Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бюджетное право в системе финансового права



Тема 6. Бюджетное право

Бюджетное право наряду с налоговым правом занимает в системе финансового права место подотрасли. При этом в настоящее время формирование бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется, главным образом, за счет налоговых платежей. Поэтому большое значение приобретает проблема соотношения бюджетного и налогового права в регулировании отношений, связанных с наполнением публичных фондов денежными средствами за счет осуществления налоговых изъятий.

Налоговые отношения моделируются в целях односторонне-властного изъятия государством и муниципальными образованиями части совокупного общественного продукта в публичные денежные фонды. Такие отношения обеспечивают реализацию конституционной обязанности каждого по уплате налогов и сборов. Поэтому в момент официального признания государством факта уплаты налога можно считать завершенным процесс изъятия в денежной форме имущества плательщика. В соответствии с налоговым законодательством такой момент наступает еще до зачисления налогового платежа на соответствующие бюджетные счета. Например, обязанность физического лица по уплате налога на имущество признается исполненной с момента внесения в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ст. 45 Налогового кодекса РФ). При этом регулирование отношений, возникающих в процессе дальнейшего движения изъятых у физического лица денежных средств, оказывается уже за пределами налогового права.

<quest1< font="">Таким образом, предметом налогового права охватываются отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций. Поэтому основой разграничения налоговых и бюджетных правоотношений может служить определение момента исполнения налоговой обязанности. За рамками изъятия в налоговой форме части имущества плательщика имеют место отношения по формированию доходов публичных денежных фондов, которые регулируются бюджетным правом. Речь идет, в частности, об отношениях, возникающих в связи с исполнением кредитными организациями публичной обязанности по перечислению уплаченных налогов в бюджетную систему РФ, распределением доходов между бюджетами разного уровня, возвратом излишне поступивших в бюджетную систему РФ доходов.</quest1<>

С этих же позиций следует отграничивать бюджетные отношения по формированию доходов бюджетов от отношений по организации и осуществлению неналоговых публичных изъятий у физических лиц и организаций в связи с оказанием им услуг публичного характера. В частности, отсутствуют основания для отнесения к бюджетным отношениям отношений по уплате патентных пошлин, имеющих публично-правовую природу, но не включенных в систему предусмотренных налоговым законом налогов и сборов. К сожалению, неналоговые публичные платежи в отличие от налоговых платежей пока не получили должного системного правового регулирования, поэтому в настоящее время представляется возможным говорить лишь о предпосылках формирования в финансовом праве самостоятельного института неналоговых публичных изъятий.

Кроме отношений по формированию доходов бюджетов предметом бюджетного права охватываются отношения, возникающие в процессе распоряжения средствами этих фондов, а также осуществления контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти. Наряду с этим, в условиях многоуровневого построения бюджетной системы РФ, особой составляющей предмета бюджетного права становятся межбюджетные отношения, обусловленные необходимостью перечисления средств из одного бюджета в другой. Как видно, отношения, включаемые в предмет бюджетного права, весьма разнообразны. Однако все они организуются государством, в конечном счете, для создания оптимальных механизмов аккумуляции в публичных фондах доходов налогового и неналогового характера и обеспечения наиболее эффективного вложения государством и муниципальными образованиями накопленных финансовых ресурсов.

Таким образом, бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с формированием публичных денежных фондов, распоряжением средствами этих фондов в публичных интересах и осуществлением контроля за их использованием в соответствии с целевым публичным предназначением.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.