Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арх-ра древнего рима императорский период

СВОДЫ

Коробовые своды. — Персидские коробовые своды разительно схожи с египетскими. У них одинаковы не только структура, но и профиль. Коробовые своды в Фирузабаде, обследованные Дьелафуа, сложены так же, как своды в Рамессеуме — из наклонных поперечных отрезков. И, как в Рамессеуме, их профиль похож на ручку корзины, построенную при помощи так называемого египетского треугольника (рисунок 81, А). Подобное совпадение говорит за то, что эта форма была занесена в Персию извне. По-видимому, Персия получила из Египта если не самый принцип построения свода, то во всяком случае его геометрическую форму.

 

14. архитектура древней индии и древнего китая

Древнейшие памятники исторической Индии датируются IV столетием до н. э. Лишь в это время архитектурные конструкции были перенесены из дерева в камень,— вот почему даже и в последующие эпохи, до определенного момента, когда камень как строительный материал берет верх, количество памятников не столь велико.

В истории искусства Индии мы имеем три основных периода. Во-первых, период империи Маурья, большой централизованной восточной деспотии. Затем — эпоху Гупта, время большой феодальной монархии, и, наконец, период небольших национальных государств. Все три периода не переходят непосредственно один в другой, а временные промежутки между ними следует рассматривать как подготовительные.

Период Маурья — это время, когда удается под единой властью объединить почти все территории полуострова (конец IV — начало III вв. до н. э.). Буддизм, выгодный торговым слоям города, становится государственной религией. В это время создаются те архитектурные формы, которые, видоизменяясь, найдут себе применение впоследствии. Это, во-первых, ступа — положенное на циркульное основание полусферическое тело, увенчанное небольшим, прикрытым находящимися на шпиле зонтами павильоном, где помещается реликварий. Ступа охвачен концентрическим забором с четырьмя входами, ориентированными по странам света. Знамениты ступа в Санчи (III — I вв. до н. э.) и в Бархуте (IV — III вв. до н. э.). (Теперь все сохранившееся от оград ступа в Бархуте находится в Калькутском музее).

Другой архитектурной формой является чайтья — здание продолговатой формы, с закругляющейся противоположной от входа стороной (меньшей), перекрытое килевидной двускатной крышей. Внутри абсидального закругления чайтья помещается ступа, впоследствии — статуя Будды. Очень известны чайтья в Карли (I в. до н. э.), в Бхадже II в. до н. э.), в Бедсе (II в. до н. э.). Но все эти памятники дают образцы скальной архитектуры, являясь как бы повторениями в массиве скалы свободно стоящих строений, тогда как последние не сохранились.

Наконец, рядом с этим существуют кельи и монастыри — вихары исанхарамы, в которых кельи располагаются покоем со входами внутрь помещенного в середине двора. Значительную роль играет колонна, часто со сферической кампанулообразной капителью, аналогичной базой и в большинстве случаев шестигранным стволом

Представляя собой феодальную монархию, империя Гупта опиралась, однако, в значительной степени на торговые слои. Это блестящий период в истории страны, период расцвета придворной поэзии и эпоса в частности, время процветания изобразительных искусств и театра. При Гупта рядом с буддизмом мы находим брахманизм, который к концу периода и в последующие века все сильнее и сильнее вытесняет религию Будды.

Типы культовых зданий остаются теми же, но претерпевают некоторые видоизменения. Так, у ступа тело постепенно начинает вытягиваться и принимает форму цилиндра, увенчанного сферическим сегментом, заборы исчезают, заменяясь высокой платформой, имеющей лестницы, ориентированные по четырем координатам. Самое тело стула покрыто орнаментальными рельефами. Примером такого памятника может служить ступа Дхамек в Сарнатхе (VI в. н. э.).

Внутреннее устройство чайтья и вихара остается тем же, но сильно развивается декорация здания. Перегруженность архитектурно-орнаментальными мотивами, использование с декорационными целями элементов, которые утратили конструктивное значение (столб, ферма), типично для эпохи. Фасад обычно тонет в скульптурных нагромождениях. Знамениты чайтья и вихары Аджанты (V — VI вв. н. э.), в которых это особенно ярко наблюдается.

Еще в период Гупта формируются типы брахманистских храмов; строго говоря, их два: шикхара — северный тип, и вимана — южный. В храмах обоих типов здание делится на три части: мантапам — крутую галерею, антарала — открывающийся за ней притвор и гарбха-гриха— самый храм. Гарбха-гриха увенчана перекрытием: на севере — высокого башнеобразного типа с выпуклыми ребрами, называемым шикхара; на юге — идущим уступами вимана (от этих частей и типы храмов получили свое название).

Архитектура КитаяРазвитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

15. архитектура месопотамии общая характеристика

По-видимому, первые месопотамские жилища была сделаны из тростника и камыша, что мы до сих пор находим у арабских племен юга страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах в Месопотамии близко к тому, которое наблюдается в жилищах древнейших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое Месопотамии нам далеко не одинаково хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более обширны, нежели о сравнительно молодых эпохах. Это объясняется, главным образом, случайным характером археологических работ в Месопотамии, а кроме того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание или где, в результате размывов, с естественными пластами лёсса слеживаются сырцовые массивы.

Характер и система построения здания во все периоды переднеазиатской архитектуры остаются одни и те же, и все зависит лишь от тех изменений, которые происходят в социальной жизни. Для древнейшего периода уже характерно применение платформ, играющих роль фундамента здания. Уже налицо основные формы культовых строений — храм в таком виде, как мы его встречали впоследствии, и примыкающий к нему зиккурат— башнеобразное сооружение, предназначенное, как некоторые предполагают, для культовых астрологических наблюдений. Вернее, однако, что зиккурат являлся тем местом, куда божество «нисходило» на землю в данном городе. Дворец сперва имеет скромные размеры, но постепенно начинает разрастаться. В древности царь является одновременно и первосвященником, что проявляется и впоследствии в отдельных культовых актах и религиозных церемониях. Земля страны считается землей бога, наместником которого является царь. Поэтому урожай и доходы с земли, идущие в пользу бога, тем самым принадлежат царю, складываются в амбары при храме и дворце и лишь оттуда распределяются дальше. Для правильного учета дохода казны содержался большой штат писцов и счетоводов, жилища которых размещались около храмов и дворцов. Не удивительно, что самое древнее из найденных до сих пор сооружений Месопотамии — почти наверное хозяйственного назначения: амбар, обнаруженный в Телло, древнем Лагаше-Ширпурле, центре небольшой теократической монархии. Дворец представляет собой комбинацию многочисленных покоев вокруг внутренних дворцов, тогда как снаружи здания почти не имели оконных отверстий. Как убранство, так и размеры храмов и дворцов в первый период скромны. Храмы в плане были прямоугольны и разделялись внутри на несколько помещений. В главном помещении, где находился алтарь божеству, на низких стойках размещались вотивные статуи, изображавшие принесших их жертвователей в молитвенных позах. Судя по памятникам, найденным недавно в Уре (современный Мохейер), убранство и утварь во дворцах и храмах были драгоценными и художественными. Уже в первый период обнаруживаются все особенности стиля архитектурных памятников Передней Азии: склонность к геометризации форм и господство плоскости стены и вытекающая отсюда иключительная монументальность.

Создателями месопотамской культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой до сего времени не выяснена. Но уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение шумерийцев не ведет за собой вымирания шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.

 

16. архитектура вавилонской империи ассирия и новый вавилон

Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.

 

17. зодчество древнего египта. техника, материалы, конструкции

Основными материалами для строительства служили:

в монументальном – горные породы камня (песчаник, гранит, известняк, базальт и др.),

в массовом – кирпич-сырец.

Основным строительным материалом древних египтян был камень. В каменоломнях, расположенных в городах на границах долины Нила, добывали различные породы камня. Наиболее известным был асуaнский гранит. Применялся древними строителями и песчaник. Из твердых пород камня они использовали порфир и диорит.

Для создания определенных цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных цветов и оттенков. Египтяне пользовались и кирпичной кладкой, но её доля по отношению к камню была незначительной. Из кирпича были построены гробницы архаичного периода, пирамиды Среднего царства и некоторые крупные жилые постройки. Кирпич размером 14×38 см и толщиной не менее 11 см изготавливался из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы путём заполнения деревянных форм с последующим высушиванием на солнце. Камень обычно высекался из скал крупными глыбами и обработанный в гигантские квaдры доставлялся к месту постройки. Кладка камней осуществлялась на растворе, состоявшем из смеси извести, песка и глины. Широко применялась и кладка «нaсухо», т. е. без раствора.

Для строительных работ древесина была дефицитным материалом. Из дерева, привезённого из других стран, изготовляли только мебель и богатое убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но, несмотря на это, техника работы с деревом оказала большое влияние на формирование стиля каменной архитектуры Древнего Египта.

Дерево, которым была бедна страна, применялось экономно: лавным образом в конструкциях перекрытий, крыш и для опор галерей. Чаще всего использовались стволы пальм, а также связки из тростника и камыша, которые разнообразно сочетались с конструкциями из кирпича-сырца. Между столбами из кирпича устраивались иногда решётчатые заполнения из дерева или стена из вертикальных пальмовых стволов.

 

18. архитектура древнего египта. додинастический период, раннее царство

Предполагается, что в доисторический (додинастический) период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения. Древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод — из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома знати — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

 

19. архитектура древнего египта. древнее царство, среднее царство

Древний Египет заключен между двумя пустынями(ливийская и аравийская).сами египтяне расселились в дельте Нила изначально Египет представлял собой соединение самостоятельных областей –номов. Со временем они объединились в северный(верхний) и южный(нижний) Египта. Фараон объединитель Мен Нармер.

1.Додинастический –5-4 тыс. лет до н. э. 2.древнее царство –3-2.4 тыс. лет до н.э.3.среднее царство – 2100-1700 лет до н.э .4.новое царство – 1580-1071 дол н. э. 5.позднее время – 1071 век –332 до н.э. 6.элиинистический – 332до н.э. -30 н.э

Древнее царство –культовое. Полностью подчинено культу богов и культу мертвых. Главная задача – нахождение классической формы пирамиды.

Мастаба - предшественница пирамид строилась для фараонов и знати.Внешне собой представляет глухой трапецевидный объем с множеством ложных ходов для души умершего и культовым помещением, кот располагалосьна восточной стороне и служило местом для статуи умершего(сердаб). Мастаба могла достигать 30х50 м., 10 м- высота. !Выше не строилась! Имела две части: надземную-сама мастаба(молельня) и подземную-погребальная камера на глубине от 2 до 20 метров.

Пирамида Джосера в Сакаре,а. Имхотеп –

В плане прямоуг. 107х116 м. 6 ступеней, постепенное устремление вверх.60м –высота, на глубине 28 метров находился саркофаг.эта пирамида являлась доминантой целого ансамбля площадью 15 га.(заупокойный храм, нижний храм, северный дом, южная граница, дорога восхождения).

Пирамида снофру в медуме –примерно 60 м. незакончена. Две ступени. Большой кусок гладкой стены.

Пирамида снфру в дашуре- форма палатки. Четыре грани но они плавно восходили вверх, не по праямой.

Ансамбль в Гизе –Пирамиды Хеопса146,7м, дл осн 233 м., высота кладки уменьшается (0,65 -1,5 м.) , S = 5 га, узк коридор на высоте 15 м. 26 град., погреб кам. 10,5х5,2, h=5,8 м.

 

Хефрена136м(сохранился кусок облицовки на макушке 143 м), дл осн 210 м, в 160 м от п Хеопса. Микерина 66м. дл осн 108,4 м.

Большой сфинкс: дл 57 м, h=20м. Лицо – человек, пер лапы и тело – лев, зад лапы – бык. Между лапами зауп храм.

……

1.Додинастический –5-4 тыс лет до н. э.

2.древнее царство –3-2.4 тыс лет до н.э.

3.среднее царство – 2100-1700 лет до н.э .

4.новое царство – 1580-1071 дол н. э.

5.позднее время – 1071 век –332 до н.э. 6.элиинистический – 332до н.э. -30 н.э

 

Нач строить малые пир h<10м.. Начинают применять не камень а кирпич. Планировка погребальныхкомплексов не меняется. Нижний храм-дорога восхождения - верхний храм. Гробница в виде пирамиды в Мероэ и в Абидосе.

К концу среднего царства пирамиды вообще прекратили строить, зато по их принципу появляются др формы –обелиски.

Скальные гробницы начинают активно развиваться. Скальная гробница в Бени- Гассане.Такую форму захоронения придумали не египтяне-такие гробницы были известны с древних времен. Египтяне добавили только некоторые элементы. Условны они делятся на три типа. 1. сост из одного или нескольких последовательно расположенных друг за другом помещений, вырубленных в скале. 2. включает в себя большой зал, разделенный колоннами на несколько залов. 3. усыпальницы.

Погребальный храм ф-на Ментухатепа III в Фивах. Состоит из двухступенчатых террас, по периметру окруженных крытыми колонадами. В центральной части верхней террасы-пирамида с основанием 20х20 м Пирамида здесь является частью строения, а не кульминацией целого ансамбля, как раньше. За храмом находится двор, окруженный колоннами .у которого начинается потаенный вход в погребальную камеру.

 

20. архитектура древнего египта: новое царство, позднее царство

В период нового царства строительство достигает своего высшего развития. В этот период происходит формирование классического египетского типа храмов. Классический вид храма, который состоял из 4х частей.

1. аллея Сфинксов (парные обелиски, флагштоки или статуи фараонов).2. перистиль –двор окруженный колонадой, имеющий глухие стены.3. гипостиль- двор имеющий и стены и крышу со световыми колодцами, разделенный колоннами на три части, средняя выше и шире боковых. 4. святилище с алтарем. Храм бога Амон-ра в Карнаке и Луксоре. Их соединяет дорога восхождения длинной в 4 км., вдоль нее стояли каменные сфинксы. В Луксоре ар-ры- Аменхотеп младший и Мала (в перистиле 14 колонн по 20 м высотой), всего в гипостиле 150 колонн во всем храме. В Карнаке –ар-ры Инени, храм строился несколько столетий (в гипостильном зале колонны высотой 20.4м, d 3.57м) .На ряду с этими храмами появляются и другие типы храмов. Полускальные и Скальные. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

(полускальный) 3 террасы друг над другом опоясанные колоннами, соединенные пандусами. Остальные части храма расположены в скале. (полы выложены листами золота).

 

Храм Рамзеса III в Абу-Симбеле.(скальный) открывается мощной поверхностью пилонообразного откоса, перед которой восседают четыре вытесанные из скалы скульптуры фараона и богов. В центре пилона вход ведущий в храм с классической планировкой.

 

Эллинистич период Египта

Фараоны 21 династия переносят столицу в город Сале ближе к центру морской торговли, что способствует более интенсивному экономическому и культурному общению с др станами средиземноморья, что накладывает ощутимый отпечаток на архитектуру египта. В это время египет подвергается последовательным вторжениям персов в 525 г, а потом Александра македонского. Храм Гора в Эдфу. Все помещения расположены симметрично относит. оси. Пилон храма массивен –35м и шириной 78м , на нем изображен Птолемей. Двор с колоннами 32 шт- колонны здесь не одинаковые. В глубине двора стоит статуя Гора-сокола. Самое главное отличие-это возведенная стена вокруг храма параллельно стенам. Наружная стена скрывала от посетителей рельефы изображенные на натужней стене храма, и делали сам храм более защищенным. Храм богини Гатор. Из надписи на стенах храма ясно, что в основу положен храм Хеопса .Входной зал имеет 24 колонны ,капители которых украшены изображениями головы богини. Промежутки между колоннами закрыты каменными плитам, которые украшены рельефами. Храм рождения бога в Филе. В данном храме интересно трансформируется идея периптерного храма в условиях египетского храма. Трех частная целла храма подчиняется осевой композиции, присущей египту и окружена периптером. Интерколумнии снизу заполнены стенами как в храме богини гатор. Если греч. Храм допускает вход в портик с лубой стороны, то в Египте периптер нпарвляет у главному входу(началу движения). Боковые колонны заменены стенами типа пилонов. Храм в Ком-Омбо. Вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет 2 параллельных прохода, расположенных по сторонам от этой оси. Пилон развит очень слабо почти не выделяется из внешней среды. Передний двор с 3 сторон окружен колонадой как в храме Гора. Основная часть здания окружена внутренним проходом и стеной, за которой следует еще одна стена. Пергамский алтарь. 180г до н.э.построен в честь подбеды над Пергама над галлами.авторы Дионисад, Орест, Менекрат. профилированный вход, на окаймляющем цокль алтаре идет рельефная роспись длинной около 130м, высотой 2м30см. Сам алтарь-обширная площадка окруженная с 3х сторон 2х ярусной стоей (колонны ионические).Фриз украшающий цоколь изображает богов и титанов, кот олицетворяют борьбу пергамцев(боги) и галлов

21. античное зодчество: общая характеристика

Античный - (от лат antiquus — древний) - исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской.

В историческом развитии античного искусства можно условно выделить следующие этапы:

1. Протоантичное искусство (от греч. ргоtos - первый), или минойское искусство (см. критомикенское искусство), оригинальный живописный стиль которого складывался постепенно в три периода:

раннеминойский (3000-2200 гг. до н. э.);

среднеминойский (2200-1600 гг. до н. э.);

позднеминойский (1600-1100 гг. до н. э.).

2. Формационный этап геометрического стиля:

3. Этап архаики (ок. 610-480 гг. до н. э.).

4. Эпоха классики:

5. Эпоха эллинизма:

6. Искусство Древнего Рима

Античная архитектура — это архитектура Древней Греции и Древнего Рима. Во многом в этих двух странах был одинаковы стиль, поскольку древнеримские зодчие заимствовали технику древнегреческих мастеров. И все же следует рассматривать их отдельно, поскольку каждая страна обладает своей собственной национальной спецификой, которая и отражается на таких произведениях искусства, как памятники зодчества.

Позже античная архитектура даст толчок всей мировой культуре, породив эпоху классицизма.

Итак, античная архитектура большей частью является древнегреческой. Исконно древнегреческие постройки были из дерева и глины. Таким образом возникла и развилась так называемая ордерная система. Первичные дома-ордеры представляли собой четырехугольные сооружения как религиозного, так и светского назначения. В истории античной архитектуры древнегреческого периода выделяется дорический стиль, который стремится к серьезности, мужественности и совершенству пропорций. На смену ему приходит ионический стиль, по которому строились древнегреческие города-государства — он стремится больше к легкости и изяществу. Несомненным изобретением древнегреческих мастеров являются колонны. Первоначально они использовались в качестве опоры, а потом начали использоваться для придания зданию красоты. С этой же целью они позже использовались в классический период мировой архитектуры в Европе и России — в то время, когда стремились подражать всему античному.

Древнеримская античная архитектура во многом переняла и заимствовала навыки древних греков, а также этрусков. Этруски были мастерами по части строения сводов, они же проложили в Риме канализацию, боевые укрепления и т. п. Строили они из дерева, обожженного и необожженного кирпича, а также из обработанного и необработанного камня.

 

22. история древнегреческой архитектуры: общая характеристика

архитектура античной Греции, охватывающая в своем развитии в основном VIII-I вв. до н. э., делится на три периода:

- Архаический период греческой истории (VII и VI вв. до н. э.) - время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов).

- Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Это период наивысшего расцвета полисов. Развитие рабовладельческой демократии достигло наивысшей точки, а вместе с нею - искусство и архитектура.

- Эллинистический (последний) период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы: до н. э.). В этот период возникли греко-восточные монархии, эллинская культура интенсивно проникает в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорическийстиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфскиекапители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Типы Древнегреческих храмов

I. Храм с портиком, или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.
II. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
III. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.
IV. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
V. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.
VI. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

 

23. зодчество древней греции. техника, материалы, конструкции

Конструкции ведущих типов архитектуры – общественных зданий и жилья – оставались сравнительно примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Арочно-сводчатая конструкция была известна грекам, но ни арки, ни своды не нашли широкого распространения.

Наиболее массовым строительным материалом стен был кирпич-сырец. Обожжённый кирпич имел очень ограниченное применение, хотя гончарноепроизводство стояло на высоком уровне, и его изделия использовались при украшении зданий.

Для устройства галерей и портиков широко применялось дерево. Данные раскопок и литературных источников позволяют утверждать, что деревянные галереи и портики представляли собой хорошо продуманную и надёжную стоечно-балочную конструкцию, целесообразно использующую материал и глубоко осмысленную в художественном отношении.

При строительстве монументальных общественных зданий и прежде всего храмов широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор. Из камня возводились и стены, и стоечно-балочная конструкция портиков и галерей. Каменные квадры, балки, плиты, монолитные своды и отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке в карьерах. Для передвигания камней и установки их на место греки имели в своем распоряжении различные механизмы: блоки, вороты и прочие подъёмные приспособления. Для подъёма блоков в них оставлялись выступы или делались гнёзда для специальных якорей и крючьев. Часто в боковых гранях камней вырезались пазы, в которые при подъёме и транспортировке вкладывался канат. Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня велась только «насухо», т.е. без применения раствора. Фундаменты обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Цокольная часть снаружи выкладывалась большими каменными плитами, поставленными на ребро.

Стены возводились из прямоугольных квадров горизонтальными рядами с соблюдением перевязки швов. Колонны складывались из цилиндрических блоков-барабанов. Соприкасающиеся грани тщательно обрабатывались. Особенно ровными были горизонтальные грани – постели, через которые передавались вертикальные усилия.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоёмким. Только некоторые из них, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.

Устойчивость безраспорных греческих конструкций, работающих на сжатие и изгиб, обеспечивалась без дополнительных связей. Однако опасность землетрясений заставляла иногда скреплять каменные блоки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Крепление блоков производилось металлическими штырями и пиронами, вставленными в специальные гнезда. Для крепления барабанов применялись также деревянные штыри.

В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом являлась основная балка – архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от выше лежащей кровли.

Балка – это конструктивный элемент, работающий на изгиб, длина которого в 10 ÷ 20 раз больше высоты сечения А, а высота сечения в 2 ÷ 3 раза больше его ширины В. Горький опыт обрушений древних строителей научил, что балку надо укладывать на ребро, а не плашмя. Позднее объяснил это великий флорентиец Галилёо Галилей. В своих беседах и математических доказательствах он впервые фиксирует то, что до него воспринимали только интуитивно: «Любая линейка или призма, ширина которой больше толщины, окажет большее сопротивление излому, когда она поставлена на ребро, чем когда она лежит плашмя, и притом во столько раз больше, во сколько ширина больше толщины». Вероятно, это правило осталось бы безымянным, не будь оно сформулировано Галилеем.

Работая на изгиб, балка ограничивала расстояние между колоннами – интерколумний (пролёт между двумя колоннами в свету).

В небольших галереях в архаический период балки делались из монолитных (цельных) блоков; а начиная с VI в. до н.э., в крупных зданиях, они составлялись из двух или трёх поставленных на ребро блоков. Конструкция позволяла перекрывать пролёты до 4,5 м.

Зодчие Древней Греции и Древнего Рима не умели определять изгибающие моменты, но опыт многочисленных обрушений выработал правила и приёмы проектирования балочных конструкций.

Правило: пролёт каменной балки в свету (интерколумний) не должен превышать трёх диаметров колонн, которые её поддерживают. Однако правило пролёта в три диаметра иногда смело нарушали. Так, пролёт архитрава храма Артемиды (Дианы) в Эфесе равен 6,12 м вместо традиционных 4 ÷ 4,5 м. Рекордный пролёт балочной конструкции из природного камня не превзойден и по сей день.

Приёмы: балку следует делать составной и по высоте, и по ширине. По высоте – трёхъярусный антаблемент преобразуется в работающие на сжатие каменные арки. Их распор (горизонтальная составляющая опорной реакции) погашают блоки соседних пролётов и частично – трение. Из-за распора крайних арок угловые колонны располагаются на меньшем расстоянии, чем промежуточные. Разделение балочной конструкции по колоннам на три яруса – архитрав, фриз и карниз – оправдано опытом её замыкания в арки по колоннам при любом развитии трещин в блоках каждого яруса.

По ширине и высоте архитрав из двух или трёх параллельных каменных блоков менее подвержен влиянию всевозможных дефектов в каждом из них (раковины, микротрещины, инородные включения и т.д.), которые являются концентраторами напряжений; кроме того, упрощалась транспортировка и установка этих балок в проектное положение на большой высоте из-за значительно меньшей их массы.

 

24. эгейский традиции зодчества. техника, материалы, конструкции

Неповторимое крито-микенское искусство создано народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, остров Крит(Crete), и близлежащие города материковой Греции – Тиринф (Tiryns) иМикены (Mykenai) в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э. ).

Ранний этап «домикенской» культуры называли элладской. А. Эванс, открыв остатки дворца в Кноссе на о. Крит, принадлежавшего, по его убеждению, легендарному царю Миносу, предложил наименование «минойская культура». Ее развитие условно подразделяется на три основных периода:

– раннеминойский (раннеэлладский; 3000-2200 гг. до н. э. );

– среднеминойский (среднеэлладский; 2200-1600 гг. до н. э. );

– позднеминойский (позднеэлладский; 1600-1100 гг. до н. э. ).

хронологически и территориально крито-микенское искусство подразделяется на минойское (островное) и микенское (континентальное). Исследователи отмечают культовое значение женщины. Об этом свидетельствуют мотивы росписей Кносского дворца (ранее их называли «фресками», но выяснено, что они выполнены темперой). Изысканные одеяния, прически, которые мы видим на этих росписях, предметы косметики – все говорит об утонченной, эстетской культуре. Женственный, мягкий и живописный стиль критского искусства разительно отличается от геометрического стиля предыдущей эпохи, искусства Киклад, суровых вкусов ахейцев и дорян. На востоке острова в Гурнии открыты остатки прямоугольных в плане жилых построек критян. Захоронения делались круглыми, типа толоса. Интересно, что на Крите отсутствуют храмы. Сложный комплекс дворцовых сооружений в Кноссе начал формироваться ок. 2000 г. до н. э. , в среднеминойский период. Около 1700 г. до н. э. по неясным причинам произошли значительные разрушения, и дворец стали строить заново. Удивительная особенность Кносского дворца – отсутствие ясного плана и видимой закономерности в организации пространства .

Дворец растет как бы сам по себе, свободно заполняя окружающее пространство, асимметрично, на нескольких уровнях. Примечательно обилие лестниц, переходов, причудливо сообщающихся между собой, никуда не ведущих коридоров, световых колодцев (существует гипотеза, что происхождение понятия «лабиринт» связано с запутанной планировкой Кносского дворца).

дворец в Малии. орнаментальные росписи, в которых преобладает атектоничный мотив волны, спирали, «перебегают» с одной плоскости на другую, игнорируя углы и членения стен. Оригинальна форма сужающихся книзу деревянных, окрашенных красной краской колонн. Такая форма не повторяется более нигде: ни в архитектуре Месопотамии, Персии, ни в Египте или классической Греции. Колонны Кносского дворца атектоничны, они кажутся поставленными «с ног на голову», хотя отчасти их форма обусловлена материалом (сужающимся стволом дерева, поставленным комлем, корневищем вверх, на которое удобно укладывать балки перекрытия). В верхней широкой части прочнее оказывается связка, крепление. По одной из версий, необычная капитель в форме двойного вала изначально могла служить для закрепления велума – тента из ткани. Примечательно также, что колонны никогда не ставились на углах здания, как того можно было бы ожидать. Базы из камня в виде кольца предохраняют деревянный ствол от гниения. Есть также свидетельства о существовавших витых колоннах и опорах с выпуклыми ложками, наподобие ребристых. Зигзагообразный орнамент на стволах колонн, возможно, повторяет более древние металлические украшения. Все это дополняет представления о живописном стиле критского искусства. Декоративные росписи выполнены красной, желтой, голубой, черной красками. Фигуры мужчин изображались красным цветом, женщин – белым. Орнаментация не связана с характером персонажей и их одеждой.

на рубеже среднеминойского и позднеминойского периодов, появляется своеобразная группа керамических изделий, расписанных живописно расположенными изображениями рыб, осьминогов, моллюсков, дельфинов, раковин. Но и в них есть своеобразная живописная тектоника. Так, фляга из Палейкастро с изображением осьминога похожа на огромную каплю воды, и кажется, будто мы видим плавающего осьминога не снаружи, а внутри. Характерны ритмические сдвиги бесконечного раппорта из моллюсков, аналогично узору на ткани, не имеющие примеров в более ранних стилях. Подобные примеры служат поводом для сравнения крито-микенского искусства с позднеэллинистическим, арабским, японским и даже с искусством французского Рококо XVIII в.

Позднее, когда около 1500 г. до н. э. гегемония перешла к континентальным Микенам, художественный стиль стал более суровым, чтобы затем, по мере усиления геометрического начала в Х-VIII вв. до н. э. послужить основой искусства древнегреческой классики V в. до н. э.

 

25. зодчество древней греции: гомеровский период и архаика

1. Гомеровский – 12-8 вв до н.э. 2. архаический – 7-6 вв до н.э.3.классический – 5-4 вв до н.э.4. эллинистический – 4 до н.э. –1 нашей эры.ар-ра древней греции на долгое время определила худ. Направленность ар-ры мира. Жизнеспособность греч ар-ры объясняется ее человечностью (пропорции) и в целом и в деталях, абсолютная ясность форм. В гомеровском периоде в ар-ре продолжает развиваться крито-микенские традиции – пролжает развиваться форма мегарона. Древнейшие жилые дома ,сложенные из кирпича сырца имели закругленную стену противоположную входу. Постепенно с введением каркаса, формованного кирпича, тесанные кам блоков, здания становятся прямоугольными. Дом- мегарон с примыкающ к нему хоз постройками обносился деревянными стенами. В гомеровский период форма мегарона начинает употребляться в строит-ве храмов

Сформировались Агора и Акрополь как два городских центра. Агора-общественный, Акрополь- культовый.Древние храмы, воспроизводившие форму мегарона, внутри имели жертвенник с культовыми изображениями. В связи с малыми размерами храмов – жертвенники устраивались снаружи перед входом. Началом периода Архаики явилось – появление городов государств (полисов). В данный период разрабатывается ордерная система. эллинские мастера разраб строгую, продуманную сист рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащих на них. Смогли поднять инж выработки до худ образа. Суть орд сист закл в худ оформ стоячно-балочной кон-ции, сост из несущей и несомой частей. Столкновение этих противоп сил приведено в сост гармонич равновесия. Это цельная худ осмысленная сист выявления констр получила назв ордер (порядок)

Дорический ордер – родина Пелопоннес, 5-4 в до н э.

Ионический ордер – родина Иония.

 

Формируются типы храмов. Дерево вытесняется каменными постройками. Храм в Антах, простиль, амфипростиль. Периптер и диптер, псевдодиптер, моноптер, фолосс. 2n +1 где n число колонн по торцу. В пер архаики строятся дорич (сокровищн афинян в дельфах) И ионич (храм артемиды в эфесе) храмы

 

26. зодчество древней греции: классика

1. Гомеровский – 12-8 вв до н.э. 2. архаический – 7-6 вв до н.э.3.классический – 5-4 вв до н.э.4. эллинистический – 4 до н.э. –1 нашей эры

эллинские мастера разраб строгую, продуманную сист рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащих на них. Смогли поднять инж выработки до худ образа. Суть орд сист закл в худ оформ стоячно-балочной кон-ции, сост из несущей и несомой частей. Столкновение этих противоп сил приведено в сост гармонич равновесия. Это цельная худ осмысленная сист выявления констр получила назв ордер (порядок)

Ранняя классика 490-450до н.э.

Греко-перс войны. Развитие дорич храма. Строгая пропорциональность, исп ордерной сист, величие мощь, некоторая тяжеловесность.

*Храм Зевса в олимпии.

*Храм Посейдона в Пестуме.

*Храм Афины Афайи на о. Эгина.

*Храм Зевса в Аркагансе.

Высокая классика450-419до н э

Победа в греко-персидских воинах. Возвышение Афин(центр Аттики). В направлении и развитии ар-ры осуществл. разработка ансамблей города. Происходит дальнейшее развитие классич. храмов. Отличи черты сооружений: - комплексный подход к постройкам с учетом ландшавта. Пейзажность. – использование ордерной системы.

В афинах правил перикл, решивший перестроить акрополь, поручил это Фидию.Акрополь представл собой ест скалу 150 м над ур моря, в 5 км от моря. Парадный вход – Пропилеи (мнесикл) 2 портика –1 ый смотрит на город, 2ой на выход. Справа от пропилей хр Ники

Храм Ники Аптерос –ионический

амфипростиль. Калликрат. 423 г. до н э

Парфенон. 423 г. Иктин и калликрат,

8 колонный дорический периптер 46 колонн покругу..30,86х69,95м. В центре главной части находилась скульптура Афины Порфенос высотой 12 метров, слоновая кость. Была окружена 2х ярусной колоннадой. Применена Курватура – нарочитая кривизна прямолинейных частей здания, свидетельствует о том что греческие ар-ры прекрасно владели формой сооружения.

Эрехтейон 423 г. до н э Иктин– стоит на месте спора афины с посейдоном - храм окружен тремя портиками- посейдону, эрейхту, и афине –этот портик украшен колоннами в виде корриатид(молодых девушек в полный рост)-южн портик.

 

Поздняя классика. Распад городов государств из-за пелопонесских воин. В этот период развивается стр-во театров и различных общ сооружений и разрабатывается рег план городов. Разрабатывается и исп коринфский ордер. Театр В Эпидавре.

*Театр Диониса в Афинах. Алтарь диониса в орхестре.Скена – декорации, для переодевания. Позже она становится 2х этажной. На 1ом орхестра, на 2ом площадка для помощников. Формируется сис-ма регулярной планировки города – Гипподамовская сис-ма.(Милет, Ольвия, Приены). Четкая орг улиц и кварталов, одинак жил кварт (40х100), разд пополам проходом, обе части сост из 5 дворов. В проходах – канализ траншеи под кам плитами. Стр из кирпича-сырца на кам фенд, а лестн и террасы – дерево, полы земляные, крыши-черепичные.

 

*Галикарнасский мавзолей. В честь правителя Мавсола. Его жена Артимиссия построила эту многоярусную гробницу в середине 4 в. На высоком цокольном этаже располагался гиганский храм ионического ордера. Храм завершался многоступенчатой пирамидой, а на верху пирамиды – квадрига(четверка лошадей запряженных в колесницу, ею правили Артимиссия и Мавсол.). Здание облицовано мрамором и украшено рельефами.

 

 

27. архитектура древней греции эллинизм

1. Гомеровский – 12-8 вв до н.э. 2. архаический – 7-6 вв до н.э.3.классический – 5-4 вв до н.э.4. эллинистический – 4 до н.э. –1 нашей эры

В это время Александр Македонский завоевывает Грецию и его империя распадается. В ар-ре этого времени активно рахвивается градостроительство. Ведется разработка планировочной системы решения города с более четким выделением обществ и религиозн центров, главных магистралей. В эту эпоху разв. демокративный характер планировки города с одинаковыми кварталами по пять домов, сменяется классовой дифференциацией размеров кварталов, их различным расположением по отношению к центру.

*Александрийский маяк на о. парос. Он выполнен из каменных плит сложено оснвание h 60 м, b 30 м., выше восьмигранная башня высотой 40 м, облицовка белым мрамором. На ней стоял круглый столб обнесенный колонами. На верху этого яруса стояла скульптура посейдона. Еврипит сделал сложную систему зеркал, чтобы свет улетал дальше.

Маяк на о.Радосе.

*Многометровая фигура бога солнца Гелиоса. Радосский маяк представлят собой гигантскую статую из меди, в честь бога солнца- одного из покровителей о.Радоса. предположительная высота 40м.

*пергамский алтарь. В честь победы пергама над галлами. Широк алтарная пл-ка окружена галереями ионич ордера. Алтарь поднят на выс цоколь, украш 120 метровой скульп. лентой.


 

28. древнегреческая ордерная система истоки и развитие

Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo — порядок).Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов:

- трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;

- колонн (несущих опор), состоящих из:
- - основания (базы),
- - ствола (фуст) - в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),
- - капители - создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;

- антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:
- - архитрав (несущую балку),
- - фриз - в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами - триглифами и промежутки - метопы, иногда украшенные барельефами,
- - карниз - нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).

Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера:дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.

Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.

 

29. история древнеримской архитектуры: общая характеристика

Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство...». Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.), когда были построены великолепные дороги, мосты и водопроводы. Римляне первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.

Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось вРимскую империю - мировую рабовладельческую державу, разнородную по этническому и социальному составу, сложную по хозяйственной и общественной организации.

Римское искусство — высшее достижение и итог развития древнего искусства, сложившееся на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Римское искусство создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) — время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.

Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя. После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Константин перенес столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство – Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков центром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

Римская архитектура оказала значительное влияние на развитие мирового зодчества. Пространственный размах при цельности архитектурных комплексов, строгая лаконичность форм, суровая простота и законченность композиции, грандиозность планировки, выразительность образа — вот те важные черты, которые характеризуют одну из величайших архитектурных эпох.

 

30. зодчество древнего рима: техника, материалы, конструкции

Главный принцип, которым руководствовались римские строители, заключался в практицизме и естественной гармонии линий. Практичность служила основой обывательской философии римлянина, на что указал как на положительное качество нации еще Цицерон. Объём, масса и форма постройки в совокупности должны органично соответствовать друг другу и при этом опираться на свойства строительных материалов. Что касается декора, то он почти не употреблялся. В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрýсков и греков. Наряду с этим поиски форм, отвечающих новым архитектурным задачам и масштабам строительства, привели римлян к широкому применению арочных и сводчатых конструкций, которые стали оказывать решающее влияние на архитектуру.
С конца II в. до н.э. вошел также в широкое употребление обожжённый кирпич. Техника возведения стен и сводов изменялась с развитием архитектуры и появлением новых материалов. Первоначально господствовала каменная кладка насухо. Наряду с неправильной («полигональной») применялась «нормальная» квадровая кладка стен из правильных блоков с кратными размерами сторон (60 × 60 × 120/180 см). С развитием «нормальной» кладки сложилось и ее сочетание с клинчатой аркой из тщательно отёсанных трапециевидных камней, также укладываемых насухо.
Примерно ко II в. до н.э. сложилась техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого камня-заполнителя, которой суждено было сыграть ведущую роль в период императорского Рима.
Римский бетон – это твердеющая на воздухе и под водой смесь извести, вулканического песка и пыли пуццолáны (от названия порта на юге Италии) – породы вулканического происхождения, обладающей свойствами гидравлического вяжущего – с битым кирпичом, затворённая умеренным количеством воды.
Битый кирпич (от лат. саетёпйип) в русской транскрипции читается и пишется «цемент». Гидравлические добавки в виде пуццоланы сделали бетон водонепроницаемым и очень прочным. Вначале бетон применялся лишь для забутовки пустот в стенах. Постепенно заполнитель становился всё мельче, смесь делалась однородной.
Щебень, применявшийся для заполнения стены, предварительно не смешивался с раствором. Между двумя рядами облицовки из камня или кирпича укладывали попеременно толстый слой (10 ÷ 15 см) раствора и примерно такой же слой измельченного до размера 8 ÷ 10 см каменного щебня, после чего его подвергали трамбованию, вся бетонная масса получала строение монолита.
Для облицовки бетонных стен римляне применяли обработанный камень (туф, известняки и др.) в виде усечённых пирамид для лучшего сцепления с бетоном, а позднее и обожжённый кирпич.
Вначале облицовка выполнялась довольно крупными камнями, стёсанными так, что они образовывали на фасаде нерегулярный рисунок - йнцерт. С І в. до н.э. стал применяться ретикулат – четырехгранные с фасада камни, образующие в облицовке прямоугольную сетку.
Бетон был экономичным по материалоёмкости, простым в производстве и не требовал высокой квалификации строителей, что позволяло широко использовать на строительстве труд рабов. Бетонная техника открыла также новые возможности и для развития сводов.
Уже в период Республики техника сооружения клинчатых конструкций из каменных блоков без раствора достигла высокого со-вершенства, особенно при строительстве мостов и акведуков. Однако подлинный расцвет сводостроения в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона.
Обожжённый кирпич, ставший в период Империи важным компонентом большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных рёбер. В цилиндрическом своде выполнялись кирпичные арки, пара

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.