Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие бюджетных правоотношений



Легальное определение бюджетных правоотношений содержит ст. 1 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с ней к бюджетным правоотношениям относятся:

  • <closetest2< font="">отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;</closetest2<>
  • <closetest1< font="">отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.</closetest1<>

<quest2< font="">Недостаток предложенного законодателем подхода к определению бюджетных правоотношений заключается уже в том, что, очерчивая сферы возникновения таких отношений, ст. 1 БК РФ не позволяет установить, какие именно из отношений, возникающих в этих сферах, являются собственно бюджетными правоотношениями. Так, очевидно, что значительная часть отношений, возникающих в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, имеет гражданско-правовую природу. Поэтому законодатель вынужден дополнять определение бюджетных правоотношений специальным указанием на то, что к ним могут быть отнесены лишь те отношения в обозначенных сферах, которые возникают именно между субъектами бюджетных правоотношений. А это приводит, в конечном счете, к отсутствию какой бы то ни было определенности в понимании предмета бюджетно-правового регулирования.</quest2<>

Кроме того, отсутствует ясность в разграничении законодателем отношений, возникающих в процессе формирования доходов и осуществления расходов, с одной стороны, и отношений, возникающих в процессе исполнения бюджетов, - с другой. Ведь исполнение бюджетов осуществляется по доходам и расходам и предполагает поступление доходов в бюджеты и осуществление запланированных расходов из этих бюджетов. Все это заставляет искать иные подходы к определению понятия бюджетных правоотношений.

<opentest10< font="">Представляется, <opentest12< font="">что к бюджетным правоотношениям, прежде всего, следовало бы отнести урегулированные нормами бюджетного права властно-имущественные отношения по формированию на основе налоговых изъятий и иных поступлений публичных денежных фондов, а также по распределению накопленных финансовых ресурсов. При этом особую сложность вызывает вычленение бюджетных правоотношений по формированию доходов бюджетов. В предыдущем параграфе был сделан вывод о том, что бюджетные правоотношения по формированию доходов бюджетов возникают после завершения изъятия суммы налогового или неналогового платежа у его плательщика. Это дает известные основания для выводов о том, что отношения банков с государством по поводу списания суммы налога со счета клиента-налогоплательщика и последующего перечисления налога на соответствующие счета Федерального казначейства следует отнести к бюджетным отношениям. Уполномоченные государственные органы в односторонне-властном порядке вправе потребовать исполнения банком соответствующей публично-правовой обязанности имущественного характера. Причем, для этой части бюджетных отношений будет характерна лишь функциональная зависимостьобязанной стороны от выражающего публичный имущественный интерес властного субъекта.</opentest12<></opentest10<>

<quest3< font="">Отношения по распределению средств публичных фондов имеют свою специфику, которая выражается в их субъектном составе и содержании. Как уже отмечалось, властно-имущественные бюджетные отношения складываются, в значительной мере, между самими государственными органами или органами местного самоуправления, а также между такими органами и созданными ими бюджетными учреждениями, и характеризуются линейной зависимостью между субъектами правоотношений. Речь идет о выстраивании системы бюджетного финансирования на основе административных взаимоотношений соответствующих субъектов, в соответствии с административной подведомственностью одних субъектов другим. Так, любой федеральный орган исполнительной власти признается в соответствии со ст. 158 БК РФ главным распорядителем средств федерального бюджета, уполномоченным распределять выделенные ему в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год денежные средства между подведомственными органами и учреждениями.</quest3<>

<closetest3< font="">В связи с этим важно различать бюджетно-правовые отношения по осуществлению расходов бюджета и гражданско-правовые отношения, связанные с оплатой заключенных государством и муниципальными образованиями сделок за счет средств соответствующего бюджета. Например, отношения по оплате подрядчику органом исполнительной власти - государственным заказчиком работ по государственному контракту за счет средств бюджета будут иметь гражданско-правовую природу. В свою очередь отношения по установлению государственному заказчику органом, исполняющим бюджет, лимитов бюджетных обязательств для целей заключения и последующей оплаты государственных контрактов являются бюджетно-правовыми.</closetest3<>

В условиях многоуровневого построения бюджетной системы Российской Федерации, включающей федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, а также государственные внебюджетные фонды, значительную часть бюджетных правоотношений составляют межбюджетные отношения, связанные с передачей денежных средств из бюджета в бюджет. Участниками таких отношений выступают сами публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), что и определяет их специфику в сравнении с бюджетными правоотношениями, построенными на линейной зависимости субъектов.

Наряду с отношениями властно-имущественного характера предметом бюджетно-правового регулирования становятся и многочисленные организационные отношения. Хотя они и лишены непосредственного имущественного содержания, им отводится важная роль. Она связана с организацией движения финансовых потоков в рамках властно-имущественных бюджетных отношений, обеспечением конституционности распределительно-денежных процессов с участием публичного субъекта и законности проведения соответствующих финансовых операций.

Прежде всего, решение этой задачи достигается благодаря особому бюджетно-правовому регулированию отношений по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов на основе строгого разграничения компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в бюджетном процессе. Не менее значимым является и специальное бюджетно-правовое регулирование отношений управления в финансовой сфере, и, прежде всего, отношений по осуществлению бюджетного контроля, в том числе, за целевым использованием бюджетных средств бюджетными учреждениями и иными получателями.

Таким образом, под бюджетными правоотношениями следует понимать урегулированные нормами бюджетного права властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения по формированию публичных фондов денежных средств, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.