Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды законов в Республике Беларусь



 

Законы Республики Беларусь подразделяются на конституционные, программные, кодексы и обычные законы.

Конституционные законы закрепляют основы государственного и общественного строя и служат юридической базой для иных НПА. Сюда относятся: Конституция, законы аб изменении и дополнении Конституции, о введении Конституции в действие, законы о толковании Конституции. Среди законов Конституция занимает особое место: она обладает высшей юридической силой. Для Конституции существует особый порядок прянятия и внесения изменений. Она защищается специальным органом - Конституционным Судом.

Конституция – Оновной Закон Республики беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель государственной власти, т.е. ею устанавливаются пределы вмешательства в область прав и свобод человека и гражданина.

Конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, в том числе в области правотворчества. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях должны быть приняты законы. Например, в Конституции Республики Беларусь ссылка на закон имеется около 100 раз.

Вслед за конституционными законами идут решения референдума. Однако нельзя согласиться с данным в законе определением решения референдума как НПА. Во многих случаях на народное голосование может выноситься отдельный вопрос, концепция будущего законопроекта, планируемого к рассмотрению в Парламенте, и т.д. Кроме того, референдум может иметь консультативный характер.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией парядке и по определенным ею вопросам. Такие законы имеют основополагающее значение для текущего законодательства. К таким относятся законы «О военной доктрине», «Об основах внешней и внутренней политики». Все подконституционные акты, кроме международных договоров, должны основываться на программных законах; отступление от них является одним из оснований для признания акта неконституционным.

Кодекс (кодифицированный НПА) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. В Республике Беларусь действует более 20 кодексов (Гражданский, Уголовный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Избирательный, Налоговый, Таможенный, Жилищный, Трудовой, Водный, Банковский, Кодекс о браке и семье и др.).

Обычный закон - это НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Обычные законы принимаются на основе и в исполнение Конституции и регулируют разные сферы общественной жизни.

Все вышеперечисленные законы имеют разную юридическую силу. Высшей юридической силой обладает, и это естественно, Конституция. Все иные акты должны приниматься на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного НПА с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Практика работы Парламента свидетельствует о стремлении законодателя по некоторым направлениям принять акты, которые бы являлись базовыми для обычных законов. К таким можно отнести законы о собственности, об основах внешнеэкономической деятельности, об основах службы в государственном аппарате, о правах ребенка и др.

В некоторых случаях в законах закрепляются такие формулировки, которые придают им стабильность, устойчивость и верховенство по отношению к аналогичным актам. Например, согласно ст. 2 Закона «О правах ребенка» указанный закон является основным после Конституции относительно остальных законодательных актов, которые касаются прав и интересов ребенка. Права, установленные этим законом, не могут быть ограничены.

Кодексы имеют большую юридическую силу относительно иных законов. А Гражданский кодекс имеет большую силу относительно иных кодексов и законов, содержащих нормы гражданского права.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2006. – 48 с.

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 января 2000 г.; в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2008 г. № 410-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1507.

3. Василевич, Г.А. Комментарий к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А. Василевич. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 256 с.

4. Конституция Республики Беларусь: Научно-правовой комментарий / В.Г.Тихиня [и др.] ; под общ. ред. В.Г. Тихини. - Минск : Беларусь, 1996. - 223 с.

5. Василевич, Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина / Г.А. Василевич. – Минск: Тесей, 2005. – 188 с.

6. Василевич, Г.А. Правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическое значение / Г.А. Василевич // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. - 2005. - № 1. - С. 48-57.

7. Василевич Г.А. Судебный прецедент и его соотношение с иными источниками права // Веснік Канстытуцыйнага суда Рэспублікі беларусь. – 2004. – № 3. – С. 53-60.

8. Дробязко, С.Г. Общая теория права : учеб. Пособие / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 336 с.

9. Дубовицкий, В.Н. Судебная практика как источник права в Республике Беларусь / В.Н. Дубовицкий, Т.Г. Иванова // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. – Серыя 4. Правазнаўства. – 2009. – № 4. – С. 7-15.

10. Кодавбович, В.А. Правотворческий процесс: курс лекций / В.А. Кодавбович, Е.В. Жигалко. – Минск: Амалфея, 2008. – 288.

11. Лагун Д.А. Анализ юридической природы указов Президента Республики Беларусь // Право и демократия : сб. науч. тр. Вып. 16 / редкол. : В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2005. – С. 42-55.

12. Пастухов, М.И. Конституционное право Республики Беларусь / М.И. Пастухов. – Минск : Право и экономика, 2005. – 268 с.

13. Пляхимович, И.И. Конституционная модель закона Республики Беларусь / И.И. Пляхимович // Демократическое социальное правовое государство – основной вектор развития Республики Беларусь : материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 90-летию органов юстиции Республики Беларусь (Минск, 11 марта 2009 года) / Министерство юстиции Республики Беларусь; под ред. Министерства юстиции Республики Беларусь, кандидата юридических наук, доцента В.Г. Голованова. – Минск: РУП «Издательство «Белорусский дом печати», 2009. – С. 190-194.

14. Рыжковская Р.С. Правовой обычай как источник права // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. – Серыя 4, Правазнаўства. №2.

15. Сільчанка М.У. Агульная тэорыя права : вучэб-метад. комплекс / М.У.Сільчанка. – Гродна: ГрДУ, 2008. – 709 с.

16. Сільчанка, М.У. Агульная тэорыя права : навучальны дапаможнік: У 4 ч. Ч. 1. – Паходжанне, сутнасць, норма і крыніцы права / М.У Сільчанка. – Гродна, 1997. – 95 с.

17. Сільчанка, М.У. Акты Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь у сістэме крыніц сучаснага беларускага права / М.У. Сільчанка // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2006. – № 4. – С. 51-62.

18. Сільчанка, М.У. Дырэктывы Прэзідэнта: прававая прырода, месца і роля ў прававой сістэме і сістэме крыніц сучаснага беларускага права / М.У. Сільчанка // Юстыцыя Беларусі. – 2009. - №6. – С. 62-66.

19. Сільчанка, М.У. Паняцце і віды крыніц сучаснага беларускага права / М.У. Сільчанка // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 79-89.

20. Сільчанка, М.У. Праблемы азначэння паняцця, вызначэння відаў, юрыдычнай сілы і сістэмы крыніц сучаснага беларускага права / М.У. Сільчанка // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. – Серыя 4, Правазнаўства. №2.

21. Сырец, А.И. Применение источников международного права в национальной правовой системе / А.И. Сырец // Веснік Канстытуцыйнага суда Рэспублікі беларусь. – 2005. – № 4. – С. 91-95.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Понятие Смысл понятия
Коллективный договор договор между администрацией предприятия и трудовым коллективом по вопросам труда, отдыха, дополнительных льгот, отношений с профсоюзами и т.д.
Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, прянятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, который содержит общеобязательные правила поведения (нормы права)
Юридическая сила характеристика НПА, которая определяет: во-первых, обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, во-вторых, степень подчиненности одного акта другому
Закон принятый в особом порядке акт законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений
Программный закон закон, принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам
Кодекс закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной отрасли общественных отношений
Обычный закон НПА, который закрепляет принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений
Подзаконные НПА акты субъектов правотворчества, принятые в соответствии с законом на его основе либо для его исполнения
Акты законодательства НПА, составляющие законодательство Республики Беларусь
Законодательство система НПА, регулирующих общественные отношения
Законодательные акты Конституция, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь
Директива указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение
Локальный НПА НПА, действие которого ограничена рамками одной либо нескольких организаций
Регламент НПА, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, который содержит совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов
Инструкция НПА, который детально определяет содержание и методические вопросы регулирования в определенной отрасли общественных отношений
Правила кодифицированный НПА, который конкретизирует нормы более общего характера с целью урегулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам
Устав (положение) НПА, который определяет порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах отношений
Приказ НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции управляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления
Решения органов местного управления и самоуправления НПА, принимаемые местными Советами, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательныю силу на соответствующей территории
Свод законов полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты Республики Беларусь
Свод законодательства полное систематизированное собрание, объединяющее нормативные правовые акты Республики Беларусь

 

 


 

ТЕСТЫ

Внимание! Необходимо выбрать все правильные ответы.

 

1. Являются ли самостоятельным источником права общие принципы права?:

1) являются;

2) не являются.

2. Основными источниками права в Республике Беларусь являются:

1) НПА;

2) доктрина;

3) ДНС;

4) прецедент;

5) обычай.

3. Международные акты, ратифицированные Республикой Беларусь обладают юридической силой:

1) Конституции;

2) большей силой, нежели Конституция;

3) обычных законов;

4) большей силой, чем законы, указы, декреты.

4. Закреплен ли в качестве официального источника права прецедент в Законе «О НПА»:

1) да;

2) нет.

5. Классификация НПА на акты конституционные, гражданские, трудовые, уголовные, административные и др. основана на критерии:

1) по субъекту принятия;

2) по принадлежности к отрасли права;

3) по структурной форме;

4) по юридической силе.

6. По структурной форме выделяют следующие НПА:

1) тематические акты, кодексы, своды законов;

2) акты государства, общественных организаций, народа;

3) законы и подзаконные акты;

4) акты конституционного, административного, гражданского, трудового права.

7. Устанавливает ли Закон «О НПА» исчерпывающий перечень НПА, принимаемых государственными органами:

1) да;

2) нет.

8. Указы Президента могут быть:

1) только нормативного характера;

2) только индивидуального характера;

3) и нормативного, и индивидуального характера.

9. К законодательным актам относятся:

1) декреты;

2) указы;

3) обычные законы;

4) программные законы;

5) кодексы;

6) все вышеперечисленные акты.

10. Все ли указы Президента относятся к законодательным актам?:

1) все;

2) только те, которые основаны на Конституции;

3) только те, которые основаны на законах;

4) правильного ответа здесь нет.

11. Все ведомственные НПА имеют одинаковую юридическую силу:

1) да;

2) нет.

12. Допускается ли принятие НПА несколькими органами совместно:

1) да;

2) нет.

13. Народом на референдуме могут приниматься:

1) только Конституция и программные законы;

2) только Конституция;

3) любые НПА;

4) правильного ответа здесь нет.

14. Согласно Закону «О НПА» Свод законов Республики Беларусь включает:

1) все акты, имеющие силу закона;

2) все НПА Республики Беларусь;

3) все виды законов;

4) все акты центральных органов государства.

15. Договор нормативного содержания применяется:

1) в трудовом праве;

2) в международном праве;

3) в уголовном праве;

4) в муниципальном праве;

5) в семейном праве.

16. В Республике Беларусь законы принимаются:

1) Парламентом;

2) Президентом;

3) народом;

4) Правительством;

5) Конституционным Судом.

17. НПА имеет следующие особенности:

1) является консервативным источником права;

2) обладает оперативностью;

3) имеет казуальный характер;

4) имеет государственно-властный характер;

5) имеет общий характер.

18. Согласно Закону «О НПА» законы бывают следующих видов:

1) кодексы;

2) органические законы;

3) программные законы;

4) Конституция;

5) директивы.

19. Директивы Президента – это:

1) декларативные акты;

2) разновидность декретов;

3) указы программного характера;

4) указы-рекомендации.

20. Кто в Республике Беларусь имеет право прекратить действие закона:

1) Президент;

2) Парламент;

3) Правительство;

4) Конституционный Суд;

5) Верховный Суд.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.