К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.
Музыкальные занятия- основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Эта форма организации базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.
Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности.
На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку.
Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.
Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утреннюю гимнастику под музыку и т.д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы их д.), праздничные утренники.
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности.
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта
Она возникает непосредственно по инициативе детей. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семьеимеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, грампластинок и магнитофонных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания.Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.
Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
Музыкальное занятие - основная форма обучения и музыкального развития детей (структура и вариативность проведения музыкальных занятий, роль воспитателя на занятии).
Музыкальные занятия— основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств.
Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».
Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.
Если сопоставить возрастные задачимузыкального воспитания, можно отметить следующее:
- в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;
- сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах, и появляется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.
Музыкальные занятия подразделяются:
1. по составу и количеству детей:
- фронтальные - присутствует вся группа;
- по подгруппам (групповые) - 6-8 человек;
- индивидуальные;
- объединённые - 2-3 группы.
Групповые занятия. Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.
Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными.
Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим.
2. По видам и содержанию:
- типовые,
- доминантные,
- тематические,
- комплексные.
Музыкальные занятия по сравнению со всеми другими формами организации имеют свою специфику: отличаются своей структурой, т.к. в нее входит сразу несколько видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
музыкальное занятие может состоять из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
5. Танец 6. Игра
В- 28-1.
Восприятие музыки - основной вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, характеристика репертуара, методы работы).
Слушание музыки, ее восприятие и анализ— основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
Слушание – восприятие музыки выступает в разных формах:
- как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;
- как специальное занятие;
- как методический прием обучения.
Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ее детям, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, плясок, упражнений-композиций. Музыкальный руководитель играет произведение, вместе с детьми определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности. В форме специального занятия слушание дается с целью обогащения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расширения их музыкального опыта. Как методический прием слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.
Музыкальное восприятие— сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.К ним относятся вступительное слово педагога, использование произведений других видов искусств, вокализация тем инструментальных сочинений.
Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.
Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания.
На ранних этапах развития ребенка необходимо ввести его в мир музыки, помочь ему в понимании ее содержания, в овладении ее языком в доступных пределах.
необходимо
1) специального подбора музыкального репертуара и метода работы с ним;
2) использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
3) использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного, художественной литературы.
Для слушания предлагается высокохудожественный и доступный детям по содержанию музыкальный репертуар. Он включает фольклор, классическую и современную музыку .Дети с самого начала знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох.
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Очевидна особая роль пения, активно формирующая музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления. Существует даже специальный термин - певческий слух. К тому же в пении развивается певческий голос в рамках, доступных этому возрасту.
Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует), а также чувство ансамбля (при совместной игре в оркестре).
В -28- 2
Содержание работы заведующего детским садом и старшего воспитателя по организациимузыкального воспитания детей
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Однако общее руководство всей работой по музыкально-эстетическому воспитанию детей является одной из важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя. Эта работа ведется в двух направлениях. Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований «Программы воспитания и обучения в детском саду». Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают необходимые условия для успешного осуществления работы по музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями, методической и научно-педагогической литературой. В соответствии с годовым планом намечается объем работы с музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. В годовом плане отражаются определенные вопросы, касающиеся организации музыкального воспитания. Эти вопросы выносятся на обсуждение на собраниях всего педагогического коллектива. Заведующий и старший воспитатель оказывают помощь музыкальному руководителю в организации семинаров, практикумов для воспитателей, периодически осуществляют контроль за регулярностью их проведения. Тематика и содержание семинаров и практикумов определяются с учетом актуальности того или иного вопроса музыкального воспитания детей для данного дошкольного учреждения и зависят от опыта и подготовленности самого музыкального руководителя. Это могут быть теоретические вопросы музыкального воспитания, овладение воспитателями конкретными практическими навыками в области музыкально-ритмических движений, пения, игры на детских музыкальных инструментах и т. д. Во время практикумов музыкальный руководитель разучивает с воспитателями игры с пением, хороводы, музыкально-дидактические игры; обучает навыкам в изготовлении необходимых дидактических пособий, костюмов, атрибутом для театрализованной деятельности детей; организует прослушивание детского музыкального репертуара и т. д. Заведующий и старший воспитатель следят также за тем как музыкальный руководитель осуществляет работу с родителями. Важную роль здесь играет проведение тематических собраний групповых консультаций по вопросам музыкального воспитания, организация тематических выставок, изготовление совместно с воспитателями папок-передвижек и т. д. Музыкальный руководитель привлекается к активному участию в педагогических советах, на которых заслушиваются и обсуждаются его доклады о выполнении программы по отдельным видам музыкальной деятельности или по отдельным формам музыкального воспитания. С целью контроля за осуществлением задач музыкального воспитания и оказания методической помощи педагогу заведующий и старший воспитатель периодически посещают музыкальные занятия. Каждое такое посещение намечается заранее и с определенной целью, например: проверить, как дети овладели навыками в области пения или музыкально-ритмических движений, как в условиях музыкальных занятий решаются задачи нравственного, умственного, физического воспитания и т. д. Замечания необходимо делать в корректной форме, одновременно оказывая помощь и поддержку музыкальному руководителю конкретными предложениями по улучшению качества его работы.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель,имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах). Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.