Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и система бюджетного законодательства



<closetest4< font="">Бюджетное законодательство Российской Федерации составляют акты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения. Состав и структура бюджетного законодательства определена ст. 2 БК РФ:</closetest4<>

  • федеральные законы;
  • законы субъектов федерации;
  • акты представительных органов местного самоуправления.

Представительные органы каждого уровня публичной власти осуществляют издание актов бюджетного законодательства в пределах полномочий соответствующих публичных субъектов, установленных ст.ст. 7, 8 и 9 БК РФ. Федеральное Собрание России закрепляет в форме федерального закона общие принципы организации и функционирования бюджетной системы России, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении и т. д. [9] Законодательные органы субъектов федерации устанавливают основные положения бюджетного процесса в соответствующем субъекте федерации, ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъекта федерации, регулирующих бюджетные отношения; утверждают бюджет субъекта федерации и отчет о его исполнении и т. д. Представительные органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс на уровне муниципального образования, утверждают муниципальный бюджет и отчет о его исполнении и пр.

Федеральное бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, иные федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения.

<opentest9< font="">Особое место в системе бюджетного законодательства занимает Бюджетный кодекс РФ, принятый 31 июля 1998 года с последующими многочисленными дополнениями и изменениями. В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 г. № 159-ФЗ «О введение в действие БК РФ» Бюджетный кодекс РФ вступил в силу с 01.01.2000 года. Бюджетный кодекс РФ регулирует вопросы бюджетной системы России, бюджетного процесса, государственного и муниципального контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Особенностью этого кодифицированного акта является то, что помимо общих правовых норм, касающихся регулирования бюджетных отношений всех уровней бюджетной системы (федерального, регионального и местного), БК РФ содержит отдельные главы, посвященные регулированию бюджетных отношений на федеральном уровне бюджетной системы. (гл.гл. 19, 22, 23, 25 БК РФ).</opentest9<>

<closetest5< font="">Помимо БК РФ в состав федерального бюджетного законодательства входят федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год. БК РФ предусматривает, что федеральные законы о федеральном бюджете должны приниматься в соответствии с этим кодексом и не противоречить ему. Вопрос о соотношении постоянного финансового законодательства и ежегодного закона о бюджете был предметом исследования российских специалистов в области финансового права еще в конце ХIХ века. В. А. Лебедев, заслуженный профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, подробно обосновал идею о том, что периодический финансовый закон (закон о бюджете на соответствующий год) всегда должен соответствовать постоянному финансовому законодательству и не должен его изменять. Современный российский законодатель в ст. 2 БК РФ закрепил именно такой способ соотношения финансовых законов: закон о бюджете не должен противоречить БК РФ и в случае противоречия применяется норма кодекса. Этот подход к решению вопроса использовал и Конституционный Суд РФ, который признал, что федеральный закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода, устанавливающий на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности доходы и расходы Российской Федерации на определенный период. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов и тем более - лишать их юридической силы. Из этого следует, что в Российской Федерации как правовом государстве - в силу вытекающих из Конституции РФ требований - федеральный закон о федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского"). Несмотря на норму ст. 2 БК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ федеральные законы о федеральном бюджете в последние годы продолжают содержать нормы, приостанавливающие действие отдельных статей БК РФ. Некоторые нормы БК РФ приостанавливаются из года в год, как, например, п.п. 1 и 3 ст. 223, п.п. 1 и 3 ст. 224 БК РФ (См. П. 1 ст. 126 Федерального закона от 23.12.2004 №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»).</closetest5<>

Можно привести примеры, когда федеральный закон о федеральном бюджете вводит иные правила, чем, предусмотренные БК РФ (См. П. 2 ст. 5 БК РФ и ст. 130 федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» № 189-ФЗ от 26.12.2005). Приходиться констатировать, что федеральный законодатель далеко не всегда придерживается правил соотношения норм Бюджетного кодекса РФ и норм федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, установленных БК РФ и поддержанных решением Конституционного Суда РФ.

Помимо БК РФ, федеральных законов о федеральном бюджете бюджетное законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения. Эти законодательные акты могут быть подразделены на два вида: федеральные законы, специально посвященные регулированию бюджетных отношений (ФЗ «О бюджетной классификации»), и федеральные законы, в основном, посвященные иным вопросам, но содержащие при этом отдельные нормы бюджетного права (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

<closetest10< font="">На региональном уровне в состав бюджетного законодательства входят законодательные акты субъектов РФ: законы о бюджете субъекта РФ на соответствующий год и иные законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения. Законы о бюджете на соответствующий год субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъекта федерации с соблюдением норм, установленных главами 20 и 21 БК РФ. Федеральное законодательство предусматривает в некоторых случаях обязательность принятия субъектом федерации законодательного акта (ст.ст. 11, 272 БК РФ). По некоторым иным вопросам федеральный законодатель устанавливает право субъекта федерации на принятие законодательных актов в целях детализации правового регулирования определенных бюджетных отношений (ст. 27, 58 БК РФ). В субъектах федерации принимаются как законодательные акты, специально посвященные регулированию бюджетных отношений, так и законодательные акты, содержащие отдельные нормы бюджетного права .</closetest10<>

Акты представительных органов местного самоуправления, хотя и не являются законами в собственном смысле слова, отнесены к актам бюджетного законодательства, т.к. выполняют в бюджетной сфере на местном уровне такую же функцию, что и закон на уровне федерации и региона. Представительные органы местного самоуправления принимают не только акты о местном бюджете на соответствующий год, но и нормативно-правовые акты, специально посвященные регулированию бюджетных отношений. Полномочия по принятию таких нормативных правовых актов представительными органами местного самоуправления установлены в федеральном законодательстве (ст. 63 БК РФ) и в законодательстве субъектов Российской Федерации (ст.ст. 26, 38 закона СПб от 07.06.2005 г. № 237-30 «Об организации местного самоуправления в г. Санкт-Петербурге»).

<quest4< font="">Законодательно <opentest1< font="">закреплено особое место кодифицированного законодательного акта в системе бюджетного законодательства. Все акты бюджетного законодательства не могут противоречить БК РФ. В случае противоречия между БК РФ и другими актами бюджетного законодательства применяются нормы Бюджетного кодекса РФ.</opentest1<></quest4<>

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.