Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чернихов Яков Георгиевич



Родился 5 (17) декабря 1889 в Павлограде в обедневшей многодетной мещанской семье.

Советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.

Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1904—1914 гг. проживая в Одессе, обучался в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). После окончания которого переезжает в Санкт-Петербург, поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

С 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов.Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на различных международных выставках 20 - 30-х годов в Москве, Париже, Токио, Риме. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке. Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др. В середине 30-х гг., после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в архитектуре в сталинском СССР, Яков Чернихов подвергся жесткой критике. Из библиотек были изъяты его книги, а уже склишированные труды не были изданы. Несмотря на это, Чернихов сохраняет способность генерировать новые идеи.

Последние годы жизни архитектор полностью посвятил педогичной работе. Скончался 9 мая 1951 г. в Москве.

 

Настоящее признание Я.Чернихов получил после смерти. Уже первая персональная выставка архитектурных фантазий Чернихова в 1973 г. В Италии вызвала неподдельный интерес. С огромным успехом прошли его последующие выставки в 1983-84 гг. в Лондоне, Глазго и Амстердаме, оргинизованные Лондовским Королевским колледжем архитектуры. В 1985г. Центр им.Жоржа Помпеду в Париже устроил персональную выставку 150 работ Якова Чернихова, прошедшую с большим успехом.

В 1981 году в Японии и США были переизданы некоторые его книги.

В 1991 году на очередной сессии Международного формуа молодых архитекторов в г.Квебеке, Канада, при поддержке Международной академии архитектуры и Союза архитекторов СССР был учрежден Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова. Позже в состав учредителей Фонда вошли такие известные организации, как Немецкий музей архитектуры, авиакомпания «Дойче Люфтганза» и Мичиганский университет. Основной целью Фонда является поощрение и поддержка новаторских концепций, направлений и инициатив в архитектуре среди молодых архитекторов мира, архитектурном образовании, детском архитектурном творчестве. Президент

Яков Чернихов – автор 50 теоритических экспериментальных работ по архитектуре и 18000 (по другим данным 1700) графических композиций и проектных работ.

 

Предлагается для: ул. Красноармейская, пер. Энгельса.

 

Источники:

«Павлоград в лицах» - издательство «Лира ЛТД», 2007г.

«Павлоград 1784 – 2004» - ООО «Издательство «Популярные Ведомости», 2004г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернихов,_Яков_Георгиевич

http://icif.ru

 

 

 

Рассматривая его чертежи, рисунки и эскизы, я увидел то, что для нас сейчас является чем-то обыденным, само собой разумеющимся. И только вспоминая, в каком году это было создано, приходишь к мысли о том, что он уже и тогда видел все это. А мы возможно видим это, только благодаря таким, как он, тем – чьи взгляды, мысли и мечты идут далеко впереди своих современников.

Часто его творения напоминали мне современные фильмы жанров «фентези» и «фантастика», а также графику современных компьютерных игр, например, «Герои меча и магии». Такое впечатление, что создатели сей игры прямо скомуниздили некоторые проекты…

 

 

Из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», (1925—1933 гг.)

http://icif.ru/cycles/arhitekturnye-fantazii-101-kompozitsiya/

 

 

Из цикла «Архитектурные сказки» 1927-35 гг.

http://icif.ru/cycles/arhitekturnye-skazki-1927-35-gg/

«В архитектуре всех времен, эпох и народов я искал темы новой работы. Сказания, саги, были, сказки, фантастические повествования, предания старины, поэмы и все, что имело в своей основе фантастическое содержание, питало меня при составлении архитектурных сказок. Я углубился в самые сокровенные места измышления и фантастики… Я обнаружил невиданные сокровищницы представлений и перенес себя и зрителя в мир неведомых и интересных переживаний».

«Я избрал тематику архитектурных сказок потому, что нашел необходимым осуществить на практике результат «безудержного фантазирования» и посмотреть к чему это приведет. Я хотел увидеть и убедиться на действительных фактах, какой получится эффект претворения в наглядных, видимых образах «неограниченной и беспредельной фантазии». Это настоятельное желание у меня появилось вследствие того, что я мыслил себе, что нормальный мозг человека никогда не сможет создать абсурда, как бы ни была «фантастична» архитектурная продукция зодчего. В своих «хотениях» я допускал и большее — абсолютную оторванность от реального мира, …- переключение в область утопий, иллюзий и эфемерных представлений. Наряду с этим я часто слышал по своему адресу от лиц, коим не было известно о моих новых экспериментах, о том, что мои работы идут в плоскости одной фантастики, оторванной от действительности. Мнения многих сводились к тому, чтобы я оставил свои «беспочвенные», хотя и красивые, искания и стал бы заниматься тем самым «реальным, действительным проектированием», которым занимаются «все». «Несмотря на то, что отжившая архитектура ни с конструктивной, ни с какой-либо другой точки зрения, не может быть нами использована, все же она представляет один из интереснейших этапов архитектурного пейзажа. Возврат к глубоким минувшим временам путем только образно-графических построений выявляется у нас потребностью к живописным процессам архитектурного содержания и контраста современному механизированному искусству строительства. От самых примитивных архитектурных строений глинобитных, тростниковых, деревянных, каменных и прочих и до сложных стилевых я добивался того, как «оформляется пространство», как оно «орнаментально обрабатывается». В своих сказках я позволил себе всякие отступления, нагромождения, утрирования и условности, но зато я имел возможность обнаружить недостатки и достоинства тех свойств, которые регулируют появления образа.

 

 

 

«Дворцы коммунизма» 1934-41 ГГ.

http://icif.ru/cycles/dvortsy-kommunizma-1934-41-gg/

Чувствуются веяния той эпохи ))

«Архитектура, как искусство пространственных форм, как постоянно видимый и ощущаемый образ, является одним из могущественных факторов убедительной пропаганды великих идей коммунизма. Героика сталинской эпохи, несомненно, найдет в архитектурных сооружениях тот выразительный и лаконичный образ, который выдвинет особую категорию композиционных трактовок пространственных форм. Пышность и парадность, подъем и торжество, радость и счастье, мощь и силу — все это я стремился отобразить в композиционных фантазиях «Дворцы коммунизма».

Параллельно с тем, что я использую все богатство прошлого, но в новом его звучании, в унисон нашей советской социалистической действительности, я стремлюсь найти новый стиль, новые архитектурные формы и новые виды отображения творческих представлений.

Поэтому я сосредоточил свое внимание на архитектурных фантазиях, так как считаю, что только таким путем имеется возможность разрешить столь сложную и ответственную проблему идеологической обоснованности сооружения… Глубокая творческая проработка решения объемно-пространственных объектов в ясных, идейно-выдержанных обоснованиях помогут нам создать социалистическую советскую архитектуру. И так как параллельно с этим затрагиваются вопросы широкого ансамбля, то необходимо композиционным образом выкристаллизовать все то богатство форм и организации пространства, которые мне мыслятся и представляются».

 

 

«Старые города» 193-41 гг.

http://icif.ru/cycles/starye-goroda-193-41-gg/

 

 

«Основы современной архитектуры» 1925-30 ГГ.

http://icif.ru/cycles/osnovy-sovremennoj-arhitektury-1925-30-gg/

 

И в заключение, хочу привести его слова, понятные даже не архитекторам:

«Отвергая голую, аскетическую коробочную архитектуру, не дающую никакого архитектурного насыщения пространства и не удовлетворяющую наш глаз ни с эстетической стороны, ни со стороны эмоциональных переживаний, я пытался путем созвучия основных масс добиться действительного выразительного архитектурного образа в новых формах».

«Архитектура становится искусством только тогда, когда ее образы-творения воспринимаются как ценности «художественного порядка».

«Зодчий не должен ограничивать сферу своей работы узкими рамками и рабскими подражаниями, а в нужных случаях, путем своей могучей фантазии, преодолевать препятствия и смело забегать вперед. Неправильно и неверно мыслят все те, кто полагает, что деятельность архитектора должна охватывать собой только текущие реальные требования».

 

Шалин И.К.

Первый городской голова.

 

Информации в открытом доступе практически нет. Только лишь отрывочные упоминания, которые сложно объединить в одну «смысловую» статью. Поэтому решил подать информацию просто в виде тех самых отрывков.

 

В 1871 году первым городским головой избирался купец И. К. Шалин, в честь которого была названа центральная улица (ул. Шалинская, ныне ул. Ленина).

 

В Дореволюционный период, большой вклад вложили представители купечества и дворянства. Первым городском головой стал Иосиф Козьмич Шалин ( в честь его была названа центральная улица города - Шалинском , ныне Ленина ) .

 

Великим "благодетелем" был Шалин для жителей города. Он выносил вечерами граммофон и позволял павлоградцам собираться около своего дома и слушать музыку. Улица слабо освещалась керосиновыми фонарями. По обеим сторонам располагались одноэтажные дома. Хозяевами улицы были купцы. В центре улицы – площадь с собором, водокачкой и пожарной каланчой. Двухэтажная мужская гимназия выходила фасадом на площадь. Имя Ленина улица стала носить с мая 1924 года.

 

В ходе двухчасовой поездки туристы смогут побывать на могиле старосты Свято-Успенского храма Ивана Игнатьевича Рыбникова, посетить кладбищенскую часовню в честь иконы Божией матери «Нечаянная радость». Рядом с часовней расположена могила первого городского головы Павлограда (1871-75) Иосифа Кузьмича Шалина.

 

Самая южная улица, которая лежала вдоль берега Гнёздки, получила название Екатеринославская. Именно тут проходил почтовый тракт Екатеринослав-Бахмут. Сейчас она называется улица Горького. Параллельно Екатеринославской, на север от неё, проходила улиц Полицейская. На ней располагалась городская полиция. Решением Городской Думы от 31 октября 1912 года она была переименована в Столыпинскую. Сейчас она называется улица Шевченко. На север от Полицейской (Столыпинской) проходила улица Шалинская. Названа она была в честь первого городского головы, который занимал эту должность в 1871-1876 годах, Иосифа Кузьмича Шалина. Сейчас называется улица Ленина.

 

 

Предлагается для: ул. Ленина

 

Источники:

http://www.primetour.ua/ru/company/articles/Novyiy-marshrut-po-hramam-Pavlogradschinyi.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлоград

http://pavlograd-invest.dp.ua/ru/node/5

http://pavlogradccl.blogspot.com/2014/07/blog-post_28.html

http://mistaua.com/Фотогалерея/ru/Исторические/улица-шалинского/1294/?setcity=371

http://macbushin.livejournal.com/115341.html

 

 

С п и с о к

 

Шиян Г.І.

( 1936-2009). с.Богуслав. Член національної спілки письменників України. Все життя прожив у с. Богуслав. Працював на землі, писав, творив - бо це його покликаннря....Видав багато книг - збірок гумору. Справжнього українського гумору. Людина з талантом від Бога, щедрістю від землі....

 

Пропонується до: вул. Фрунзе, провулки Фрунзе та Піонерський

 

Джерело:

1)https://www.facebook.com/groups/pavlograd/permalink/1008717302506698/?comment_id=1008811335830628&offset=0&total_comments=12&comment_tracking=%7B"tn"%3A"R3"%7D

2)http://www.pavl.dp.gov.ua/OBLADM/pavlograd_rda.nsf/docs/D192575A4F654B09C2257623005C7B03?OpenDocument&PrintForm

 

Шмиголь П.Л.

Пётр Лукич Шмиголь (23 декабря 1918 — 16 апреля 1998) — заместитель командира эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 23 декабря 1918 года в селе Киевка ныне Апанасенковского района Ставропольского края. В 1938 году был призван в Красную Армию. В 1942 году окончил Чкаловское военно-авиационное училище и в звании сержанта направлен в действующую армию. На фронте в Великую Отечественную войну с июля 1942 года.

К сентябрю 1944 года совершил 113 боевых вылетов на штурмовку войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Шмиголю Петру Лукичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В составе своего полка участвовал в боях за освобождение Украины и Польши. Всего к маю 1945 года совершил 203 боевых вылета, в том числе более 100 — в ночное время.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 16 апреля 1998 года.

 

Предлагается для: ул. Сергея Лазо

https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмиголь,_Пётр_Лукич

 

С п и с о к

 

Яворницкий Д.И.

Дмитрий Иванович Яворницкий (также — Эварницкий) (1855, с. Солнцевка Харьковской

области − 1940, Днепропетровск) — историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, знаток истории Запорожского казачества. Академик АН УССР (1929). Непревзойденный исследователь истории запорожского казачества, опубликовал около 50 научных работ.

Сын сельского дьякона Ивана Эварницкого, потомка слободских казаков. Один из его предков, Роман Любицкий в 1713 г. занимал должность Бишкинского сотника Изюмского полка.

В 1885 г. был уволен из Харьковского университета за «сепаратизм». Из его письма учителю Полтавской гимназии: «Все готовий залишити, з усім готовий розлучитися, лише б тільки одна моя нога могла стояти на священній для мене землі! До речі, це так. Але що ж з того? Невже я сепаратист?»

Преподавал в Петербургском университете. За активное участие в украинском национальном движении Д. Яворницкий в 1891 г. был уволен с работы и лишен права преподавать в учебных заведениях.

В апреле 1892 г. он был вынужден поехать в 3-летнюю командировку в Среднюю Азию (сначала жил в Ташкенте, потом в Самарканде), где занимал должность чиновника по особым поручениям. Ученый должен был исследовать этот край и его исторические достопримечательности. В 1893 г. увидел свет «Путеводитель по Средней Азии от Баку до Ташкента в археологическом и историческом отношениях», за который Д. Яворницкий был награжден орденом Станислава 3-й степени и орденом Бухарской Золотой Звезды (в 1894 г.), а также получил чин коллежского асессор.

В 1901 году за труд «История Запорожских козаков» том 1 Дмитрию Ивановичу Казанским университетом была присуждена ученая степень магистра российской истории.

В 1902 г. он занял место заведующего Екатеринославским историческим музеем (ныне Днепропетровский национальный исторический музей им. академика Д. И. Яворницкого). Ровно 30 лет своей жизни отдал Дмитрий Иванович этому музею, систематизировал и значительно пополнил его коллекции. Им было открыто множество предметов казачьей старины. Многолетние и самоотверженные исследования Эварницкого получили широкое признание и содействовали (прямо или косвенно) официальной реабилитации Запорожского казачьего войска в царствование НиколаяII.

В 1914 году Яворницкий активно участвовал в сборе средств в помощь раненным, беженцам и сиротам.

В контексте драматических коллизий Первой мировой войны, следует сказать, что не существует никаких положительных данных о принадлежности Яворницкого к какой-либо украинской (или не-украинской) партии. Скрупулёзный, добросовестный исследователь казачьей старины дистанцировался от политических дрязг того времени. В отличие от многих своих соотечественников, Дмитрий Иванович не запятнал себя ни австрофильством, ни раболепством перед большевиками...

В годы Гражданской войны в 1918−20 гг. Яворницкий преподавал в сущестововавшем тогда Екатеринославском университете, где создал кафедру «украиноведения».

В 1920−1933 годах Яворницкий был преподавателем Екатеринославского (Днепропетровского) Института народного образования, где в 1925−1929 гг. возглавлял кафедру украиноведения.

В 1927 г. был назначен ответственным руководителем археологического надзора за раскопками на территории строительства Днепрогэса (пребывал в сей должности вплоть до 1932 года).

16 апреля 1929 года Дмитрий Иванович Яворницкий был избран действительным членом АН УССР.

Осенью 1932 года в разгар сталинских репрессий Д. И. Яворницкого обвинили в «украинском буржуазном национализме» и сняли с должности директора Исторического музея.

а тот момент Яворницкому было уже 78 лет, а потому его не отправили в ссылку и не расстреляли, но в скором времени оставили без средств к существованию, лишив пенсии. В последние годы жизни Яворницкому помогали его знакомые и друзья.

В 1937 году, став доктором общественных наук, Яворницкий успел закончить свой труд «История города Екатеринослава», после чего приступил к систематизации богатейшего фольклорного и этнографического материала. Эту работу 5 августа 1940 г. прервала неожиданно наступившая смерть.

Могила Яворницкого находится на площади возле стен исторического музея.

Значительная заслуга Д. И. Яворницкого как археолога, который первым провел систематические раскопки и изучение археологических памятников Приднепровья, в частности, на днепровских порогах. Также проводил раскопки курганов в Павлоградском районе.

 

Главный консультант Репина при написании картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (Яворницкий отображен в облике писаря), основная версия, 1891 год, (молодой Яворницкий).

 

Предлагается для: ул. Куйбышева, Карла Маркса, переулок Куйбышева.

 

Источники:

«Павлоград 1784 – 2004» - ООО «Издательство «Популярные Ведомости», 2004г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Яворницкий,_Дмитрий_Иванович

http://www.gorod.dp.ua/tema/persons/?pageid=187

http://sfw.so/1149021112-veselye-zaporozhcy-istoriya-sozdaniya-kartiny-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu.html

 

1.Художник Иван Ционглинский, преподаватель рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, член петербургского творческого объединения Мир искусства. Поляк по национальности.

2.Одесский художник Николай Кузнецов, академик петербургской Академии художеств, руководитель класса батальной живописи, учредитель Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Грек по национальности

3.Случайный попутчик Ильи Репина, с которого художник сделал эскиз на пристани города Александровска, нынешнего Запорожья.

4.Внучатый племянник русского композитора Михаила Глинки.

5.Георгий Алексеев, обер-гофмейстер (придворный чин, управляющий штатом и финансами императорского двора) при Александре III, почетный горожанин Екатеринослава, автор научных трудов по русской нумизматике.

6.Василий Тарновский, украинский коллекционер и меценат, владелец известной усадьбы Качановка (ныне - национальный историко-культурный заповедник) в Черниговской области. Раритеты из его коллекции казацкой эпохи, среди которых сабля гетмана Богдана Хмельницкого, а также личные вещи гетмана Ивана Мазепы, послужили моделями для картины, а позже стали основой экспозиции Черниговского исторического музея.

7.Художник Порфирий Мартынович, студент петербургской Академии художеств. Репин писал этого персонажа не с живого человека, а с его гипсовой маски, снятой с Мартыновича во время практических упражнений в академии.

8.Никишка, кучер Василия Тарновского (позировавшего для персонажа № 5). По замыслу Репина, прототипом этой фигуры является казак Голота - главный герой украинского народного эпоса Дума про козака Голоту.

9.Дмитрий Яворницкий, известный украинский историк и этнограф, исследователь запорожского казачества, главный консультант Репина при написании картины.

10.Александр Рубец, профессор Петербургской консерватории, родом из города Стародуба, ранее входившего в состав Малороссии, а ныне - Брянской губернии, потомок польского шляхетского рода. Существует также версия, что для персонажа позировал известный русский журналист и писатель Владимир Гиляровский, автор книги Москва и москвичи. 2 вариант - Генерал Драгомиров

11.Студент петербургской Академии художеств, по национальности татарин, а для зубов персонажа послужил моделью череп казака-запорожца, найденный во время археологических раскопок на территории Запорожской Сечи.

12.Константин Белоновский, приятель Репина, педагог народной школы в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск). 2 вариант - Марк Кропивницкий, украинский драматург, друг Репина

13.Федор Стравинский, солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, отец известного композитора Игоря Стравинского.

14.Генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, на момент позирования Репину - командующий войсками Киевского военного округа, позже - киевский генерал-губернатор. Его персонаж является прототипом знаменитого Ивана Сирко, непобедимого кошевого атамана Запорожской Сечи.

* 2, 4 и 10-й герои картины должны были символизировать образы Тараса Бульбы, а также его сыновей Андрия и Остапа из повести Николая Гоголя Тарас Бульба

 

С п и с о к

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.