Источники трудового права – это способы (формы) закрепления и выражения норм трудового права, результат нормотворческой деятельности соответствующих органов государства, работодателей, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Источники права:
1. НПА;
2. Правовой обычай;
3. Судебный прецедент;
4. Договор нормативного содержания.
В трудовом законодательстве существуют такие источники права как:
1. Правовой обычай (например, заявление о приеме на работу, так как ТК не требует такого документа);
2. НПА;
3. Договор нормативного содержания.
НПА – это:
· Результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц;
· Содержат общеобязательные правила поведения;
· Принимается и реализуется в особом процессуальном порядке;
· Имеет строго определенную документарную форму;
· Направлен на регулирование наиболее типичных отношений;
· Рассчитан на постоянное или длительное действие;
· Не персонифицирован, адресован ко всем либо к неопределенному кругу субъектов.
Согласно ст.15 К РФ – законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Система НПА о труде – это трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права (ст.5 ТК РФ).
Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ осуществляется:
1. Трудовым законодательством, состоящим из:
· ТК РФ (принят 30.12.2001 и введен в действие с 1.02.2002);
· Иных федеральных законов (Закон РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и др.). Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах должны соответствовать трудовому кодексу РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным ФЗ, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит трудовому кодексу, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс (ч.3,4,5 ст.5 ТК РФ).
· Законов субъектов РФ (например, Закон Саратовской области «О социальном партнерстве», Закон Саратовской области «Об областной (региональной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и др.). Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права не должны противоречить трудовому кодексу и иным федеральным законам.
· Указы Президента РФ («Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
· Постановления Правительства РФ («О трудовых книжках»).
· Нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ («Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).
· Нормативно-правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).
· Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
· Нормативно-правовыми актами органов МСУ.
· Локальными нормативными актами.
Соотношение трудового законодательства и норм международного права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ:
1. Всеобщая декларация прав человека;
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
4. И др.
5. Важнейшим источником международно-правового регулирования труда являются стандарты (Декларации, Конвенции и Рекомендации) международной организации труда.
К системе нормативных актов о труде относятся также законы и другие нормативно-правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ и применяемые по стольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Нормативно-правовой акт необходимо отличать от индивидуальных юридических актов, которые источниками права не являются. В индивидуальном правовом акте содержаться не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам. Индивидуально-правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, рассчитан на одноразовое применение, относится к персонально-определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права и обязанностей. Например, приказ о присвоение квалификационного разряда работнику, приказ об увольнении с работы, распоряжение о взыскании материального ущерба и др.
Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права:
1. По кругу лиц (ст.11 ТК);
2. По времени (ст.12 ТК);
3. В пространстве (ст.13 ТК).
Договор нормативного содержания имеет следующие свойства:
· Содержит нормы общего характера;
· Добровольность заключения;
· Общность интереса;
· Равенство сторон;
· Взаимная ответственность;
· Не может изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон, если иное не предусмотрено в самом договоре или законе.
2. Соглашения по социально-трудовым вопросам (ст.45 ТК).
Ч.2 ст.5 и ст. 9 ТК РФ говорят о том, что трудовые отношения могу регулироваться нормативными договорами.
Особенности источников трудового права.
К источникам трудового права относятся как источники, характерные для всех отраслей права, так и особые источники, отражающие специфику правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
1. Наличие в системе источников трудового права обширной группы нормативных актов, исходящих от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере труда – Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
2. Участие профсоюзов в правотворческой деятельности государства и работодателей (ст. 8, 370, 372 ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). В соответствии с законом «О профсоюзах …» проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений – это совещательное право профсоюзов. Проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами МСУ, с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Локальные нормативно-правовые акты принимаются работодателем в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ с учетом мнения профсоюзного комитета. Профсоюзы заключают от имени работника коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам.
3. Сочетание централизованного и локального регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права многочисленной группы локальных нормативных актов (ст.8 ТК РФ).
4. Сочетание нормативного и договорного регулирования труда. Наличие в системе источников трудового права нормативных договоров – коллективных договоров и соглашений (ст.40, 45 ТК РФ).
5. Единство и дифференциация трудового права, деление трудового законодательства на общее и специальное (ст. 251,252 ТК РФ). Общие нормы о труде распространяются на всех работников, а специальные – на некоторые категории работников при определенных условиях. В соответствии со ст.251 ТК РФ особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Основания дифференциации норм трудового законодательства.
· Объективные (производственные) основания – имущественные, экономические, организационно-хозяйственные особенности работодателя.
· Климатические условия (территориальное расположение работодателя).
· Конкретные производственные условия – нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные.