Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как патер Сидоний крестит сербов



Явился без вызова ДРАГИЧ Сретенко, помощник портного из Церемошняка, община и уезд Нашице, 19-ти лет, и 20 марта 1942 года дал следующие показания:

“В прошлом году однажды ночью, перед православным праздником св. Петра и Павла, усташи ворвались в дом православного священника в Нашице, его имя — Джока, а фамилии я не знаю. Усташи выманили его из дома, сказав ему, что повезут к уездному начальству на допрос. Втолкнули его в автомобиль, повезли по направлению к Феричанцу и когда доехали до села Мартин, там его убили, а труп бросили в придорожную канаву. По трупу видно было, что священника закололи, а именно — вонзили ему нож в шею и поворачивали. Потом ему отрезали одну лопатку.

Сразу после убийства сербского православного священника из Нашице в Церемошняк прибыл монах-францисканец, патер Сидоний, который уговаривал сербов перейти в римско-католическую веру, так как другого спасения у них нет, и говорил им: “Видите, люди, вы своего священника потеряли, вам теперь не остается ничего другого, кроме как перейти в римско-католическую веру, иначе и вы погибнете”. Народ пообещал ему, что перейдет. Он перед отъездом сказал, чтобы все, кто перейдет в римско-католическую веру, подписались и чтобы ждали его перед римско-католической церковью в Церемошняке, когда он снова туда приедет.

Через некоторое время патер Сидоний снова приехал в Церемошняк, но его никто из сербов не ждал. Он тогда разозлился и сербам в селе открыто грозил словами: “Я буду не я, если всех вас не прогоню, еще увидите, что вас ждет”.

После этого на православное Преображение, 19 августа 1941 года, ночью прибыли вооруженные усташи из Нашице в Церемошняк, где их поджидали усташи из Церемошняка. Они сразу же ворвались в дом Докича Жарко, земледельца, и убили его и его сына Стеву, тогда как второй сын Жарко от них убежал. Пользуясь случаем, они ограбили дом покойного Жарко Докича. Взяли копченое мясо, колбасу, два хлеба и пальто его сына Стевы. В ту же ночь они угнали 18 сербов — мужчин, женщин и детей — в лагерь в Славонска-Пожегу. Всех их связали веревкой и по пути до села Лонджица били. Некоторые из сербов потом вернулись в свои дома после того, как перешли в римско-католическую веру. Когда остальные сербы из Церемошняка увидели, что у них нет другого выхода, как перейти в католическую веру, они пошли к патеру Сидонию и сказали ему, что перейдут в римско-католическую веру. Он им сказал, что они должны это немедленно сделать, иначе с ними случится то же самое, что и с теми сербами, которых прогнали из их имений. После этого все сербы из Церемошняка перешли в римско-католическую веру. Сербы должны регулярно ходить в римско-католическую церковь, так как их к этому принуждает патер Сидоний. Он их наставляет в римско-католическом вероучении.

Патер Сидоний объезжал вместе с вооруженными усташами и остальные села в уездах Нашице, Славонска-Пожега и Подравска-Слатина и принуждал народ переходить в римско-католическую веру, угрожая, что всех их перебьют или изгонят, со словами: “Все отправитесь через Дрину или в Дрину”.

Для того, чтобы запугать сербов и таким образом заставить их перейти в римско-католическую веру, усташи в сговоре с патером Сидонием многих сербов убили, многих подвергли ужасным пыткам. Так в селе Ивановац, уезд Сл.-Пожега, схватили 18 сербов, согнали в лес и там убили. В селе Стойчиновцы, уезд Сл.-Пожега, убили крестьян Радивойца Саву и Драгича Срету. В селе Латиновцы, уезд Сл.-Пожега, истязали еще одного крестьянина, имя которому Драган. Ему связали вместе руки и ноги, просунули под ногами палку и в этом положении так сильно били, что он и сейчас еще тяжело болен. Другим в этом селе вырывали руки и ногти на руках клещами. Котрлянца Мирко увели в Сл.-Пожегу, и дальше о нем ничего не известно.

Однажды прошлым летом усташи пришли в село Сушине, уезд Нашице, взяли шесть крестьян и отвели их на местное кладбище, где заставили выкопать могилу, а затем убили их и тела в эту могилу закопали. Имен убитых я не знаю.

Под таким ужасным давлением сербы из уездов Нашице, Сл.-Пожега и Подравска-Слатина сдались, и все перешли в римско-католическую веру. Мне известно, что сербская православная церковь в селе Лонджица превращена в римско-католическую. Сербский православный монастырь в Сл.-Ораховице превращен в усташский лагерь.

В феврале 1942 года усташи в местечке Гавия, община Феричанцы, уезд Нашице, схватили 32 серба и отвели в какой-то лагерь. Больше об их судьбе ничего не известно.

В феврале 1942 года усташи пришли в село Горня-Мотична, уезд Нашице, и двоим сербам подсунули в стог сена бомбы и обвинили в том, что это их бомбы. Оба эти серба, зная, что их ждет, бежали в лес, а их семьи усташи угнали в лагерь. Дома сербов, которые насильно выселены в Сербию, усташи разграбили и все их вещи, как и скот, между собой поделили.

В лесах в Славонии появились сербские четники. Это сербы, которые от усташей бежали в лес. Хорваты, сторонники д-ра Мачека, недовольны нынешним режимом в Хорватии, и они тоже большей частью ушли в лес, так как не хотят идти в армию, говоря, что они будут служить в армии, только когда вернется д-р Мачек, а Павеличу служить не будут. Патер Сидоний заставляет сербов идти в лес и сражаться с четниками, потому что усташи в лес идти боятся. В преследованиях сербов особо отличились усташи: патер Сидоний, монах-францисканец из Нашице; Искра Паво; Блажевич Илия; Шарич Йозо; Бркич Лука лично стрелял в упомянутого Докича Жарко и его сына Стеву. И еще: Вукманович Франьо, шофер; Лончаревич Славко, мясник; Главати Йозо, земледелец; Хрипкош Штефо, земледелец,— все из Нашице.

Я 19 марта 1942 года покинул село Церемошняк и отправился в Сербию, потому что не хотел сражаться с четниками, как это требует от нас патер Сидоний, а кроме того, я как серб нигде не мог найти работу.

В путь я отправился с пропуском, который получил в уездной управе в Нашице. Пропуск был до Земуна. Из Земуна я добрался до Белграда с помощью одного кондуктора и прибыл в Белград 19 марта 1942 года вечером. Собираюсь дальше продолжить путь в Велика-Кикинду, где у меня есть кум, Катанич Дмитра...

Больше мне нечего добавить, а все сказанное могу подтвердить под присягой”.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.