Согласно преамбуле Бюджетного кодекса РФ к ведению Российской Федерации относится:
установление общих принципов бюджетного законодательства;
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
установление правового положения субъектов бюджетных отношений;
определение основ бюджетного процесса;
определение основ межбюджетных отношений;
установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
установление оснований и видов ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ.
Статья 7 БК РФ закрепила за федеральными органами государственной власти РФ полномочия, реализуемые в рамках бюджетного процесса в отношении федерального бюджета: установление порядка формирования проекта, его рассмотрения, утверждения федерального бюджета, его исполнения и контроля за его исполнением. Перечислены также и полномочия в отношении бюджетного процесса в части государственных внебюджетных фондов.
Вместес тем названная статья уточнила границы определения основ бюджетного процесса для всех бюджетов бюджетной системы РФ, в частности, к ведению федеральных органов отнесено:
установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований; управления государственным и муниципальным долгом;
установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для всех бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;
установление оснований и порядка временного осуществления отдельных бюджетных полномочий органами публичной власти другого уровня.
Следует обратить внимание, что перечень полномочий, отнесенных БК РФ к федеральному уровню, не исчерпывающий, федеральные органы государственной власти могут осуществлять и иные бюджетные полномочия, отнесенные к ним не только БК РФ, но и иными федеральными законами, например, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Бюджетные полномочия субъектов РФ. В статье 8 БК РФ очерчивается круг полномочий, которые реализуют органы государственной власти субъектов РФ в бюджетном процессе. Важно, что названные в статье правомочия осуществляются в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами. Такая оговорка обеспечивает единство бюджетной системы РФ (статья 29 БК РФ).
Именно в этой статье БК РФ закреплена компетенция субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования, детализированная затем в пункте 2 статьи 145 и статье 149 БК РФ.
Нельзя не обратить внимание на то, что федеральный законодатель наделяет субъекты РФ значительными бюджетными полномочиями в отношении местных бюджетов. Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено:
установление порядка представления субъекту РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных, региональных налогов и специальных налоговых режимов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты;
установление общего порядка и условий представления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
Перечисленные правомочия указывают на существенное ограничение самостоятельности муниципальных образований в бюджетной сфере и свидетельствуют об иерархичности бюджетной системы РФ.
В статье 8 БК РФ отражены также и особенности таких субъектов как Москва и Санкт-Петербург. В бюджетной сфере органы государственной власти названных субъектов наделены дополнительными полномочиями, исключенными из ведения органов местного самоуправления внутригородских территорий городов федерального значения.