Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА Л.С.ВЫГОТСКОГО



Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО «ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АВТОРА: с содержанием этой лекции следует знакомиться после изучения теории «формальной школы»

Метод Выготского можно назвать формально-психологическим методом анализа и интерпретации текста.

Его сущность сводится к следующему:

1.Структуру литературного произведения Выготский рассматривает в полном соответствии с теорией формальной школы.

2. При этом выделенные на основе формального метода приемы и структурные элементы произведения он трактует в психологическом плане: обнаруживает за этими приемами глубокое психологическое содержание. Тем самым он нарушает одно из основополагающих положений формального метола, а именно полное, абсолютное исключение из литературы какой бы то ни было психологии, будь то психология автора или психология героев.

Как оценивать эту особенность литературоведческого метода Выготского?

- Можно оценить ее как недопустимый эклектизм; совмещение двух несовместимых методологий и теорий, даже трех: Выготский опирается и на социологический метод в марксистском варианте). С точки зрения формалистов это так и выглядит, недаром формалисты полностью игнорировали литературоведческие труды Выготского.

- А можно рассматривать его метод как дерзкое расширение возможностей формального анализа, как демонстрацию ошибочности формалистского научного сектантства и как шаг вперед в развитии литературоведческой методологии. Как смешение двух цветов дают третий цвет, так и смешение двух методологий дает новый подход проблемам эстетики.

Я СКЛОНЯЮСЬ К ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ, НЕДАРОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВЫГОТСКОГО ТАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ, ГЛУБОКИ, ИНТЕРЕСНЫ И ПРОДУКТИВНЫ.

Рекомендую для оценки ситуации ознакомиться хотя бы с анализом Выготским новеллы И.А. Бунина «Легкое дыхание», который всегда вызывал большой интерес у студентов. То же самое можно сказать о его работах о Шекспире.

Но только чтение «Психологии искусства» Выготского или хотя бы помещенных в ней его вышеназванных литературоведческих работ нужно после изучения теории формальной школы (как минимум по кн. С.И.Сухих «Технологическая» поэтика формальной школы»).

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА Л.С.ВЫГОТСКОГО

 

Цель своей работы «Психология искусства» Выготский формулирует в предисловии: «Пересмотр традиционной психологии искусства»; «Разработать методику изучения чистой и безличной психологии искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства»[1].

По поводу второго тезиса следует еще раз подчеркнуть, что при выборе методологии исследования Выготский не ограничивается одним подходом. В однобокости его не обвинишь. У него мы в изобилии увидим использование формального метода (на котором Выготский так настаивает в предисловии), методы психологического литературоведения (хотя как психолога в них его многое не устраивает, и он частенько поругивает, например, Овсянико-Куликовского), есть и элементы марксистского подхода (например, при описании «эстетики сверху»[2], и элементы социологии искусства[3]. И все же главное для него –формалистское понимание искусства и психологический подход.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что марксизм и методы социологического толка являются внешними по отношению к теории Выготского: якобы он был вынужден о них напоминать, чтобы иметь возможность напечатать свой труд. Однако вспомним историю этой книги: она не была напечатана при жизни автора, в отличие от сотни других его работ. Кроме того, без указанных методов сама методология Выготского была бы неполна, например, не могло бы идти речи о таком понятии, как «эстетика сверху». «Никто так ясно, как Плеханов, не разъяснит теоретическую и методологическую необходимость психологического исследования для марксистской теории искусства. По его выражению, «все идеологии имеют один общий корень: психологию данной эпохи»[4]. «Таким образом, психика общественного человека рассматривается как общая подпочва всех идеологий данной эпохи, в том числе и искусства»[5].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.