Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль подзаконных актов в регулировании бюджетных отношений



Особенностью системы источников бюджетного права является широкий круг подзаконных нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения. Это вызвано, с одной стороны, большой сложностью и многогранностью этих отношений, а с другой стороны, участием в них, в том или ином качестве, практически всех органов публичной власти. Такой объем объекта правового регулирования не позволяет осуществить регулирование только на уровне закона. В то же время характер этих отношений, несомненно, требует именно нормативно-правового регулирования, т. к. это обеспечивает возможность нормального функционирования бюджетной системы, как финансовой основы исполнения всех функций публичной власти.

Система подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения, строится на соответствии их актам бюджетного законодательства и на соответствии подзаконным нормативным актам вышестоящих органов. Так, постановления Правительства РФ должны соответствовать федеральным законам и Указам Президента РФ, а приказы министров еще и постановлениям Правительства РФ.

Указы Президента РФ издаются в рамках его компетенции и полномочий, закрепленных Конституцией РФ. Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Росси, ее независимости, государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В области бюджетного процесса важную роль играет ежегодное Бюджетное послание Президента Федеральному Собранию, которое определяет (ст. 170 БК РФ) бюджетную политику России на соответствующий финансовый год (См. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году») . Этот акт не может быть отнесен к числу нормативных актов. Значение его состоит в том, что составление проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет Правительством РФ в соответствии с этим актом (п. 1.ст. 184 БК РФ). Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрен иной срок введения в действие.

Постановления Правительства РФ - этот нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения на основании и во исполнение актов бюджетного законодательства и указов Президента РФ, которым эти акты должны соответствовать. Правительство РФ является весьма активным субъектом правотворчества в сфере бюджетных отношений. Федеральные законодательные акты достаточно часто содержат отсылочные нормы, прямо обязывающие Правительство РФ принять нормативно-правовой акт по тому или иному вопросу. Так, федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» называет вопросы, которые Правительство РФ должно урегулировать своими нормативно-правовыми актами (ст.ст. 53, 55, 91, 92, 128 и др.). Во исполнение этого закона Правительство РФ приняло несколько десятков нормативно-правовых актов. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений Правительства РФ урегулирован федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти регулируют бюджетные отношения в случаях и пределах предусмотренных актами бюджетного законодательства, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В настоящее время наибольшее число таких актов принимает Министерство финансов РФ. Полномочия Министерства финансов РФ по нормативно-правовому регулированию бюджетных отношений установлены ст. 165 БК РФ и «Положением о Министерстве финансов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 329. Министерство финансов РФ обязано устанавливать порядок ведения сводной бюджетной росписи, порядок применения бюджетной классификации, порядок ведения государственной долговой книги РФ и т.д. Другие министерства РФ в рамках своей компетенции тоже принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в сфере своего ведения.

Важное значение в системе нормативно-правового регулирования бюджетных отношений играют акты, принимаемые Федеральным казначейством. Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703, установило, что оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений, кроме случаев, установленных федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Ст. 166.1 БК РФ, например, обязывает Федеральное казначейство устанавливать порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с которой Федеральное казначейство приняло соответствующий нормативно-правовой акт.

<opentest8< font="">Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации, регулирующие бюджетные отношения, должны соответствовать нормам бюджетного законодательства. Правительство Санкт-Петербурга осуществляет нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений на основании своих полномочий, закрепленных в Уставе Санкт-Петербурга (ст. 44) и в законе Санкт-Петербурга «О Правительстве Санкт-Петербурга» (ст. 8). Законы Санкт-Петербурга о бюджете на соответствующий год возлагают на Правительство города принятие целого ряда нормативно-правовых актов в бюджетной сфере. Во исполнение своих полномочий Правительство Санкт-Петербурга принимает нормативные акты, регулирующие бюджетные отношения. Другие органы исполнительной власти Санкт-Петербурга (например, Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга) в рамках своих полномочий также принимают нормативные правовые акты в этой сфере</opentest8<>

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Глава муниципального образования, Глава Местной Администрации, другие органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты в пределах, установленных Уставом муниципального образования. Такие нормативно-правовые акты принимаются по вопросам местного значения, к числу которых относятся местный бюджет и его исполнение.

Бюджетная система России включает в себя бюджеты государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды – это фонды государственных денежных средств, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и инвалидности, в случае безработицы и на охрану здоровья и получение медицинской помощи. С организационно-правовой точки зрения государственные внебюджетные фонды являются кредитно-финансовыми учреждениями, на которые возложено осуществление ряда государственных функций и которые наделены в связи с этим государственно-властными полномочиями, в частности, полномочиями по изданию нормативно-правовых актов (См. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2122-1). На основании предоставленных им полномочий внебюджетные фонды издают нормативно-правовые акты – постановления, приказы, которыми регулируют бюджетные отношения, возникающие в сфере их действия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.