Положения этого пункта основаны на правиле «правой руки», т.е. когда уступить дорогу должен водитель, к которому справа приближается транспортное средство. На рис. 16.7 а видно, что после того как транспортное средство начнет выполнение левого поворота или разворота, встречные транспортные средства будут приближаться справа, а согласно правилу «правой руки», им необходимо уступить дорогу.
Поворачивая налево или разворачиваясь на зеленый сигнал основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства может выехать на перекресток одновременно со встречным транспортным средством, и если последнее движется прямо или направо, ему необходимо остановиться на перекрестке и пропустить встречное транспортное средство, ^сли же встречное транспортное средство движется также налево или разворачивается, каждый водитель должен убедиться в отсутствии угрозы создания препятствий для движения встречного транспортного средства. Проезд перекрестка в этой ситуации может быть осуществлен одновременно, а центр перекрестка при этом остается справа от каждого транспортного средства (рис. 16.7 б). Если это невозможно, например, из-за габаритов транспортного средства, не позволяющих выполнить поворот налево или разворот, оставив центр перекрестка справа, то их водители должны выехать на перекресток за его центр прямо и лишь затем, не создавая помех друг другу, завершить маневр.
Рис. 16.7.Проезд регулируемого перекрестка, если одно из транспортных средств поворачивает налево.
При движении через регулируемый перекресток одновременно с трамваем водитель нерельсового транспортного средства, выполняющий левый поворот или разворот, должен уступить ему дорогу (рис. 16.7 в).
Водитель нерельсового транспортного средства, осуществляющего поворот налево, должен уступить дорогу трамваю, движущемуся прямо (рис. 16.7 г).
16.7. Если сигнал регулировщика или зеленый сигнал светофора разрешают одновременно движение трамвая и нерельсовых транспортных средств, трамваю предоставляется преимущество независимо от направления его движения.
Если для регулирования движения трамваев используются специальные светофоры, то порядок движения трамваев устанавливается этим светофором. Но если трамвай и нерельсовое транспортное средство руководствуются сигналами обычного светофора и одновременно имеют право на движение, то трамваю ввиду его низкой маневренности предоставляется преимущество перед нерельсовым транспортным средством независимо от его дальнейшего направления движения (рис. 16.8).
Рис. 16.8.Порядок движения в случае одновременного права на движение на сигнал светофора или регулировщика.
16.8. Водитель, выехавший на пересечение проезжих частей согласно сигналу светофора, разрешающему движение, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде. Однако, если на перекрестках перед светофорами на пути движения водителя имеется дорожная разметка 1.12 (стоп-линия) или дорожный знак 5.62, он должен руководствоваться сигналами каждого светофора.
Для регулирования движения транспортных средств на простых перекрестках с относительно небольшой интенсивностью движения на каждом подъезде к перекрестку устанавливаются транспортные светофоры. На более сложных перекрестках, где количество полос больше (а соответственно и больше конфликтных точек), устанавливаются несколько светофоров для регулирования движения транспортных средств в определенных направлениях. Если перед светофором на выезде с перекрестка отсутствует дорожная разметка 1.12 (стоп-линия) или дорожный знак 5.62 «Место остановки», то водитель транспортного средства, въехавшего на перекресток на разрешающий сигнал светофора, должен выехать с перекрестка независимо от сигнала этого светофора (рис. 16.9 а), а при наличии такой разметки или знака 5.62 — руководствоваться сигналами каждого выездного светофора (рис. 16.9 б).
Рис. 16.9.Проезд перекрестка: а) при отсутствии перед светофором на выезде
с перекрестка стоп-линий; б) при наличии перед светофором, установленным
на перекрестке, стоп-линий.
16.9. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Такая схема организации дорожного движения используется на дорогах с большой интенсивностью движения для разгрузки таких участков в момент отключения зеленого сигнала основного светофора. При этом водитель, движущийся в направлении, указанном включенной стрелкой дополнительной секции светофора, должен пропустить транспортные средства, движущиеся на основной (зеленый) сигнал светофора.
Рис. 16.10.Порядок проезда перекрестка, регулируемого светофором с дополнительной секцией.
16.10. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжать движение в направлении, указанном стрелкой, включенной в дополнительной секции, если его остановка на запрещающий сигнал светофора создаст препятствия транспортным средствам, движущимся за ним по той же полосе.
При наличии перед перекрестком направляющих стрел дорожной разметки или знаков, определяющих порядок использования полос движения, водители обязаны выполнять их требования. Если направляющие стрелы отсутствуют, на перекрестке, где установлен светофор с дополнительными секциями, разрешается занимать полосы, движение по которым регулируется дополнительными секциями, и ждать включения основного сигнала светофора, разрешающего движение. Однако при приближении к перекрестку по этой полосе транспортного средства, имеющего намерение повернуть в направлении, указанном во включенной дополнительной секции, водитель, ожидающий включения основного сигнала светофора, должен предоставить дорогу, проехав в направлении, указанном стрелкой в этой секции (рис. 16.11).
Рис. 16.11.Требование продолжать движение с полосы в направлении стрелки,
включенной в дополнительной секции светофора, если сзади приближается
транспортное средство, которое намерено двигаться в этом направлении.
НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ
16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному пересечению проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.
На нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением транспортных средств для определения порядка их проезда устанавливаются знаки приоритета. Согласно требованиям этого пункта и с учетом содержания термина «главная дорога», водитель, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить дорогу любым транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку по главной дороге (рис. 16.12).
Рис.16.12. Движение через перекресток неравнозначных дорог.
В реальных условиях дорожного движения очень часто у транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, имеется возможность проехать перекресток вместе с тем транспортным средством, которое движется по главной дороге. При этом водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен убедиться в выполнении водителем транспортного средства, движущегося по главной дороге, именно того маневра, о котором он предупреждал (например, указателями поворотов). Главным условием, разрешающим одновременный проезд перекрестка, исходя из термина «уступить дорогу», является обеспечение беспрепятственного проезда транспортного средства, движущегося по главной дороге, то есть водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, не должен вынуждать других участников дорожного движения изменять направление или скорость движения (рис. 16.13).
Рис. 16.13. Возможный одновременный проезд перекрестка транспортными средствами с главной и второстепенной дорог.