банка в настоящее время выступают 60 государств, включая все ев­ропейские страны, Российскую Федерацию, ряд стран других ре­гионов мира (США, Япония, Австралия, Египет и др.) и две орга­низации: Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Уставный капитал составляет 20 млрд евро.

Совокупная квота стран — членов ЕС, Европейского инвести­ционного банка и собственно ЕС в уставном капитале составляет 51%, стран Центральной и Восточной Европы — 13, остальных ев­ропейских стран — 11, других стран — 24%. США располагают наибольшей квотой — 10%, Италия, ФРГ, Франция, Англия и Япо­ния — по 8,5, а Российская Федерация — 4%, или 800 млн евро.

Банк осуществляет свою деятельность в 27 странах. Штаб-квартира расположена в Лондоне. Банк имеет 33 представительства: по одному во всех странах операций, четыре в Российской Федера­ции (центральное — в Москве и региональные — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке).

Совет управляющих под руководством председателя и двух за­местителей возглавляет банк и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, а также пред­ставителей от ЕС и Европейского инвестиционного банка. Многие свои полномочия он делегирует совету директоров, осуществляю­щему управление повседневной деятельностью и состоящему из президента, четырех заместителей и 23 директоров. Каждый из ди­ректоров входит в состав одного из трех комитетов совета: ревизи­онного, по бюджетным и административным вопросам, по финан­совой и операционной политике. Кроме того, организационная структура банка включает ряд территориальных и отраслевых отде­лов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников банка, включая пред­ставительства в странах операций, превышает 1100 человек.

Банк взаимодействует со многими международными института­ми, и в первую очередь с Группой Всемирного банка. Он привлека­ет к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и дру­гие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финансируемых проектов, и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации, банк традиционно уделяет при­стальное внимание.

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгод­ных условиях, банк предоставляет свои услуги по коммерческим це­нам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ре­сурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. В отличие от большинства других меж­дународных организаций банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики стран операций. В отличие от част­ных иностранных и национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.

Банк ежегодно выделяет более 3,5 млрд евро на реализацию но­вых проектов в странах операций. За все время существования на реализацию свыше 1000 проектов было направлено около 23 млрд евро.

К числу операционных приоритетов банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран операций, работа с финансовы­ми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечить экологически чистое и устойчивое разви­тие экономики стран операций, в том числе путем повышения эф­фективности использования энергии.

Банк придерживается следующих главных принципов в своей дея­тельности:

• ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

• требование к другим, в частности промышленным, инвесто­рам приобретения контрольных пакетов акций или достаточ­ных прав на управление предприятиями;

• предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;

• непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

• необязательность денежной формы доли местного участника проекта. .

Функции банка включают:

• прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

• инвестирование средств в акционерные капиталы, а также га­рантирование размещения акций государственных и частных предприятий; предоставление гарантий для содействия заем­щикам в получении доступа к источникам капитала;

• финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

Прямое финансирование предоставляется главным образом со­вместным предприятиям, и в первую очередь с участием иностран­ного капитала. При их кредитовании банк обычно не требует пра­вительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США и евро, и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. В последнее время банк начал фондиро­вать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют.

Минимальная сумма кредитов банка составляет 5 млн евро, од­нако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25 млн евро, а в частном — 16. Срочность кредитов обычно составляет 5—10 лет, а в исключитель­ных случаях (инфраструктурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксирован­ный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредита погашается равными долями каждые полгода.

Финансируемые клиенты обязаны обеспечить страхование тра­диционно страхуемых рисков, к которым банк не относит полити­ческие риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых проектов: движи­мое и недвижимое имущество, акции, переуступка прав и т.д. Кредиты исключаются из сумм государственного долга при его реструк­туризации, т.е. банк имеет статус привилегированного кредитора.

Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом банк не приобретает контрольные паке­ты акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятием. Он может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственными и частными предприятиями.

Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гарантии могут быть от всех видов рисков, частные и др. При этом степень кредитного риска должна быть известна и приемлема для банка.

Финансирование с помощью посредников является инструментом работы с мелкими и средними предприятиями. Для этого выбран­ным банком финансовым учреждениям предоставляется средне­срочное и долгосрочное финансирование в форме кредитных ли­ний. Аналогичное финансирование в отдельных случаях может пре­доставляться правительствам стран, которые через коммерческие или инвестиционные банки направляют полученные ресурсы мел­ким и средним предприятиям.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публи­куемых им отчете о прибылях и убытках и балансе (табл. 15.5 и 15.6). Следует иметь в виду, что era финансовый год совпадает с календарным.

Деятельность банка в Российской Федерацииориентирована главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений в целях становления частного сектора экономики стра­ны. Мелкие и средние предприятия при посредничестве российских банков получают финансирование на приемлемых для них в на­стоящее время условиях. Другими аспектами помощи банка являет­ся развитие рынков капитала, укрепление нормативной базы, со­действие торговле и т.д.

Российская Федерация является крупнейшим получателем помо­щи банка. За последние 12 лет общая сумма одобренных им по России проектов превысила 15 млрд евро. При этом сумма вложений собст­венных средств банка составила около 5 млрд евро, или 22% всего портфеля ЕБРР. Очередной программой сотрудничества нашей страны с банком, периодически одобряемой Правительством РФ, предусмат­ривается увеличение ежегодного объема инвестиций в российскую экономику до 1 млрд евро. Большая часть одобренного финансирова­ния приходится на реальный сектор экономики: промышленность — 24,3%, транспорт и связь — 12,1, электроэнергетика и добывающие от­расли — 26,7, финансово-банковский сектор — 31,7, агробизнес — 1,8, муниципальное развитие — 1,9%. Под государственные гарантии банк выдал России девять займов на общую сумму, превышающую 700 млн долл., шесть из которых уже погашены.

Таблица 5

Прибыли и убытки Европейского банка реконструкции и развития, млн, евро

 

Доход, расход и результат За год, заканчивающийся 31 декабря
2003 г. 2002 г.
Доходы процентные и аналогичные: от кредиторов от долговых обязательств с фиксированным доходом и прочие проценты Расходы процентные и аналогичные Чистый процентный доход   297,4 219,6   -199,5 317,5   356,0 259,5   -303,1 312,4
Доход в виде дивидендов от вложений в акции Чистый доход в виде вознаграждений и комиссий Финансовые операции: чистая прибыль от продажи вложений в ак­ции чистая прибыль от дилинговых и валютных операций Воздействие изменений в справедливой стои­мости на деквалифицируемых хеджи Доход от основной деятельности 52,2 8,9 155,9 13,1   10,3   557,9 35,9 11,2 140,0 10,6   -38,3   471,8
Общеадминистративные расходы Амортизация Прибыль от основной деятельности до резерви­рования на покрытие потерь -141,8 -16,2 399,9 -158,5 -18,6 297,4
Резервы под сомнительные активы -21,7 -186,6
Чистая прибыль за отчетный год 378,2 108,1

 

Банк осуществляет финансирование в Российской Федерации по следующим направлениям:

• программа развития финансовых учреждений (ПРФУ);

• создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);

• учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);

• вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

 

Таблица 6

Баланс Европейского банка реконструкции и развития, млн. евро

 

Статья баланса На 31 декабря
2003 г. 2002 г.
Активы Размещение капитала в кредитных организациях: предоставление ссуды ценные бумаги с обеспечением долговые обязательства Прочие активы Кредиты и вложения в акции: кредиты вложения в акции за вычетом резервов под сомнительные активы   9600,5 2164,8 1464,6 5971,1 3203,6 8356,2 6803,4 2611,2 -1058,4   9119,8 990,2 2932,5 5197,1 1431,6 1431,6 6823,9 2619,6 -1174,0
Имущество, техника и канцелярское оборудо­вание Оплачиваемый капитал к получению 37,5 847,5 43,6 1247,7
Всего активов 22045,3 20112,2
Пассивы Заемные средства: заимствования у кредитных организаций долговые инструменты удостоверенные сер­тификатами Прочие пассивы Всего пассивов Оплачиваемый капитал: подписный капитал капитал к оплате по требованию   14 223,1 1111,9 13 111,2 1635,9 15 859,0 5196,7 19 789,5 14 592,8   13 361,7 599,9 12 761,8 892,7 14 254,4 5196,7 19 789,5 14 592,8
Резервы и прибыль за отчетный год 989,6 661,1
Акционерный капитал 6186,3 5857,8
Всего пассивов и акционерного капитала 22 045,3 20 112,2
Забалансовые статьи, в том числе: невыбранные суммы ассигнований   5664,9   5474,0

 

Программа развития финансовых учреждений осуществляется в сотрудничестве с Правительством РФ и Всемирным банком. Для поддержки программы Европейский банк реконструкции и развития предоставил кредит в размере 100 млн долл., а Всемирный банк — 200 млн долл. Правительство РФ гарантирует и организует про­грамму. Ее цель — содействие укреплению группы российских коммерческих банков, которые в будущем должны играть ключевую роль в перестройке экономики страны.

Укрепление деятельности банков производится путем подготов­ки и осуществления их индивидуальных стратегий и бизнес-планов. Программа предусматривает также модернизацию информационных систем, автоматизацию банковских процедур, разработку мер по улучшению финансового состояния банков. Помимо этого, в рам­ках программы реализуется Проект поддержки предприятий, в со­ответствии с которым при посредничестве Минфина РФ через часть упомянутых выше российских коммерческих банков осущест­вляется кредитование структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора.

Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться в Российской Федерации с 1994 г., и в настоящее время в отдельных регионах страны действуют 11 таких фондов. Каждому из них (за редким исключением) банк предоставил капитал в размере 30 млн долл. на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий. Средства инвестируются в качестве нового ак­ционерного капитала в средние (до 5 тыс. человек) приватизиро­ванные по правительственной программе и другие частные пред­приятия для реализации их коммерчески эффективных проектов. Размер инвестиций, как правило, может изменяться в пределах от 0,3 до 3 млн долл.

Каждый фонд действует в пределах своего региона и сотрудни­чает лишь с сильными на внутреннем рынке предприятиями, не обязательно имеющими иностранного партнера. Фонды не держат контрольных пакетов акций, однако выступают влиятельными акционерами. Срок их функционирования ограничен 10 годами. Они не имеют права инвестировать средства в определенные на­правления коммерческой деятельности, например в производство табака, крепких спиртных напитков, вооружений и т.п.

Помимо ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, ка­ждый фонд на безвозмездной основе получает от правительств стран-доноров (ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Финлян­дия, Норвегия, Швеция) и ЕС дополнительные средства в размере по 20 млн долл. Они предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциальных объектов инвести­рования и консультирования предприятий.

Фонд поддержки малых предприятий создан банком при участии отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала, составляющего 300 млн долл., предоставил сам банк. Фонд предназначен для выдачи на коммерческой основе малых и микро кредитов через ряд российских банков, расположенных по всей стране: в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Челябинске, Новосибирске и других городах.

Малые кредиты в размере до 125 тыс. долл. предоставляются на срок до трех лет компаниям сферы производства и услуг с числен­ностью работников до 50 человек, если они не смогли получить средства у местных банков. Микрокредиты в размере от 0,1 до 30 тыс. долл. выдаются индивидуальным предпринимателям (ПБОЮЛ) и фирмам сферы торговли, услуг и инвестиций с численностью ра­ботников до 20 человек на более короткие сроки. В любом случае предварительно оценивается кредитоспособность заемщиков.

К настоящему времени выдано более 168 тыс. кредитов на сум­му 1,5 млрд евро малым предприятиям в 100 городах России. По­давляющее большинство составляют микрокредиты. Лучший годо­вой докризисный результат — 9,3 тыс. кредитов, выданных в 1997 г. В 1998 г. ожидался новый рекорд, но помешал августовский кризис. Тем не менее с середины 1999 г. число выдаваемых кредитов посто­янно росло, и в 2000 г. упомянутый рекорд был побит: выдано 13,8 тыс. кредитов. В 2001 г. достигнут новый рубеж — 26,7 тыс. кредитов, а в 2003 г. — уже 50 тыс. (рис. 15.3). Эта тенденция имеет продолже­ние в настоящее время.

Помимо этого, Фонд поддержки малых предприятий России осуществляет поддержку фондов акционерного капитала для малых предприятий в отдельных городах страны. Кроме вложений в ак­ционерные капиталы, они могут предоставлять долгосрочные кре­диты в размере до 300 тыс. долл. предприятиям с численностью ра­ботников до 150 человек.

Вложения в инвестиционные фонды также являются одним из направлений деятельности. Европейского банка реконструкции и развития в России. В настоящее время ему принадлежит часть средств семи инвестиционных фондов, осуществляющих вложения в частные, в том числе совместные, предприятия. Российский ин­вестиционный фонд «Фрамлингтон», например, производит вложе­ния в капиталы малых и средних предприятий экспортных и других быстро растущих отраслей экономики в размере от 0,5 до 4 млн долл. Инвестиционный фонд New Europe East, вкладывающий средства в ценные бумаги высокоэффективных компаний, распо­ложенных в Центральной и Восточной Европе и имеющих сильных иностранных партнеров, инвестирует не более 40 млн долл. в одно предприятие. Другие инвестиционные фонды имеют свои особен­ности деятельности. Кроме того, банку принадлежит часть капитала некоторых российских банков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.