Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства, содержащий правовые нормы (правила поведения).



Понятие «нормативно-правовые акты» включает широкий комплекс актов правотворчества, издаваемых государственными органами. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. Столь важное значение нормативно-правовых актов в правовом регулировании объясняется рядом их существенных преимуществ по сравнению с другими источниками права.

Данные преимущества состоят в том, что, во-первых, нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, а также в любом объеме изменены и отменены. Это позволяет более оперативно и эффективно реагировать на изменение потребностей общественного развития, обеспечивая, таким образом, динамизм права.

Во-вторых, нормативные акты исходят, в конечном счете, из единого центра – нормотворческих органов государства. Это дает возможность праву функционировать как единой и цельной системе в пределах своей страны и, следовательно, с максимальной полнотой обеспечивать системность права. Систематизированность нормативно-правовых актов позволяет легко осуществлять поиск нужного документа.

В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать в документах содержание юридических норм. Это создает надлежащую, разумную, формальную определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, существенной преградой произвольного толкования и применения норм права.

Множественность нормативных актов, принятых в государстве, обусловлена в первую очередь большим объемом экономических и социальных вопросов, которые приходится решать государству, особенностями механизма государства и его организационной структуры, а также выполняемыми им функциями, которые диктуют соответствующие методы государственно-правового регулирования. Причина и одновременно задача дифференциации источников права состоит в том, чтобы устанавливаемые правила поведения были обличены в наиболее действенную правовую форму, максимально соответствующую их характеру и содержанию.

Нормы права, как обязательные правила поведения устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством.

Правотворческая деятельность – это деятельность компетентных государственных органов, связанная с созданием, изменением или отменой существующих в государстве правовых норм. Это особая форма осуществления функций государства, основанных на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Результаты правотворчества (т.е. нормы права) получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах либо фиксируются в другой официальной форме.

Многообразие нормативных актов упорядочено государством. Это заключается в том, что нормативно-правовые акты:

1) дифференцированы, т.е. имеют определённую структуру, соответствующую структуре и основным направлениям деятельности государственных органов, также определена форма нормативно-правовых актов для каждого вида правотворческих органов;

2) иерархиезированы, т.е. имеют определённую юридическую силу и в своей совокупности представляют вертикальную систему во главе с конституцией, где любой закон (подзаконный акт), имеющий наименьшую юридическую силу, должен строго соответствовать Конституции и любому закону, имеющему более высокую юридическую силу.

Юридическая сила нормативно-правового акта – это свойство акта действовать, порождать юридически обязательные правовые последствия. Юридическая сила характеризуется двумя моментами: соотношением нормативных актов между собой и значением нормативных актов для исполнителей. Если в первой характеристике она проявляется в иерархичности, то во второй - в общеобязательности правовых норм.

Юридическая сила нормативного акта зависит от компетенции правотворческого органа, от его места в механизме государства, поэтому государством установлен определенный круг подведомственных государственному органу вопросов, составляющих его компетенцию.

Следовательно, юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчинённость актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

3) конкретизированы по предмету регулирования, определены пределы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

Единство системы нормативно-правовых актов состоит в верховенстве закона, в единых принципах правотворчества (демократизм, законность, научность), во взаимодействии нормативно-правовых актов между собой, а также в наличии кодифицированных правовых актов. Рассмотрим классификацию нормативно-правовых актов.

1) по юридической силе:

- акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция);

- законы (федеральные законы, конституционные федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов государства);

- подзаконные нормативно-правовые акты (акты органов м.у., указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции и указания министерств, ведомств и госкомитетов);

- в качестве особой группы выступают локальные правовые акты.

2) по предмету регулирования:

- акты конституционной отрасли права;

- акты уголовной отрасли права;

- акты административной отрасли права;

- акты гражданской отрасли права и т.д.

3) по субъектам их издания:

- акты органов государства;

- акты органов субъектов государства;

- акты органов местного управления;

- акты непосредственного народного волеизъявления;

к этой же классификации можно отнести конкретное деление актов по органам, их издавшим на акты, изданные парламентом, акты, изданные правительством, акты, изданные президентом и т.п.

4) по способу принятия:

- акты, принятые государством;

- акты, принятые в ходе санкционированного нормотворчества;

- акты, признанные государством;

- акты, принятые непосредственно народом.

5) по сфере действия:

- акты, распространяющие свою силу на всю территорию государства;

- акты, действующие на территории одного или нескольких субъектов государства;

- акты местного уровня.

Подводя итог, еще раз укажем, что нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства, содержащий правовые нормы (правила поведения).

Для более четкой характеристики нормативно-правовых актов сформулируем их основные признаки:

1. Они являются актами правотворчества государства и содержат правовые, обязательные предписания общего характера о порядке поведения людей и организаций – правовые нормы, а также предписания об установлении и прекращении действия правовых норм.

2. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений, составляющий их содержание.

3. Нормативно-правовые акты адресованы любому субъекту, участвующему в данных отношениях и могут применяться неоднократно.

К нормативно-правовым актам относятся: Конституция государства, другие законы и система подзаконных актов.

Главным источником государственного права является Конституция - Основной Закон, так как именно её нормы закрепляют основы полновластия народа, основы и принципы отношений, возникающие в процессе его осуществления. Конституция является ядром законодательства в общественном и государственном строе.

Все остальные источники государственного права исходят из Конституции, развивают, дополняют и конкретизируют конституционные положения.

Будучи основным источником права, Конституция является главным источником всех без исключения отраслей права, ядром всего законодательства. Так, например, невозможно существование трудового права без его конституционных основ и принципов: провозглашение права с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, род занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и т.д.

Закон – это акт верховной власти, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важнейшие вопросы внутригосударственной и международной жизни и принятый в особом процедурном порядке.

Принцип верховенства закона означает, что:

1) подлежащие правовому регулированию ключевые, основные общественные отношения должны регулироваться, прежде всего, законом, причем круг этих отношений последовательно расширяется;

2) коллизии, возникающие между законом и подзаконными правовыми актами, должны разрешаться на основе главенствующей роли закона;

3) возможные расхождения или противоречия между законом и направленными на его исполнение нормативными подзаконными актами делают необходимым предварительное создание соответствующих гарантий законности в области правотворчества. Эти гарантии призваны обеспечить положение, при котором основы общественных отношений регулировались бы законом, а возможные нарушения принципа главенствующей роли закона незамедлительно исполнялись.

Среди законов по содержанию, значению и юридической силе особое положение занимают конституционные законы представляющие собою юридическую основу всего законодательства.

Принципы и основные положения конституционного законодательства, которое часто носит программный характер, постепенно реализуются в органических и обычных законах.

К органическим законам относятся те акты, которые регулируют какой-либо государственно-правовой институт в целом или все его существенные стороны.

Обычные (текущие) межотраслевые и отраслевые законы составляют подавляющее большинство законодательных актов. Среди них следует отметить кодексы-законы, группирующие большую часть норм какой-либо отрасли права.

Помимо кодексов создается много отдельных законов, регулирующих различные аспекты политической и экономической жизни: о реформах государственного управления, об аграрной реформе, об уголовно-правовой защите собственности граждан, государств и другие.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции министерств и ведомств и постановления центральных органов управления. Они действуют в пределах компетенции данного органа и устанавливают нормы, обязательные для учреждений, организаций и предприятий данного ведомства. Иногда в соответствии с компетенцией ряда ведомств они имеют обязательное значение и для других ведомств, организаций, граждан (правила перевозки грузов и пассажиров, санитарные правила, правила пожарной безопасности и т.п.).

Подзаконными нормативными актами являются также решения местных органов власти и исполнительных органов, которые принимаются в пределах их полномочий, предоставленных им законодательством.

 

4) ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Все нормативно-правовые акты имеют определённые временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определённый круг лиц (субъектов права).

Действие нормативно-правового акта состоит в порождении тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативно-правового акта, определяется следующими параметрами:

1) на какие общественные отношения данный акт распространяется (предметное действие);

2) с какого времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

3) на какой территории он регулирует общественные отношения (действие в пространстве);

4) кому он адресован (действие по кругу лиц).

1)Предметное действие. Предмет регулирования нормативно-правового акта содержит те общественные отношения, на которые направлено воздействие нормативно-правового акта. Перечень этих отношений чаще всего закрепляется в самих нормативно-правовых актах (в их общей части).

2)Действие во времени связано с вступлением нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Так в каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других нормативно-правовых актов. В России это:

- Закон от 24.10.1990 года № 263-1 «О действии актов органов СССР на территории РСФСР»;

- Федеральный закон от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят ГД ФС Российской Федерации 25.05.1994г.);

- Федеральный закон от 04.03.1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» (принят ГД ФС РФ 06.02.1998г.);

- постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 11.12.1997г. № 1538).

В соответствии с данными законами на территории России применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат ФС, которые официально опубликованы.

Дата принятия федерального закона – день принятия его ГД в окончательной редакции.

Дата принятия ФКЗ – день, когда он одобрен палатами ФС в порядке, установленном Конституцией РФ.

Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе - указе о введении нормативного акта в действие, а иногда и в самом нормативном акте. Делается это так:

а) называется в указе конкретная дата введения нормативного акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и введением его в действие не превышает 1-6 месяцев. Так, Уголовный кодекс РФ принят 24 мая 1996 года, а введен в действие с 1 января 1997 года;

б) нормативный акт вводится в действие с момента опубликования. Так, принятый 21 марта 1991 года Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» был опубликован в Российской газете 20 апреля 1991 года и с этого же момента вступил в действие;

в) нормативный акт указом вводится в действие поэтапно. Когда закон введен в действие со дня опубликования, а какой-либо раздел или статьи вводятся в действие с момента принятия специальных (уточняющих и конкретизирующих) законов;

г) нормативный акт вводится в действие с момента принятия или момента подписания, о чем говорится в самом акте.

Если в нормативно-правовом акте срок вступления его в силу не указан, то действует порядок, установленный Законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания» (1994 г.). В соответствии с законом ФКЗ и ФЗ публикуются в течение 7 дней после их подписания Президентом Российской Федерации в Российской газете или Собрании законодательства Российской Федерации. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования.

Акты палат ФС публикуются не позднее 10 дней после их принятия.

Международные договоры, ратифицированные ФС, публикуются одновременно с ФЗ об их ратификации.

Официальным опубликованием ФКЗ, ФЗ, акта палат ФС считается первая публикация его полного текста в Российской газете, в Собрании законодательства РФ или в Парламентской газете.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Прекращают свое действие нормативные акты в силу: а) истечения срока, на который были приняты; б) изменения обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утрачивают смысл и прекращают действие акты периода военных действий после их окончания) или устаревание акта (акты о статусе народных депутатов); в) с отменой данного акта другим актом - прямая отмена (наиболее распространенный случай); г) фактическая отмена (когда принят новый акт по тому же вопросу, а старый формально не отменен).

Нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, можно свести к следующим:

1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц и т.п., а равно их ответственность за противоправные деяния определяются законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.

2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него, либо иным образом улучшающий положение субъекта, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лиц, совершивших деяние до издания нового закона. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.

3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него либо иным образом ухудшающий правовой положение лица, обратной силы не имеет.

4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лиц закон.

Таким образом, мы видим, что из общих правил действия закона во времени есть исключения (например, обратная сила закона или переживание закона, когда весь закон утратил свою силу, но отдельные его положения применяются к фактам имевшим место во время его действия – регулирование длящихся правоотношений).

3)Действие в пространстве связано с распространением нормативно-правовых актов на государственную территорию.

В соответствии с государственным суверенитетом нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства (земная территория, её недра и континентальный шельф, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства), однако есть акты ограниченного территориального действия (например, глава 3 Конституции РФ регламентирует федеративное устройство Российской Федерации, а также разграничение полномочий и предметов ведения Федеральной власти и субъектов Российской Федерации, согласно которой нормативные акты субъектов РФ распространяются и действуют только на их территории). Территориальные пределы действия нормативных актов показывают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Иначе говоря, в соответствии с принципами и нормами международного права.

Международными договорами регулируются и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. Юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, не признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (одно-порядковых) органов решается на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

4)Действие по кругу лиц.В общей теории права различают, как правило, три категории лиц: а) лица без гражданства; б) иностранные граждане; г) граждане государства.

В Российской Федерации согласно Закона РФ «О гражданстве РФ» принятого 28 ноября 1991 года, выделяют шесть категорий лиц: 1) граждане России; 2) лица с двойным гражданском; 3) граждане ближнего зарубежья (страны СНГ кроме России); 4) иностранные граждане; 5) почетные граждане; 6) лица без гражданства.

Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Эти вопросы регулируются международными договорами или соглашениями, подписанными государствами.

Акты о выборах в органы государства, о воинской службе, о службе в МВД, ФСБ и др., вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, работников органов внутренних дел, учителей, лиц, проживающих в зонах экологического бедствия). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадавших под их действие.

Также некоторые нормативно-правовые акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в ходе лекции мы рассмотрели основные формы (источники) права, под которыми понимаются способы выражения и закрепления правовых норм, формы существования права в действительности.

Среди источников права мы выделили: правовой обычай, судебный прецедент, принципы права, нормативный договор, юридическую доктрину, религиозную догму и основной источник российского права – нормативно-правовой акт.

Особое внимание было уделено характеристике различных признаков и видов нормативно-правовых актов, исследованы вопросы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Надеемся, что данная лекция станет ещё одним шагом на пути постижения теории государства и права, курсантами нашего института.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бошно С.В. Влияние судебной практики на законотворчество // Государство и право. 2004. № 8.

2. Бошно С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право. 2003. № 3.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006.

4. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. № 8 (104). 2005.

5. Думанов Х.М., Першиц А.И. К уточнению понятия «обычное право» // Государство и право. 2005. № 3.

6. Иванов А.А. Справочник по теории государства и права. Основные категории и понятия. Изд-во: Экзамен, 2006.

7. Конституция России//Российская газета. 1993. 25 декабря.

8. Марченко М.Н. Источники права. – М.; Проспект, 2005.

9. Марченко М.Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления //Журнал российского права. № 6 (114). 2006.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2006.

11. Маяков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов// Государство и право. 1995. № 5. С.23-29.

12. Морозов А.И. Судебный прецедент как способ восполнения пробелов в праве/Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Мат-лы межвуз. науч. конф. СПб., 2002.

13. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002.

14. Половченко К.А. Толкование Конституции (и законов) Конституционными судами России и Украины: теоретические и практические проблемы//Государство и право. М., 2002. №10. С. 57-63.

15. Смигунов Г.И. Основания существования юридического (правового) прецедента/Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Мат-лы межвуз. науч. конф. СПб., 2002.

16. Федеральный Закон от 14 июня 1994г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание Законодательства РФ. 1994, № 46. – Ст.2345.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.