С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная Международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а МБРР — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие становлению открытой рыночной экономики в мире.
Международный валютный фонд (МВФ)начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат, являющийся исполнительным органом, включает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.
Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.
В начальный период деятельности МВФ объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах МВФ.
Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран — экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях — достаточно 70%.
Основными функциями МВФ являются:
• содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
• поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
• предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.
Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.
Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.
Международный банк реконструкции и развития, группа
Всемирного банка
Международный банк реконструкции и развития(МБРР) начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН), независимого в решениях от нее. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) — в 1960 г. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) — в 1988 г.
В настоящее время эти учреждения, вместе взятые, образуют Группу Всемирного банкасо штаб-квартирой, расположенной в Вашингтоне, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном группы, вместе с MAP именуют Всемирным банком.Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.
В 2000 г. представители 147 государств, включая Россию, на саммите ООН подписали «Декларацию тысячелетия», в которой приняли обязательство направлять совместные усилия на снижение к 2015 г. вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны восемь целей развития:
1. сокращение крайней бедности и голода;
2. достижение всеобщего начального образования;
3. обеспечение равенства полов и предоставление прав женщинам;
4. снижение детской смертности;
5. повышение уровня здоровья матерей;
6. борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями;
7. улучшение качества окружающей среды;
8. формирование глобального партнерства в целях развития.
МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах.
Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79%.
Совет управляющих — высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.
Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.
Функции МБРР состоят в следующем:
• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
• аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
• постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
• посредничество* в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.
В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:
• выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
• принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
• предоставление кредитов — только под гарантии правительств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;
• отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
• направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.
Главными направлениями деятельности МБРР до середины 1950-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого, по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.
Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг — AAA. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.
Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15— 17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7—7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.
Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках (табл. 1). Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля. Доходы и расходы МБРР представлены в табл. 15.2.
За 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сумму, превышающую 370 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиций МВФ. Объем кредитования в 2003 финансовом году превысил 18 млрд долл. Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально. Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.
Таблица 1
Баланс Международного банка реконструкции и развития, млн. долл.
.
Актив
На 30 июня
Пассив
На 30 июня
2004 г.
2003 г.
2004 г.
2003 г.
Задолженность банков
Заимствования
108 066
108 55 4
Инвестиции
27 916
Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратной покупке и подлежащие оплате за полученное обеспечение в денежной форме
Ценные бумага, приобретенные по соглашениям о перепродаже
Не обращающиеся беспроцентные облигации до востребования на счете подписного капитала
Суммы к оплате по валютным свопам
80 231
77 451
Причитающиеся суммы по валютным свопам
83 022
81 343
Суммы к оплате для поддержания стоимости валютных резервов в счет погашения подписного капитала
Суммы к получению для поддержания стоимости валюты в счет погашения подписного 1 капитала
Другие суммы к получению
Прочие пассивы
Непогашенные займы
Итого пассивы
193 750
Прочие активы
Капитал
35 463
37 918
Итого активы
229 213
Итого пассивы и капитал
229 213
Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятии — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.
Таблица 2
Доходы и расходы Международного банка реконструкции и развития, млн долл.
Доход, расход и результат
На 30 июня
2004 г.
2003 г.
2002 г.
Доходы
Займы:
проценты полученные
сборы по обязательствам
Инвестиции и торговля:
доходы полученные
окончательные потери
Доходы от Фонда пенсионного обеспечения персонала
Прочие доходы
Итого доходов
-35
-10
-9 93
Расходы
Заимствования:
проценты выплаченные
погашение эмиссий и других заимствований
Административные расходы
Взносы по специальным программам
Резервы на покрытие убытков по займам и гарантиям
Прочие расходы
Итого расходов
-665
-1300
-15
Текущий доход
Следствие введения с 2001 г. Стандарта FAS 133 (Financial Accounting Standards)
Чистый доход
-4100
-2404
Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. Обязательства 2003 финансового года превысили 3,6 млрд долл. Совокупный портфель обязательств — около 22 млрд долл. Ее участниками являются 175 стран. Доля РФ в капитале этой организации — 3,39%.
Международная ассоциация развития(MAP) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не всостоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 60 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 875 долл.
Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольные) более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад впополнение ресурсов ассоциации.
Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. Напомним, что МБРР вместе с MAP называют Всемирным банком. Совокупный объем кредитования превышает 135 млрд долл. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 130 проектам на общую сумму свыше 8,0 млрд долл., ее членами выступают 164 страны. Доля РФ в капитале этой организации — 0,28%.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров(МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В. настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 100. Число разбирательств, зарегистрированных в 2003 финансовом году, составило 16. РФ не является членом этой организации.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.
Среди заявок на страхование инвестиций, предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАИГ гарантируют частные инвестиции в течение 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн долл.
В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Совокупный объем выданных гарантий превышает 10 млрд. долл. Гарантии, выданные в 2003 финансовом году, составляли 1,8 млрд долл. Членами МАИГ являются 163 страны. Доля РФ в капитале этой организации — 2,96%.
Деятельность в Российской ФедерацииГруппы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. В 2004 финансовом году по выставленному МБРР лимиту кредитования (6 млрд долл.), включая гарантии, РФ занимала шестое место среди крупнейших заемщиков, уступая Китаю, Мексике, Индонезии, Бразилии, Аргентине. Всемирный банк выступает главным зарубежным источником долгосрочного финансирования государственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. С 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство Всемирного банка с численностью сотрудников около 50 человек.
Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию около 70 проектов России было выделено займов на сумму более 13 млрд. долл. Отраслевую структуру этих займов иллюстрирует рис. 15.1, а крупнейшие из них представлены в табл. 3. Долгое время наша страна была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай — 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2003 г. Российская Федерация выплатила долгов на сумму более 1 млрд долл. по ранее полученным кредитам. В то же время она не лидировала по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель составлял примерно 12,5 долл., то у Армении — более 24 долл.
Рис. 1. Отраслевая структура займов МБРР, выделенных РФ за период 1993-2004 гг.
Таблица 3
Крупнейшие займы, предоставленные России Всемирным банком
Наименование займа
Финансовый год
Сумма,млн. долл.
Реабилитационный заем
Первый нефтяной реабилитационный заем
Заем на ремонт и содержание шоссейных дорог
Второй нефтяной реабилитационный заем
Жилищный проект
Второй реабилитационный заем
Заем на ремонт мостов
Заем на структурную перестройку угольного сектора
Заем на структурную перестройку экономики
Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе был готов увеличить объемы займов до 2—3 млрд долл. в год. Однако в РФ нередко возникают проблемы своевременного и целевого использования предоставленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной зашить! сроком на 17 лет в размере 800 млн долл. (три транша по 300, 200 и 300 млн долл.).
В свою очередь, в соответствии с действовавшей Программой Правительства РФ по оживлению инвестиционной деятельности, также предполагалось усиление сотрудничества с банком. В частности, намечались заимствования средств на реализацию проекта развития портов (200 млн долл.), проекта водоснабжения и канализации (300 млн. долл.), проекта разработки Приобского месторождения нефти (500 млн долл.), проекта газификации городов и сельских районов европейской части России (800 млн. долл.) и др.
Банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества со Всемирным банком. В целом масштабы получаемых РФ кредитов уменьшились, а ее политика заимствований стала более сдержанной. В 1999 г. РФ отказалась от бюджетозамещающих займов банка в связи со значительным улучшением показателей экономического положения страны. В настоящее время в России наблюдается профицит государственного бюджета, а также значительный профицит счета текущих операций платежного баланса. Крупнейшие кредиты для Российской Федерации, одобренные банком после 1998 г., представлены в табл. 4.
Таблица 4
Крупнейшие кредиты РФ, одобренные Всемирным банком в посткризисный период
Наименование проекта, программы
Год
Сумма, млн. долл.
Проект по оказанию технической помощи бюджетно-финансовой сфере на уровне регионов
Пилотный проект по рациональному управлению лесным хозяйством
Проект муниципального водоснабжения и канализации в РФ
Программа финансирования образовательной реформы в трех регионах России
Проект реструктуризации российского Севера
Программа развития таможенной службы
Программа борьбы с туберкулезом и СПИДом
Проект поддержки программ электронного обучения
30,0
60,0
122,5
50,0
80,0
140,0
150,0
100,0
Изыскивая новые формы взаимодействия с Правительством РФ, Всемирный банк стал использовать схему гарантийных операций. Примером может служить известный проект «Морской старт» с участием США, Норвегии, России и Украины. Банк выставил финансировавшему проект «Чейз Манхэттен бэнк» гарантии от некоммерческих рисков на сумму 100 млн долл. В свою очередь, Правительство РФ обеспечило встречные гарантии для Всемирного банка и, если бы страховая ситуация наступила, было бы обязано выплатить гарантийные обязательства. Такая форма взаимодействия предпочтительнее для страны, нежели прямое кредитование, поскольку сопровождается относительно небольшим приростом внешнего государственного долга.
Стратегия деятельности банка в РФ на 2003—2005 финансовые годы предусматривала оказание поддержки эффективной реализации комплексной программы реформ Правительства, содействие в смягчении рисков, мешающих стабильному экономическому росту, и распространение позитивных результатов реформ на более широкие слои населения. Она направлена на решение трех основных проблем:
• улучшение условий предпринимательства и развитие конкуренции;
• совершенствование системы управления государственным сектором;
• снижение социальных и экологических рисков.
В настоящее время портфель банка для РФ включает 24 текущих инвестиционных проекта, охватывающих разнообразный круг проблем: от снижения социальных и экологических рисков до совершенствования системы управления в государственном секторе.
Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпорации более чем по 25 проектам превысил 500 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на развитие фондового рынка агропромышленного комплекса, на инвестиции в нефтяную промышленность и др.
Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с другими международным организациями. Например, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставили совместный заем на реализацию проекта развития финансовых учреждений в России. Для повышения эффективности деятельности российского банковского сектора до уровня мировых стандартов аккредитованные в рамках проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования качества предоставляемых услуг, модернизации технического обеспечения и т.д. Подробнее этот проект будет рассмотрен далее.
Помимо рассмотренных банков, в глобальном масштабе действуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб1 и др. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации осуществлять урегулирование проблем выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.