Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды источников трудового права

Классификация источников трудового права

Для четкого представления о видах нормативных пра­вовых актов, входящих в систему законодательства о труде, их свойствах, взаимосвязях прибегают к их класси­фикации: нормативные правовые акты подразделяют на группы по какому-либо признаку.

По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии, т.е. соподчиненности:

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. международные договоры, действующие на террито­рии Республики Беларусь;
  3. законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы);
  4. постановления палат Парламента;
  5. постановления Правительства;
  6. постановления Национального банка;
  7. акты министерств;
  8. акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня);
  9. акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня);

10) нормативные правовые акты социальных партнеров:
генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты.

По системе трудового права нормативные правовые акты подразделяют на относящиеся: как к Общей части, так и ко всем институтам Особен­ной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь)

лишь к определенным институтам Особенной части (например, Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»1); О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-3, с изм. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 191-3, 1 ноября 2007 г. № 280-3 // Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь. 2006. № 94. 2/1222; 2007. № 3. 2/1288, № 264. 2/1377.

к нескольким институтам Особенной части (напри­мер, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»2). О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-3, с изм. и доп. от 29 июня 2004 г. № 304-3, 16 мая 2006 г. № 111-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053; 2006. № 78. 2/1208.

По форме акты делятся на законы, декреты, указы, постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы.

По сфере действия подразделяются: на республикан­ские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (прави­ла, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные.

По степени обобщенности: кодифицированные, комп­лексные и иные нормативные правовые акты.

Виды источников трудового права

Статьей 7 ТК установлено, что источниками регулиро­вания трудовых и связанных с ними отношений являются:

Конституция Республики Беларусь;

Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

коллективные договоры, соглашения и иные локаль­ные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;

трудовые договоры.

1. Основополагающий источник - Конституция Рес­публики Беларусь. Она является Основным Законом Рес­публики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней.

В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст. 47); на вознаграждение за выпол­ненную работу в соответствии с ее количеством, каче­ством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др.

Стаьей 8 Конституции установлено, что наша страна признает приоритет общепризнанных принципов между­народного права и обеспечивает соответствие им законода­тельства. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Междуна­родной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного дого­вора или конвенции.

Основными субъектами, устанавливающими междуна­родные стандарты по регулированию трудовых и связан­ных с ними отношений, являются Организация Объединен­ных наций и Международная организация труда (МОТ). МОТ образована в 1919 г., объединяет 175 государств (Республика Беларусь входит с 1954 г.). Она является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе по вопросам трудовых и связанных с ними отношений.

Международная организация труда осуществляет свою деятельность через три основных органа:

Международную конфедерацию труда (высший орган);

Административный совет (исполнительный орган);

Международное бюро труда (постоянный секретари­ат МОТ, являющийся центром всей деятельности, ко­торую осуществляет организация).

Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Совет Евро­пы, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России.

Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств (на­пример, Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосто­ронние договоры.

Важнейшими международно-правовыми актами, уста­навливающими международные стандарты по регулирова­нию труда, являются:

Всеобщая декларация прав человека, одобренная Ге­неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

♦ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Эти документы закрепляют право на труд, на благопри­ятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, про­возглашается право на свободу ассоциаций и др.

В развитие актов Организации Объединенных Наций, МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Нормативные акты МОТ принято подразделять на следующие группы:

по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда;

по обеспечению занятости, защите от безработицы;

по регулированию условий труда;

по технике безопасности и производственной санитарии;

по регулированию труда работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;

по регулированию труда отдельных категорий работ­ников; по регулированию сотрудничества организа­ций работников и нанимателей государств.

Международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних договорах и соглашениях, участницей которых является Республика Беларусь. На­пример: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудо­вой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федера­ции, и граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь (ратифицировано Респуб­ликой Беларусь 17 октября 1994 г.), Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством

Республики Армении о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств (ратифицировано 14 мая 2001 г.).

2. Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь подписан­ный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Наряду с Конституцией Трудовой кодекс является основным нор­мативным правовым актом, регулирующим трудовые от­ношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми (ст. 4 ТК). ТК состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, насчитыва­ющих 468 статей.

Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь. Наряду с Трудовым кодексом источником регулирова­ния трудовых и связанных с ними отношений являются и другие акты законодательства.

Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О про­фессиональных союзах»2 и др.)- О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХН: в ред. от 14 января 2000 г. № 371-3, с изм. и доп. от 14 июля 2000 г. № 416-3, 10 мая 2007 г. № 226-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 23. 2/146, № 69. 2/191, 2007. № 119. 2/1322.

Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь -декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о деле­гировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусьи не должны противоречить Конституции и другим зако­нам Республики Беларусь.

Следующими по юридической силе среди иных норма­тивных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития.

В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавлива­ется порядок применения законодательства.

Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым ми­нистерствами, комитетами, ведомствами.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установле­нию брони приема на работу).

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Бела­русь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, при­нятые в пределах их компетенции.

3. В современных условиях перехода к рыночной эко­номике возрастает роль коллективно-договорного регули­рования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране тру­да, графики сменности и т.д.Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Коллективные договоры заключаются между нанима­телем и представителями работников организации.

4. Трудовой договор не является разновидностью нор­мативного регулирования и не относится он к области правоприменения. Однако трудовой договор является пра­вовым регулятором индивидуальных трудовых отноше­ний, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.

Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени, по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов в простран­стве. Нормативные правовые акты республиканских (цен­тральных) государственных органов распространяются на всю территорию Республики Беларусь; органов местного управления и самоуправления - на соответствующую тер­риторию Республики Беларусь, локальные нормативные правовые акты о труде распространяются лишь в пределах конкретной организации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.