Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В «ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА» ВЫГОТСКОГО



Анализ структуры художественного произведения составляет главное содержание «Психологии искусства» Л.С.Выготского. Обычно анализ структуры связывается в нашем сознании с представлением об анализе чисто формальном или структуралистском, отвлеченном от содержания произведения. Но у Выготского анализ структуры не отвлекается от содержания, а проникает в него, как минимум в его психологическую сферу. Ведь содержание художественного произведения – это не материал, не фабула; его действительное содержание есть то, что, по Выготскому, определяет специфический характер эстетического переживания, им вызываемого. Так понимаемое содержание не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником. Процесс созидания этого содержания и кристаллизуется, откладывается в структуре произведения, как, кажем, понимал выражение содержания через внутреннюю форму А.А.Потебня.

Рассмотрим методологию, которую Выготский использует при анализе рассказа Бунина «Легкое дыхание».

Сразу бросаются в глаза элементы теории формальной школы (использование ее терминологии и методов):

1. Разграничение сюжета и фабулы.

2. Разграничение формы и материала.

3. Использование понятия доминанты.

Но Выготский анализирует рассказ не только с этих позиций: он сочетает подход формалистов с психологическими методами, психологической интерпретацией. Выготский дает психологическое обоснование опоязовской теории «чистой формы», пытается дать чисто психологическую интерпретацию результатов этих формалистических штудий ОПОЯЗа, которой, с его точки зрения, не хватало у самих формалистов (правда, самим-то формалистам это было совершенно ни к чему, они психологию в литературе вообще не признавали, принципиально отказывая искусству в каком бы то ни было психологическом содержании[6]. Если использовать терминологию Выготского, то для анализа «анатомии» художественного произведения он использует методы формальной школы, а для рассмотрения «физиологии» - психологические методы. Причем, Выготский, несколько противореча своим исходным установкам, рассматривает с точки зрения психологии не столько внутренний мир литературных героев или авторские эмоции, т.е. не психологическое содержание новеллы самой по себе, сколько читательское восприятие (тема, кстати, тоже запретная для формалистов). В предисловии к 1 т. Собр.соч. Выготского А.Н.Леонтьев пишет об этом: «Выгодского интересовало другое: как воспринимает художественное произведение читатель, что в тексте произведения вызывает у читателя те или иные эмоции, т.е проблема анализа психологии читателя, проблема психологического воздействия искусства. Выготский пытался к этой сложной психологической проблеме с самого начала подойти объективно, предложить некоторые методы анализа объективного факта – текста художественного произведения и вслед за тем идти к его восприятию читателем»[7].

Сопоставление действительных событий, положенных в основу рассказа (фабулы) с их художественной обработкой (сюжетом) ценно не само по себе, как иллюстрация уничтожения содержания (материала) формой (приемом), как это было у формалистов, а ценно постольку, поскольку эта форма влияет на восприятие читателя, ибо она задана автором с определенной целью: сдвинуть акценты (Оли Мещерской на легкое дыхание). Как метафорически пишет Выготский, сложная кривая сюжетного построения и есть легкое дыхание, изображенное в новелле[8].

Как известно, «Психология искусства» не издавалась пари жизни автора. Можно ли видеть в этом случайность, неблагоприятное стечение обстоятельств или «злые происки властей»? Все это малоправдоподобно, хоть для некоторых и соблазнительно. Ведь за немногие годы после того, как была написана «Психология искусства», Выготский опубликовал около ста работ, в том числе ряд книг, начиная с «Педагогической психологии» и кончая последней, посмертно вышедшей книгой «Мышление и речь» (1934). Скорее это объясняется внутренней неудовлетворенностью автора выработанной им концепцией по отношению к анализу художественных произведений. Ведь недаром Выготский больше до конца жизни не возвращался к теме об искусстве. Вот что пишет по этому поводу Л.Я.Леонтьев (в предисловии к 1 т. шеститомника Выготского): «Л.С. Выготский решал две задачи – дать объективный анализ текста художественного произведения и объективно-материалистический анализ человеческих эмоций, возникающих при чтении этого произведения. Как центральный момент самого произведения он правомерно выделяет внутреннее противоречие, лежащее в его структуре. Но попытка объективного анализа эмоций, вызываемых подобным противоречием, успехом не увенчалась. Это предопределило некоторую незаконченность и односторонность «Психологии искусства» (по-видимому, ее чувствовал и сам Выготский, который, имея возможность ее опубликовать при жизни, однако, не сделал этого».

Проблемы, открывшиеся при работе в области психологии искусства, и невозможность их решения на уровне литературоведческой (да и психологической) науки 20-х годов делали неизбежным отказ Выготского от занятий искусствоведческой психологией (или наоборот – психологическим искусствоведением) и переход к занятиям собственно научной психологией.

Теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли Л.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович и другие.

В 1970-е гг. теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В 80-е гг. все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с трудами Жана Пиаже, в основу современной образовательной психологии США, в рамках теории Выготского в европейской психологии Ласло Гараи разрабатывал также проблематику социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация). С именем советского психолога связано также возникновение социального конструктивизма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.