Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международный валютный фонд



 

С целью решения проблем восстановления и стабилизации раз­рушенной Второй мировой войной экономики европейских госу­дарств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представитель­ная Международная валютно-финансовая конференция, одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух органи­заций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международно­го банка реконструкции и развития (МБРР). Фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а МБРР — стимулировать долговременное экономическое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглашалось также содействие ста­новлению открытой рыночной экономики в мире.

Международный валютный фонд (МВФ)начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — ру­ководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управ­ляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат, являющийся исполнительным органом, включает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с уста­новленными квотами) участников, размер которых зависит от эко­номического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в СДР (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности МВФ объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развиваю­щимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах МВФ.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и стра­ны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран — экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях — достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

• содействие развитию международной торговли и валютного со­трудничества;

• поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;

• предоставление кредитных ресурсов любым странам-участ­ницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Членство в МВФ является обязательным условием для вступле­ния страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес установленную часть капи­тала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявле­ние о приеме страны в эти организации, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

 

 

Международный банк реконструкции и развития, группа

Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития(МБРР) начал функционировать с 1946 г. в качестве специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН), независимого в решени­ях от нее. По мере расширения деятельности банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финан­совая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) — в 1960 г. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) — в 1988 г.

В настоящее время эти учреждения, вместе взятые, образуют Группу Всемирного банкасо штаб-квартирой, расположенной в Ва­шингтоне, а МБРР, являющийся родоначальником и центральным звеном группы, вместе с MAP именуют Всемирным банком.Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономиче­ского потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран.

В 2000 г. представители 147 государств, включая Россию, на сам­мите ООН подписали «Декларацию тысячелетия», в которой приня­ли обязательство направлять совместные усилия на снижение к 2015 г. вдвое уровня бедности среди людей, живущих в крайней нищете в различных странах мира. В ней указаны восемь целей развития:

1. сокращение крайней бедности и голода;

2. достижение всеобщего начального образования;

3. обеспечение равенства полов и предоставление прав женщинам;

4. снижение детской смертности;

5. повышение уровня здоровья матерей;

6. борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией и другими заболеваниями;

7. улучшение качества окружающей среды;

8. формирование глобального партнерства в целях развития.

МБРР является самым мощным подразделением группы, обла­дающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответст­венно голосов в руководящих органах.

Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие при­близительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79%.

Совет управляющих — высший руководящий орган банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного ка­питала, временного приостановления членства и др. Советы управ­ляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной дея­тельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедель­но проводит заседания. Президент банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупней­ших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбира­ются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение пред­ложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назна­чении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функциональными на­правлениями деятельности осуществляют три директора-распоря­дителя.

Функции МБРР состоят в следующем:

• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, обра­зования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;

• аналитическая и консультативная деятельность по экономи­ческим вопросам;

• постоянная корректировка состава и содержания оказывае­мых услуг, а также деталей реализуемых программ;

• посредничество* в перераспределении ресурсов между богаты­ми и бедными странами.

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд долл. ежегод­но), хотя ее максимизация не является его основной задачей. При­быль используется на собственное развитие, а дивиденды акционе­рам не выплачиваются.

В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

выделение ресурсов — только для эффективных капитало­вложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;

• принятие инвестиционных решений — исходя лишь из эко­номических соображений с учетом степени вероятности воз­врата ресурсов;

• предоставление кредитов — только под гарантии прави­тельств стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;

• отсутствие ограничений использования предоставленных ре­сурсов рамками одной страны-участницы;

• направленность деятельности президента и сотрудников ис­ключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

Главными направлениями деятельности МБРР до середины 1950-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась, и те­перь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся стра­нам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. По­мимо этого, по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здраво­охранения, образования и т.д.

Продавая собственные облигации и другие ценные бумаги пен­сионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Банк имеет высший международный кредитный рейтинг — AAA. Ак­ционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат ис­точниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привле­ченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15— 17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее вре­мя их размер изменялся в пределах 7—7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет.

Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуе­мых им балансе и отчете о прибылях и убытках (табл. 1). Следует иметь в виду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля. Доходы и расходы МБРР представлены в табл. 15.2.

За 60 лет своей деятельности банк предоставил займов на сум­му, превышающую 370 млрд долл., что в два раза превосходит масштабы инвестиций МВФ. Объем кредитования в 2003 финансо­вом году превысил 18 млрд долл. Участие в банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально. Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в раз­вивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

Таблица 1

Баланс Международного банка реконструкции и развития, млн. долл.

.

Актив     На 30 июня Пассив На 30 июня
2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г.
Задолженность банков Заимствования 108 066 108 55 4
Инвестиции 27 916 Ценные бумаги, про­данные по соглаше­ниям об обратной по­купке и подлежащие оплате за получен­ное обеспечение в денежной форме  
Ценные бумага, при­обретенные по со­глашениям о пере­продаже      
Не обращающиеся беспроцентные об­лигации до востре­бования на счете подписного капи­тала Суммы к оплате по валютным сво­пам 80 231 77 451
Причитающиеся суммы по валют­ным свопам 83 022 81 343 Суммы к оплате для поддержания стои­мости валютных ре­зервов в счет пога­шения подписного капитала
Суммы к получе­нию для поддержа­ния стоимости ва­люты в счет погашения подписного 1 капитала      
Другие суммы к получению Прочие пассивы
Непогашенные займы Итого пассивы 193 750
Прочие активы Капитал 35 463 37 918
Итого активы 229 213 Итого пассивы и капитал 229 213

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капита­лы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предпри­ятии — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставля­ются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Таблица 2

Доходы и расходы Международного банка реконструкции и развития, млн долл.

 

Доход, расход и результат На 30 июня
2004 г. 2003 г. 2002 г.
Доходы Займы: проценты полученные сборы по обязательствам Инвестиции и торговля: доходы полученные окончательные потери Доходы от Фонда пенсионного обес­печения персонала Прочие доходы Итого доходов       -35         -10         -9 93  
Расходы Заимствования: проценты выплаченные погашение эмиссий и других за­имствований Административные расходы Взносы по специальным программам Резервы на покрытие убытков по займам и гарантиям Прочие расходы Итого расходов     -665     -1300     -15
Текущий доход Следствие введения с 2001 г. Стан­дарта FAS 133 (Financial Accounting Standards) Чистый доход -4100   -2404    

 

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: фи­нансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проек­там; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процент­ных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в тече­ние 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. Обяза­тельства 2003 финансового года превысили 3,6 млрд долл. Совокупный портфель обязательств — около 22 млрд долл. Ее участниками являют­ся 175 стран. Доля РФ в капитале этой организации — 3,39%.

Международная ассоциация развития(MAP) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не всостоя­нии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как прави­ло, беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет в зависимости от кре­дитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 60 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 875 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке и добровольные) более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад впополнение ресурсов ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и имеет об­щий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. Напомним, что МБРР вместе с MAP называют Всемирным банком. Совокупный объем кредитования превышает 135 млрд долл. В на­стоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 130 про­ектам на общую сумму свыше 8,0 млрд долл., ее членами выступают 164 страны. Доля РФ в капитале этой организации — 0,28%.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров(МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций пу­тем обеспечения условий для проведения примирительных и арбит­ражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и изда­тельскую деятельность по правовому обеспечению иностранных ин­вестиций. В. настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 100. Число разбирательств, зарегистрированных в 2003 финансовом году, со­ставило 16. РФ не является членом этой организации.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)создано для оказания помощи развивающимся странам в привлече­нии частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий при­влечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций, предпочтение отдает­ся обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАИГ гарантируют частные инвестиции в тече­ние 15—20 лет, при этом максимальный размер страхового покры­тия на один проект не превышает 50 млн долл.

В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышающем 2,5 млрд. долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Совокупный объем вы­данных гарантий превышает 10 млрд. долл. Гарантии, выданные в 2003 финансовом году, составляли 1,8 млрд долл. Членами МАИГ являются 163 страны. Доля РФ в капитале этой организации — 2,96%.

Деятельность в Российской ФедерацииГруппы Всемирного банка стала осуществляться с середины 1992 г. В настоящее время наша страна является одним из крупнейших ее партнеров. В 2004 финан­совом году по выставленному МБРР лимиту кредитования (6 млрд долл.), включая гарантии, РФ занимала шестое место среди круп­нейших заемщиков, уступая Китаю, Мексике, Индонезии, Бразилии, Аргентине. Всемирный банк выступает глав­ным зарубежным источником долгосрочного финансирования госу­дарственного сектора. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора страны. С 1993 г. в Москве функционирует посто­янное представительство Всемирного банка с численностью сотруд­ников около 50 человек.

Со времени вступления во Всемирный банк на реализацию около 70 проектов России было выделено займов на сумму более 13 млрд. долл. Отраслевую структуру этих займов иллюстрирует рис. 15.1, а крупнейшие из них представлены в табл. 3. Долгое время наша стра­на была второй среди крупнейших заемщиков банка, уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл., а Китай — 2,3 млрд долл. В связи с этим к 2003 г. Российская Федерация выплатила долгов на сумму более 1 млрд долл. по ранее полученным кредитам. В то же время она не лидировала по объему полученных кре­дитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показатель состав­лял примерно 12,5 долл., то у Армении — более 24 долл.

 

 
 

 

 


Рис. 1. Отраслевая структура займов МБРР, выделенных РФ за период 1993-2004 гг.

 

Таблица 3

Крупнейшие займы, предоставленные России Всемирным банком

Наименование займа Финансовый год Сумма, млн. долл.
Реабилитационный заем
Первый нефтяной реабилитационный заем
Заем на ремонт и содержание шоссейных дорог
Второй нефтяной реабилитационный заем
Жилищный проект
Второй реабилитационный заем
Заем на ремонт мостов
Заем на структурную перестройку угольного сектора
Заем на структурную перестройку экономики

 

Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе был готов увеличить объ­емы займов до 2—3 млрд долл. в год. Однако в РФ нередко возника­ют проблемы своевременного и целевого использования предостав­ленных средств, что неоднократно отмечалось экспертами банка. Тем не менее в России был утвержден крупнейший за всю историю банка проект, реализация которого началась в 1998 финансовом году. Это заем на реформирование системы социальной зашить! сроком на 17 лет в размере 800 млн долл. (три транша по 300, 200 и 300 млн долл.).

В свою очередь, в соответствии с действовавшей Программой Правительства РФ по оживлению инвестиционной деятельности, также предполагалось усиление сотрудничества с банком. В частно­сти, намечались заимствования средств на реализацию проекта раз­вития портов (200 млн долл.), проекта водоснабжения и канализации (300 млн. долл.), проекта разработки Приобского месторождения нефти (500 млн долл.), проекта газификации городов и сельских рай­онов европейской части России (800 млн. долл.) и др.

Банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность со­трудничества со Всемирным банком. В целом масштабы получае­мых РФ кредитов уменьшились, а ее политика заимствований стала более сдержанной. В 1999 г. РФ отказалась от бюджетозамещающих займов банка в связи со значительным улучшением показателей экономического положения страны. В настоящее время в России наблюдается профицит государственного бюджета, а также значи­тельный профицит счета текущих операций платежного баланса. Крупнейшие кредиты для Российской Федерации, одобренные бан­ком после 1998 г., представлены в табл. 4.

Таблица 4

Крупнейшие кредиты РФ, одобренные Всемирным банком в посткризисный период

 

Наименование проекта, программы Год Сумма, млн. долл.
Проект по оказанию технической помощи бюд­жетно-финансовой сфере на уровне регионов Пилотный проект по рациональному управле­нию лесным хозяйством Проект муниципального водоснабжения и ка­нализации в РФ Программа финансирования образовательной реформы в трех регионах России Проект реструктуризации российского Севера Программа развития таможенной службы Программа борьбы с туберкулезом и СПИДом Проект поддержки программ электронного обучения     30,0   60,0 122,5 50,0   80,0 140,0 150,0 100,0

Изыскивая новые формы взаимодействия с Правительством РФ, Всемирный банк стал использовать схему гарантийных опера­ций. Примером может служить известный проект «Морской старт» с участием США, Норвегии, России и Украины. Банк выставил финан­сировавшему проект «Чейз Манхэттен бэнк» гарантии от некоммерче­ских рисков на сумму 100 млн долл. В свою очередь, Правительство РФ обеспечило встречные гарантии для Всемирного банка и, если бы страховая ситуация наступила, было бы обязано выплатить гарантийные обязательства. Такая форма взаимодействия предпочтительнее для стра­ны, нежели прямое кредитование, поскольку сопровождается относи­тельно небольшим приростом внешнего государственного долга.

Стратегия деятельности банка в РФ на 2003—2005 финансовые годы предусматривала оказание поддержки эффективной реализации комплексной программы реформ Правительства, содействие в смяг­чении рисков, мешающих стабильному экономическому росту, и распространение позитивных результатов реформ на более широкие слои населения. Она направлена на решение трех основных проблем:

• улучшение условий предпринимательства и развитие конку­ренции;

• совершенствование системы управления государственным сектором;

• снижение социальных и экологических рисков.

В настоящее время портфель банка для РФ включает 24 теку­щих инвестиционных проекта, охватывающих разнообразный круг проблем: от снижения социальных и экологических рисков до со­вершенствования системы управления в государственном секторе.

Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществляет МФК. Она проводит также исследовательскую и консультативную работу. В настоящее время суммарный объем инвестиций корпора­ции более чем по 25 проектам превысил 500 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно назвать: выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на развитие фондового рынка агропромышленного комплекса, на инвестиции в нефтяную промышленность и др.

Оказывая поддержку Российской Федерации, как и прочим странам, Группа Всемирного банка часто взаимодействует с други­ми международным организациями. Например, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития предоставили совме­стный заем на реализацию проекта развития финансовых учрежде­ний в России. Для повышения эффективности деятельности рос­сийского банковского сектора до уровня мировых стандартов ак­кредитованные в рамках проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования качества предоставляемых услуг, модернизации технического обес­печения и т.д. Подробнее этот проект будет рассмотрен далее.

Помимо рассмотренных банков, в глобальном масштабе дейст­вуют и другие влиятельные кредитно-финансовые организации: Парижский клуб, Лондонский клуб1 и др. Активное сотрудничество с ними в настоящее время позволяет Российской Федерации осу­ществлять урегулирование проблем выплаты своего внешнего долга и получения долгов от стран-должников.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.