Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований.

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе:

а) удостоверение на право управления транспортным средством соот­ветствующей категории и прилагаемый к удостоверению талон;

б) регистрационный документ на транспортное средство (для транспорт­ных средств Вооруженных Сил — технический талон), а в случае отсут­ствия в транспортном средстве его владельца, кроме того, — свидетель­ство о праве совместной собственности на это транспортное средство либо временный регистрационный талон;

в) в случае установки на транспортных средствах проблесковых маяч­ков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД, в случае размещения рекламы — со­гласование, выдаваемое подразделениями Госавтоинспекции МВД;

г) в установленных законодательством случаях путевой лист и докумен­ты на перевозимый груз; на маршрутных транспортных средствах дополни­тельно — схему маршрута и расписание движения; на транспортных сред­ствах, осуществляющих перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов, — разрешение на движение; на транспортных средствах, осуще­ствляющих перевозку опасных грузов, — технические условия на пере­возку, свидетельство о допуске водителя и допуске транспортного сред­ства к перевозке опасного груза и разрешение на дорожную перевозку;

Г) действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (кроме водителей транспортных средств Вооруженных Сил) в случае заключения такого договора.

Пунктом 24 ст. 6 Закона Украины «О страховании», введенного в дей­ствие постановлением Верховного Совета Украины от 7.03.96 г. № 85/96-ВР, определено, что «страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств» относится к обязательному виду страхования. Вве­дение страхования гражданской ответственности владельцев транспорт­ных средств за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц, а также их имуществу, должно содействовать укреплению экономической и соци­альной стабильности в обществе, поскольку потерпевшему лицу гаранти­руется получение страхового возмещения, а с владельца (водителя) снима­ется финансовый груз компенсации нанесенного ущерба.

Пунктом 9 ст. 7 Закона Украины от 4.10.2001 г. № 2725-III «О внесении изменений к Закону Украины «О страховании» к обязательным видам стра­хования отнесено «страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а п. 10 Кабинету Министров Украины предписы­вается обеспечить принятие нормативно-правовых актов для реализации этого Закона.

Приказ МВД Украины от 4.09.2000 г. № 610 «О мероприятиях по ис­полнению Постановлений Кабинета Министров Украины от 28.09.1996 г. № 1175 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 27.05.2000 г. № 842 «О внесении изменений и дополнений к некоторым по­становлениям Кабинета Министров Украины» и от 18.08.2000 г. № 1276 «О внесении изменений и дополнений к постановлениям Кабинета Мини­стров Украины от 7.09.1998 г. 1388 и от 31.12.1993 г. № 1094» предпи­сывает работникам Госавтоинспекции проводить разъяснительную работу о целесообразности заключения договоров обязательного страхования вла­дельцев (водителей) транспортных средств. До внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части нали­чия у водителя действующего договора страхования водители к ответ­ственности не привлекаются.

2.2. Владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее времен­ный регистрационный талон, могут передавать в своем присутствии управ­ление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе удосто­верение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также лицу, обучающемуся вождению транспортного сред­ства в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Положениями пункта оговорено, что право передавать управление транспортным средством имеет владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее временный регистрационный талон. На транспортных сред­ствах юридических лиц, где владельцем транспортного средства является предприятие, управлять транспортным средством может только водитель, вписанный в путевой лист.

2.3. Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан:

а) перед выездом проверить и обеспечить технически исправное состо­яние и комплектность транспортного средства, правильность размещения и крепления груза;

Технические требования допуска к эксплуатации механических транс­портных средств изложены в разделе 31 этих Правил. В нем определен перечень неисправностей транспортных средств, с которыми их эксплуата­ция запрещается или ограничивается.

Учитывая, что транспортное средство является источником повышен­ной опасности и следовательно эксплуатация связана с его повышенной опасностью для участников дорожного движения, оно всегда должно быть в исправном состоянии. В случае невозможности выполнения этого требо­вания эксплуатация транспортного средства не допускается до приведения его в исправное состояние.

Перед выездом в рейс водитель обязан:

— проверить комплектность транспортного средства, обратив внимание на наличие аптечки, огнетушителя, знака (фонаря) аварийной остановки;

— внешним осмотром убедиться в исправности шин, отсутствии под­текания топлива, масла и жидкостей из узлов и агрегатов транспортного средства. Особое внимание следует уделить проверке систем транспорт­ного средства, от которых зависит безопасность движения, — тормозной системы, рулевого управления, приборов внешнего освещения и сигна­
лизации и т.п.;

— во время погрузки груза следить за сохранением устойчивости транс­портного средства, с тем чтобы центр тяжести находился возле горизон­тальной оси автомобиля и как можно ниже. Для предупреждения травмиро­вания людей, если они перевозятся вместе с грузом, следует с особым вни­манием отнестись к креплению груза. Во время погрузки также следует следить за тем, чтобы груз не ограничивал водителю обзорность, не зак­рывал приборов световой сигнализации, номерных и опознавательных зна­ков, т.е. чтобы выполнялись требования пп. 22.1 — 22.3 этих Правил.

б) быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответ­ственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью разме­щения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления им в дороге;

При возникновении каких-либо неисправностей в пути водитель обязан принять меры к их устранению. В случае несоблюдения указанных требо­ваний дальнейшая эксплуатация транспортного средства может быть зап­рещена. При определенных неисправностях (изложенных в разделе 31 этих Правил) тормозной системы, рулевого управления и ходовой части транс-

портного средства, когда движение своим ходом невозможно или невоз­можно обеспечить безопасность движения, транспортное средство должно быть отбуксировано к месту ремонта или стоянки.

в) на автомобилях, оборудованных средствами пассивной безопаснос­ти (подголовники, ремни безопасности), пользоваться ими и не перевозить пассажиров не пристегнутых ремнями безопасности.

Разрешается не при­стегиваться в насе­ленных пунктах:

1) Лицу, обучающему вождению, если за рулем ученик;

2) Водителям-инвалидам;

3) Водителям и пассажи­рам оперативных и специальных транспортных средств и такси.

За пределами насе­ленных пунктов разрешается не при­стегиватьсятолько лицу обучающему вождению, если за рулем ученик.

 

г) во время движения на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутых мотошлемов.

Предусмотренная административная ответственность за нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами (рис. 2.1) в пер­вую очередь направлена на снижение риска тяжелых последствий при до­рожно-транспортных происшествиях, а также воспитание у водителей осоз­нанной необходимости заботиться о своей жизни и здоровье. Данное требо­вание распространяется на всех водителей, за исключением перечислен­ных в этом пункте Правил, поскольку большинство из них вынуждены очень часто выходить из транспортного средства. Обеспечение выполнения пас­сажирами требований пользования ремнями безопасности и мотошлемами возложено на водителя.


Рис. 2.1. Использование ремней безопасности и мотошлемов.

2.4. По требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также:

а) передать для проверки документы, указанные в пункте 2.1;

Согласно Закону Украины «О милиции», основными задачами милиции являются предупреждение и пресечение преступлений и других правонару­шений, быстрое и полное раскрытие преступлений, обеспечение безопасно­сти дорожного движения. Возложенные на милицию задачи решаются в тесном взаимодействии с ее помощниками — внештатными сотрудниками и членами добровольных народных дружин, которые совместно с работни­ками милиции участвуют в охране общественного порядка.

Для выполнения работниками милиции возложенных на них обязаннос­тей, в соответствии с действующим законодательством, им предоставлено право останавливать в необходимых случаях транспортные средства, про­верять у водителей документы, перечень которых изложен в пункте 2.1 Правил. Усиливая правовое обеспечение милиции, действующее законо­дательство предусматривает повышенное наказание за невыполнение во­дителем требования об остановке вплоть до лишения его права на управ­ление всеми видами транспортных средств на срок до 3-х лет.

б) дать возможность проверить техническое состояние, номера агрега­тов и комплектность транспортного средства;

Обеспечение безопасности дорожного движения в полном объеме воз­можно при проведении профилактических мероприятий, связанных с ос­мотром транспортных средств. Именно они позволяют предотвращать до­рожно-транспортные происшествия, вызванные неисправностями автотран­спорта, а также раскрывать преступления, связанные с незаконным завла­дением транспортными средствами, перевозкой наркотических средств, оружия и т.п.

в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований.

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О милиции» и Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.97 г. № 341, работники Госавтоинспекции в случае наличия данных о том, что транспортное средство используется в противоправных целях, имеют пра­во осматривать эти транспортные средства и проверять у водителей доку­менты.

2.5. Водитель должен по требованию работника милиции пройти в уста­новленном порядке медицинское освидетельствование для определения состояния алкогольного опьянения, воздействия наркотических или токси­ческих веществ.

Данное положение является формой правового обеспечения работни­ков милиции в процессе определения способности водителей осуществ­лять безопасное управление транспортными средствами. В Украине дей­ствует Инструкция «О порядке направления граждан для освидетельство­вания на состояние опьянения в учреждениях здравоохранения и проведе­ния освидетельствования с использованием технических средств» (утвер­ждена совместным приказом Министерства внутренних дел, Министер­ства здравоохранения и Министерства юстиции Украины от 24 февраля 1995 г. № 114/38-15-36-18). За отказ от прохождения медицинского осви­детельствования водитель несет ответственность согласно действующему законодательству, равно как и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. При задержании водителя, управляю­щего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или нахождения под воздействием наркотических или токсических веществ, он отстраняется от управления путем задержания транспортного средства.

2.6. По решению уполномоченного на то должностного лица Госавтоин­спекции, при наличии на то оснований, водитель обязан пройти внеочеред­ное медицинское освидетельствование с целью определения способности безопасно управлять транспортным средсвом и проверку знания настоя­щих Правил и навыков вождения.

Аналогично предыдущему данный пункт является реализацией норм действующего законодательства в сфере дорожного движения, предус­матривающих проведение медицинского освидетельствования с целью определения способности водителей осуществлять безопасное управле­ние транспортными средствами. Совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел от 25.06.2000 г. № 1241/345 «Об утверждении положения о медицинском осмотре канди­датов в водители и водителей транспортных средств», зарегистриро­ванным в Министерстве юстиции Украины 18.08.2000 г. за № 435/ 4656, предусмотрено, что все водители должны один раз в три года проходить очередной медицинский осмотр для установления возможности безопас­но управлять транспортными средствами. По решению медицинской комиссии эти сроки могут быть сокращены, если имеются противопока­зания или ограничения по здоровью или возрасту. Если у водителя бу­дет выявлено ухудшение состояния его здоровья, то по решению упол­номоченного на это должностного лица Госавтоинспекции водитель обязан пройти внеочередной медицинский осмотр или, в необходимых случаях, проверку знания Правил и навыков вождения.

2.7. Водитель, кроме водителей транспортных средств дипломатичес­ких и иных представительств иностранных государств, международных организаций, оперативных и специальных транспортных средств, должен предоставлять транспортное средство:

а) работникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помо­щи;

Забота о пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях возлагается, прежде всего, на водителей — участников этого происше­ствия (п. 2.9 этих Правил). Однако и любой другой водитель независимо qt того, имел ли он какое-либо отношение к происшествию, обязан достав­лять пострадавших в лечебное учреждение и, таким образом, оказывать помощь милиции и медработникам. Невыполнение этой гражданской обя­занности в некоторых случаях может быть квалифицировано судом как преступление.

б) работникам милиции для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием правонарушителей, доставкой их в милицию, и для транспортировки поврежденных транс­портных средств.

Примечания:

1. Для транспортировки поврежденных транспортных средств привле­каются только грузовые автомобили.

2. Лицо, воспользовавшееся транспортным средством, должно выдать справку или сделать запись в путевом листе с указанием пройденного рас­стояния, длительности поездки, своей фамилии, должности, номера удос­товерения, полного наименования своего подразделения или организации.

Данное положение является реализацией пункта 26 ст. 11 Закона Укра­ины «О милиции», касающегося прав ее сотрудников, а дополнительное их закрепление в Правилах способствует выполнению водителями их обязан­ности предоставлять транспортные средства в оговоренных Правилами случаях, а именно: для преследования правонарушителей, а также для транспортировки поврежденных транспортных средств. Во избежание кон­фликтов, связанных с выполнением требований этого подпункта, водитель вправе требовать от работников милиции предъявления удостоверения и оформления соответствующей справки или записи в путевом листе. Если удостоверение не предъявлено или цель поездки иная, — водитель вправе отказаться от предоставления транспортного средства.

При этом, согласно статье 16 Закона Украины «О дорожном движе­нии», водитель транспортного средства имеет право на возмещение расхо­дов в соответствии с действующим законодательством.

Водитель-инвалид, управляющий мотоколяской или автомобилем, обозначенным опознавательным знаком «Инвалид», может отступать от требований дорожных знаков 3.1, 3.2 и 3.35—3.38, а также знака 3.34 при наличии под ним таблички 7.18.

Указанные в пункте некоторые отступления от общих требований, предъявляемых к водителям, вызваны заботой об особой категории води­телей — инвалидах (рис. 2.2). Однако право отступать от выполнения тре­бований перечисленных в этом пункте Правил дорожных знаков не означа­ет, что водители-инвалиды могут создавать своими действиями угрозу воз­никновения ДТП. В то же время не следует отождествлять исключения, предоставленные водителям-инвалидам, с правами водителей, не являю­щихся таковыми, но управляющих транспортными средствами с опознава­тельным знаком «Инвалид».


Рис. 2.2. Остановка транспортного средства с опознавательным знаком «Инвалид» в зоне действия знака «Остановка запрещена»: а — запрещена; б — разрешена.

2.9. Водителю запрещается:

а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо находясь под воздействием наркотических или токсических веществ;

В результате употребления алкогольных напитков и наркотических веществ снижаются внимание и реакция, нарушается координация дей­ствий водителя, резко возрастает вероятность ДТП. Ввиду этого действу­ющее административное законодательство устанавливает наиболее стро­гую ответственность водителей, допустивших управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием нар­котиков, — лишение права на управление всеми видами транспортных средств сроком до 3-х лет. В случае повторного такого нарушения суд может применить к водителям-владельцам дополнительное наказание в виде возмездного изъятия транспортного средства. Порядок направле­ния на освидетельствование и его проведения определен Инструкцией, утвержденной совместным приказом Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Украины от 24 февраля 1995 г. № 114/38-15-36-18.

б) управлять транспортным средством в болезненном состоянии, в со­стоянии утомления, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимание;

Данное положение закрепляет два признака (болезненное и утомленное состояние), исходя из которых водитель сам должен определить, что его состояние угрожает безопасности дорожного движения как для него, так и для других участников дорожного движения. Поэтому водителю запрещено дальнейшее управление транспортным средством, и в зависимости от конкретной обстановки он должен либо обратиться за медицинской помо­щью, либо отдохнуть.

в) управлять транспортным средством, не зарегистрированным в Госавтоинспекции, без номерного знака или талона о прохождении государ­ственного технического осмотра;

Положение этого пункта Правил является формой реализации положе­ний Закона Украины «О дорожном движении», в ст. 37 которого среди оснований для запрещения эксплуатации транспортного средства предус­мотрены и перечисленные случаи. Нарушение этих требований при опре­деленных обстоятельствах (например, превышен допускаемый Правилами срок для государственной регистрации и учета транспортных средств) вле­чет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

г) передавать управление транспортным средством лицам, находящим­ся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических веществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстротуреакции и внимание;

За передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических ве­ществ, владелец транспортного средства (водитель) несет такую же админи­стративную ответственность, как и за управление в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических или токсических веществ. Поэтому прежде чем передать управление транспортным средством иному лицу, водитель должен убедиться, что оно не находится в состоянии алко­гольного опьянения, под воздействием наркотических или токсических ве­ществ, в болезненном состоянии, в состоянии утомления или под воздействи­ем лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание.

г) передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления им, если это не касается обу­чения вождению в соответствии с требованиями раздела 24 настоящих Правил;

Данный запрет относится в равной степени как к водителям индивиду­альных транспортных средств, так и к водителям транспортных средств с иной формой собственности, за исключением случаев обучения вождению согласно требованиям Правил. Это запрещение распространяется также на передачу управления лицу, не вписанному в путевой (маршрутный) лист транспортного средства, принадлежащего государственному учреждению, предприятию, организации. Как и в предыдущих случаях, нарушение это­го запрета влечет административную ответственность.

д) во время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транс­портных средств во время выполнения ими неотложного служебного зада­ния).

Поскольку при пользовании средствами связи, держа их в руке во время движения, водитель управляет транспортным средством с помощью одной руки и при этом отвлекается от восприятия дорожной обстановки, что мо­жет привести к возникновению аварийной обстановки или даже дорожно-транспортному происшествию, введен запрет на пользование ими во время движения. Для обеспечения безопасности дорожного движения следует пользоваться устройством «свободные руки».

2.10. В случае причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:

а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;

Причастными к дорожно-транспортному происшествию признаются участники дорожного движения, непосредственно принимавшие участие в происшествии или чьи действия привели к таковому. Это может быть води­тель (пешеход, пассажир), нарушивший Правила и тем самым создавший аварийную ситуацию для других участников дорожного движения, в ре­зультате чего наступили последствия по признакам, установленным опре­делением «дорожно-транспортное происшествие». За оставление места совершения ДТП водитель привлекается к административной, а при опре­деленных обстоятельствах и к уголовной ответственности.

б) включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 9.10 настоящих Правил;

Правила регламентируют действия водителя, причастного к ДТП, в части обеспечения безопасности окружающих участников дорожного дви­жения в районе места совершения происшествия, чем в первую очередь является оперативное информирование их о вынужденной остановке, по­скольку отсутствие такой информации может привести к созданию заторов в дорожном движении или даже к другим дорожно-транспортным происше­ствиям. Для этого выставляется знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не менее 20 м от транспортного средства в населенных пунктах и 40 м — вне них.

в) не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отно­ шение к происшествию;

Важным обстоятельством, позволяющим определить причины ДТП, яв­ляется фиксация транспортного средства и иных предметов, имеющих от­ношение к происшествию, в неизмененном положении после вынужденной остановки. Расположение транспортного средства и предметов (битое стек­ло, осыпавшаяся из-под подкрылков грязь и т.п.) по отношению к элемен­там дороги позволяет более объективно оценить динамику происшествия и его причины.

г) принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медицинской помощи, а если это невозможно, обратиться за помощью к присутствующим и отправить по­ страдавших в лечебное учреждение;

Объектом первоочередного внимания при ДТП являются пострадав­шие. Им следует как можно быстрее оказать необходимую медицинскую помощь, с тем чтобы максимально снизить тяжесть последствий. В связи с этим большое значение приобретает обучение водителей оказанию первой доврачебной помощи при ДТП, а также оснащение транспортных средств аптечками для оказания первой медицинской помощи. Однако не всегда такая помощь может быть действенной, а эффективной может оказаться только квалифицированная (скорая медицинская или в лечебном учрежде­нии) медицинская помощь. Если же вызвать «скорую помощь» по каким-либо причинам невозможно, следует обратиться к водителям других транс­портных средств с просьбой доставить пострадавших в ближайшее меди­цинское учреждение. Желательно, чтобы водитель и транспорт, причаст­ные к ДТП, в интересах объективного расследования оставались на месте происшествия.

г) в случае невозможности выполнить действия, перечисленные в под­пункте г пункта 2.10 настоящих Правил, отвезти пострадавшего в бли­жайшее лечебное учреждение своим транспортным средством, предвари­тельно зафиксировав расположение следов происшествия, а также поло­жение транспортного средства после его остановки; в лечебном учреждении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или иного документа, удосто­веряющего личность, регистрационного документа на транспортное сред­ство) и возвратиться на место происшествия;

Данный подпункт Правил предоставляет возможность водителю поки­нуть место происшествия (предварительно обозначив на нем расположение транспортных средств и иных следов), если это вызвано необходимостью оказания пострадавшему неотложной медицинской помощи в условиях ле­чебного учреждения. Такая возможность предоставлена водителю с учетом того, что дорожно-транспортное происшествие может быть совершено вда­ли от дорог, где движение иных транспортных средств бывает крайне ред­ким, а неоказание своевременной медицинской помощи пострадавшему мо­жет повлечь трагические последствия и быть расценено как преступление. Одним из обязательных условий при доставке пострадавшего в лечебное учреждение является предоставление там полных сведений о себе и своем транспортном средстве, после чего необходимо вернуться на место ДТП для оформления материалов работниками милиции.

д) сообщить о дорожно-транспортном происшествии в орган или подраз­деление милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибы­тия работников милиции;

Правила предусматривают обязательное информирование о ДТП орга­нов милиции и фиксацию данных о его очевидцах. Сообщение о таком проис­шествии может быть сделано по телефону, с помощью проезжающих водите­лей и иным способом (работниками скорой медицинской помощи и т.п.). На­личие конкретных очевидцев позволяет более объективно установить обсто­ятельства происшествия. Лица, причастные к ДТП, должны на месте его совершения ожидать прибытия работников милиции.

е) принять все возможные меры для сохранения следов происшествия,
ограждения их и организовать объезд места происшествия;

Немаловажным является принятие мер по сохранению следов происше­ствия, ограждению их (предметами, пометками краской, мелом, камнем) и организация объезда места происшествия. Необходимость фиксации сле­дов ДТП вызвана не только обстоятельствами, требующими освобожде­ния проезжей части, но и тем, что они могут быть уничтожены проезжающи­ми транспортными средствами, смыты дождем или засыпаны снегом, что затруднит или даже снизит объективность установления и рассмотрения обстоятельств ДТП.

С) до проведения медицинского освидетельствования не употреблять без назначения медицинского работника алкоголя, наркотиков, а также лекарственные препараты, изготовленные на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки).

В интересах объективности рассмотрения причин ДТП Правила кате­горически запрещают участникам происшествия употреблять алкоголь­ные напитки и наркотические вещества, а также медицинские препараты, изготовленные на их основе, до проведения медицинского освидетель­ствования.

2.11. Если вследствие дорожно-транспортного происшествия нет по­страдавших и не нанесен материальный ущерб третьим лицам, а транс­портные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии вза­имного согласия в оценке обстоятельств случившегося) могут прибыть на ближайший пост Госавтоинспекции или в орган либо подразделение мили­ции для оформления соответствующих материалов, предварительно соста­вив схему происшествия и поставив подписи под ней.

Третьими лицами считаются прочие участники дорожного движения, в силу обстоятельств оказавшиеся причастными к дорожно-транспортному происшествию.

Данное положение касается случаев, когда нет пострадавших, а води­тели определились между собой в том, кто виновен в его совершении. Од­нако для оформления ДТП и урегулирования возникших отношений между его участниками Правила предусматривают для участников происшествия возможность самостоятельно прибыть в подразделение Госавтоинспекции или милиции, предварительно составив и подписав схему происшествия. Соблюдение данного положения не может рассматриваться работниками ГАИ как неправомерное оставление места происшествия. Правила не пре­дусматривают, чтобы схему подписывали очевидцы или понятые, однако если такие лица есть, их показания не будут лишними для установления объективности происшествия.


Рис. 2.3. Пример составления схемы дорожно-транспортного происшествия (способ перпендикуляров).

Составление схемы ДТП начинается с указания улицы или километра дороги в направлении ближайшего пересечения или населенного пункта. Начало осмотра и фиксации следов может быть выбрано, исходя из на­правления движения любого транспортного средства, которое указывает­ся на схеме; затем наносится положение транспортных средств после оста­новки посредством замеров к их осям по отношению к одному из краев проезжей части; также наносятся следы торможения и другие следы, имею­щие отношение к происшествию. Обязательно подлежат указанию разме­ры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорожная разметка у непосредственного места контакта транспортных средств и на подходах к нему.

2.12. Владелец транспортного средства имеет право:

а) доверять в установленном порядке пользование и распоряжение транс­портным средством иному лицу;

Положениями пункта отмечено, что владелец имеет право доверять пользоваться и распоряжаться транспортным средством иному лицу, офор­мив в установленном законом порядке доверенность, договор аренды или лизинга.

б) на возмещение расходов в случае предоставления транспортного сред­ства работникам милиции и органу здравоохранения согласно пункту 2.7 настоящих Правил;

В соответствии со ст. 25 «Закона о милиции» работник милиции, испол­няющий свои обязанности в пределах предоставленных полномочий и за­кона, не несет ответственности за причиненный ущерб. Такой ущерб возме­щается за счет государства согласно Закону Украины «О дорожном дви­жении» и другим нормативно-правовым актам.

в) на возмещение убытков, понесенных вследствие несоответствия со­стояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов тре­бованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 440 Гражданского кодекса Украины ущерб, при­чиненный лицу или имуществу гражданина, а также ущерб, причиненный организации, подлежит возмещению лицом, которое причинило ущерб. Ст. 441 предусматривает, что организация должна возместить ущерб, на­несенный по вине ее работников во время исполнения ими своих служебных обязанностей.

Ст. 288 Уголовного кодекса Украины предусматривает за нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорож­ного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, ре­конструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, железнодорожных пе­реездов, иных дорожных сооружений, если это повлекло причинение тяж­ких телесных повреждений или смерть, штраф до ста необлагаемых мини­мумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до пяти лет.

2.13. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

а) мототранспортными средствами и мотоколясками — с 16-летнего возраста;

б) автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более восьми пас­сажиров), трамваями и троллейбусами — с 18-летнего возраста;

в) автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для пере­возки более восьми пассажиров, — с 19-летнего возраста.

Возрастной ценз для управления транспортными средствами установ­лен согласно ст. 15 Закона Украины «О дорожном движении».

2.14. Водитель имеет право:

а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам либо иным местам, где их движение не запре­щено, в установленном порядке в соответствии с требованиями настоящих Правил;

б) доверять в установленном порядке управление частным транспорт­ным средством иному лицу, имеющему при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного сред­ства должностным лицом государственного органа, осуществляющим над­зор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;

г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движени­ем и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности;

г) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения;

д) обжаловать действия работника милиции в случае нарушения им законодательства;

е) отступать от требований законодательства в условиях действия не­преодолимой силы либо когда иными средствами невозможно избежать собственной гибели или увечья граждан.

Перечисленные в пункте права водителя транспортного средства, пре­дусмотренные статьей 16 Закона Украины «О дорожном движении», одно­временно являются обязанностями для других участников дорожного дви­жения. Их реализация возможна лишь при условии знания этих прав всеми причастными к дорожному движению лицами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.