2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.
5. Музыка на занятиях в группе.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в группах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Возможны различные варианты применения музыки в играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут.
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта
Она возникает непосредственно по инициативе детей. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семьеимеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, грампластинок и магнитофонных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания.Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
В-30
Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Виды и формы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.
Музыка является важнейшим средством воспитания детей, она приобщает к миру прекрасного, воздействует на формирование личности.
Задачи МВ:
1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.
2. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку.
3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разными музыкальными произведениями. Произведения - вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д.
4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями.
а) песня – вступление, куплет, запев, припев;
б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр;
в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые;
г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.;
д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения.
5. Содействовать развитию музыкального слуха на основе полученных впечатлений.
7. Развивать творческую активность – сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные движения.
Программа воспитания и обучения в детском саду (1987 г.):
- новый вид музыкальной деятельности – творчество (впервые);
- музыкальная деятельность начинается со 2-й мл. гр.:
- новый вид музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах со II полугодия ср.гр.
Виды музыкальной деятельности:
1) восприятие как самостоятельный раздел музыкального занятия – слушанье музыки и как подготовительный перед другими видами музыкальной деятельности;
2) исполнительство (пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах);
3) музыкальное творчество;
4) игра на детских музыкальных инструментах; 5) пение; 6) музыкально-ритмические движения;
7) музыкально-дидактические игры – как вид музыкальной деятельности или как метод, прием в обучении;
8) музыкально-образовательная деятельность.
Формы организации музыкальной деятельности:
1. Музыкальные занятия.
2. Музыка в повседневной жизни детского сада.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность.
4. Музыкальное воспитание в семье (слушание и просмотр детских музыкальных передач).
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности. Главная задача: вызвать интерес к музыке и музыкальным занятиям. МЗ проводятся в I половине дня, все праздники, досуги во II половине. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Мл. гр. – 15 мин., ср. – 20, ст. – 25, подг. – 25 мин.
На МЗ применяются различные методы и приемы, основной – рассказ. Широко применяется игровой метод.
По форме МЗ бывают: групповые, по подгруппам, индивидуальные.
По содержанию:
- типовые – когда повторяются все виды музыкальной деятельности;
- доминантные – преобладает один вид деятельности;
- тематические – на определенную тему (весна, зима и т.д.);
- музыкально-тематические – марш, вальс, определенный композитор (Чайковский);
В повседневной жизни – организатор прослушивания воспитатель. Слушают музыку во время тихих игр, тематических концертов. При звучании музыки используются картины, репродукции, стихи, посвященные либо композитору, либо инструменту.
Самостоятельная МД – качество исполнения ниже, но дети занимаются этим увлеченно с большим желанием. Проходит в музыкальных уголках. Главная задача:заинтересованность и увлеченность детей. Умение применить полученные на музыкальных занятиях знания.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Обучение игре на музыкальных инструментахСлушание радио- и телепередач Слушание аудиозаписей.