Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация труда и отдыха локомотивных бригад



 

Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад ведется в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта и Кодексом законов о труде (КЗоТ).

Локомотивная бригада, входящая в списочный штат, может в тот или иной момент времени либо работать (быть включенной в явочный штат), либо находиться в очередном отпуске. Месячный бюджет времени бригады, находящейся в явочном штате, расчленяется на рабочее время, время отдыха в оборотном и в основном депо (домашний отдых) и на время выходных дней.

Рабочее время локомотивной бригады. Месячная норма рабочего времени локомотивной бригады tмбр определяется для каждого конкретного месяца из расчета 41-часовой рабочей недели. Для всех локомотивных бригад, кроме маневровых, вывозных и хозяйственных, применяется суммарно-помесячный учет рабочего времени, предусматривающий суммирование нарастающим итогом рабочего времени за каждую очередную выполненную поездку.

Маневровые, вывозные и хозяйственные бригады работают по графикам с фиксированным временем начала и окончания смен, продолжительность которых составляет 12 ч, а в некоторых депо – 8 ч.

КЗоТ допускает возможность превышения tмбр на 24 ч, но не более 120 ч за год. Переработки относятся к сверхурочным работам и крайне нежелательны.

Рабочее время бригады считается от момента явки к месту постоянной работы по расписанию, наряду или вызову и до сдачи локомотива, а в случае несостоявшейся поездки – до момента освобождения работника администрацией. Начало и окончание работы локомотивной бригады оформляется в маршрутном листе машиниста.

Непрерывная работа локомотивной бригады. Временем непрерывной работы локомотивных бригад, занятых в поездной работе, считается время от момента явки их по расписанию, наряду или вызову на работу для приемки локомотива до момента оформления всех документов по сдаче локомотива. Время, затраченное локомотивной бригадой на следование пассажирами от места постоянного жительства или пункта смены к пункту, назначенному для приемки локомотива, на ожидание поезда для следования пассажирами, а также на возвращение к месту жительства, учитывается как рабочее, но не входит в продолжительность непрерывной работы.

Допускаемая продолжительность непрерывной работы для каждого обслуживаемого бригадами участка устанавливается на основании графика движения поездов управлением дороги; при этом продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад, как правило, должна быть 7¸8 ч. В отдельных случаях, когда график движения поездов не позволяет выполнить это требование (на малодеятельных участках), по согласованию с ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства время непрерывной работы локомотивных бригад, обслуживающих поезда, может быть увеличено до 12 ч с условием, что суммарное число рабочих часов за месяц будет соответствовать норме.

При отправлении поезда на участок с ограничением скорости движения норма времени непрерывной работы локомотивной бригады определяется в строгом соответствии с диспетчерским расписанием, но и в этом случае общая продолжительность непрерывной работы бригады должна быть не более 12 ч.

Увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад свыше установленной по графикам движения поездов не допускается, за исключением случаев стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств. Во всех этих случаях продолжительность непрерывной работы увеличивается на основании приказа начальника отделения дороги.

Особое значение имеет регулирование ночных смен и сверхурочных работ. Ночная работа нарушает суточный ритм физио­логических функций. Наступает рассогласование фаз периодичности и продолжительности отдыха и биоритма (присущей человеку периодичности жизненных циклов), выражающееся в неполноценности дневного отдыха (сна), более быстрой утомляемости во время ночной работы и т. п. Поэтому локомотивная бригада не должна работать более двух ночей подряд (кроме бригад следующих из пункта оборота).

С точки зрения физиологии и гигиены труда для машинистов и их помощников работой в ночное время следует считать любой период, если он включает время между 0 и 5 ч (по местному времени).

Для локомотивных бригад, обслуживающих пассажирские поезда при скорости движения 120 км/ч, продолжительность не­прерывной работы следует уменьшать до 6 ч, а на участках скоростного движения при скорости свыше 120 км/ч продолжительность непрерывной работы бригад рекомендуется снизить до 5 ч.

При дальнейшем повышении скорости движения потребуется не только снижение продолжительности непрерывной работы, но и выполнение дополнительных мероприятий по созданию ком­фортных условий труда в кабине управления локомотива (снижение вибраций и шума, установка устройств кондиционирования воздуха, улучшение освещения, обзора и др.).

Время отдыха локомотивных бригад. Еженедельные выходные дни предоставляются машинистам и помощникам равномерно в течение месяца в любой день недели и только в пункте жительства бригады путем добавления 24 ч к нормальному отдыху, полагающемуся после поездки. В исключительных случаях допускается сдваивать выходные дни, т. е. предоставлять дни отдыха сразу за две рабочие недели.

Продолжительность непрерывного еженедельного отдыха (выходного дня)

42 £ tвых = tот + 24,

где tот – нормированный отдых после поездки, предшествующей выходному дню.

Если tот < 18 ч, то для соблюдения условия tвых ³ 42 увеличивают время отдыха tот против нормированного на величину Dt, т. е. tот + Dt ³ 18; это увеличение компенсируют сокращением времени предоставляемого отдыха после поездок в дни, предшествующие еженедельному дню отдыха (выходному дню). Число дней отдыха в месяц должно быть не менее числа воскресных дней в данном месяце.

Отдых после поездки (смены) бригады может предоставляться ей в месте ее жительства (основном пункте); в пункте оборота, если предшествующая работа продолжалась 4 ч и более, или когда время непрерывной работы при поездках в оба конца не укладывается в установленную продолжительность непрерывной работы; в промежуточном пункте; при раздроб­ленном рабочем дне; в специально приспособленном для отдыха вагоне, следующем вместе с локомотивом на дальнее рас­стояние (при испытаниях подвижного состава, работе на ново­стройках и т.д.).

Продолжительность отдыха:

tот = aот ×tрбр,

где aот – коэффициент отдыха; tрбр – рабочее время бригады,

Коэффициент отдыха aот определяется делением норм часов отдыха за рабочие дни недели на недельную норму часов рабочего времени (41 ч).

При шестидневной неделе:

aот = (6 * 24 - 41) / 41 ==2,51;

При пятидневной неделе (с двумя еженедельными выходными днями):

aот = (5 * 24 - 41) / 41 = 1,92.

Для регулирования работы бригад, связанной с выполнением графика движения, исключения следующих одна за другой ночных поездок допускается сокращение времени отдыха в пункте постоянного жительства бригады на 25%, но при этом время отдыха не должно быть менее 16 ч и сокращение должно компенсироваться последующим увеличением очередного отдыха.

Продолжительность отдыха локомотивной бригады в пунк­те оборота (смены) tобот должна составлять не менее половины времени предшествующей работы tpбp при следовании от основного пункта до пункта оборота и не должна превышать это время работы:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.