Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международные системы оценки степени развития «Электронного правительства»



Задача создания комплексной системы индикаторов измерения степени развития ИКТ в различных странах и методологии ее практического применения появилась в конце 1990-х гг. К этому времени уже имелся существенный практический опыт и методический потенциал измерения отдельных факторов, влияющих на развитие информационного общества: охват населения и бизнеса средствами связи (стационарной и мобильной телефонией), количество телевизоров, радиоприемников и компьютеров на душу населения, динамика роста интернет-аудитории и др.

В настоящее время разработано значительное количество различных систем индикаторов и индексов, которые используются для проведения сопоставительного анализа развития стран мира в направлении информационного общества, экономики знаний, внедрения технологий электронного правительства, использования ИКТ в сфере культуры и т.п. В данном учебном модуле мы кратко рассмотрим два подхода, иллюстрирующие международный опыт:

§ индекс готовности стран мира к использованию электронного правительства, формируемый ООН и

§ систему индикаторов для измерения уровня развития электронного правительства в странах Европейского Союза.

Индекс готовности стран к электронному правительству по методике ООН

Оценка уровня готовности стран к внедрению электронного правительства проводится Департаментом экономического и социального развития ООН, который ежегодно публикует отчеты, показывающие потенциал и возможности развития технологий электронного правительства в 191 стране.

В соответствии с индексами в UN Global E-Government Readiness Report выделяется два аспекта, влияющих на развитие электронного правительства:

§ потенциал, или способность (Capacity) государственного сектора к развертыванию инфраструктуры ИКТ, позволяющей улучшить качество услуг населению и бизнесу, т.е. готовность страны к созданию электронного правительства;

§ готовность (Willingness), которая означает наличие действий со стороны правительства, направленных на обеспечение информацией и знаниями для повышения вооруженности (или степени удовлетворенности) населения.

Индекс готовности электронного правительства (eGovernment Readiness Index) отражает характеристики доступа к электронному правительству (главным образом технологическую инфраструктуру и образовательный уровень), что позволяет представить, как страна использует возможности ИКТ для национального, экономического, социального и культурного развития. Этот индекс позволяет сравнивать состояние и анализировать тенденции, существующие в разных странах и регионах, а также различия между ними. Оценка по eGovernment Readiness Index особенно интересна для глав правительств, политиков, специалистов, а также для представителей гражданского общества и частного сектора, поскольку позволяет проводить глубокий анализ состояния и позиций страны в мировом сообществе в области использования гражданами электронного правительства.

Индекс готовности электронного правительства составляется из трех компонентов, оценивающих развитие:

§ правительственных веб-сайтов (Web Measure Index),

§ телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index),

§ человеческого капитала (Human Capital Index).

Индекс электронного участия (eParticipation Index) показывает, насколько полезными являются онлайновые услуги и как часто они предоставляются гражданам. Компонентами этого индекса является:

§ электронное информирование (eInformation) граждан на сайте правительства по вопросам программ, бюджетов, законодательства и других проблем, имеющих ключевое значение для общества;

§ электронные консультации (eConsultation), позволяющие посетителям правительственного веб-сайта выбрать тему или направление для онлайн-обсуждения;

§ электронное принятие решений (eDecision Making) с участием граждан страны, при котором предполагается, что правительство обеспечивает обратную связь по результатам решения конкретных проблем.

Европейская система проведения сравнительных исследований уровня развития электронного правительства

Разработке системы индикаторов для измерения уровня развития электронного правительства в странах Европейского Союза уделяется большое внимание. Предпосылкой к разработке соответствующей методики стала серия проектов в рамках программы «Электронная Европа» (2002, 2005), основной целью которых было обеспечение гарантированного электронного доступа к базовым государственным услугам в странах-участниках проектов. Методика была создана для того, чтобы обозначить принципы регулирования, необходимые для успешной реализации электронных правительственных услуг.

Список индикаторов, определенных Еврокомиссией, был одобрен Советом министров внутреннего рынка в ноябре 2000 г. Этот список включал только три индикатора, имеющих отношение к электронному правительству:

§ доля базовых услуг, доступных в онлайновом режиме;

§ использование населением правительственных онлайновых услуг для получения информации или заполнения электронных форм;

§ доля государственных закупок, которая может быть выполнена в онлайновом режиме.

Приведем список 20 базовых государственных услуг, реализация которых оценивается на уровне Европейского Союза как степень прогресса отдельных стран в сфере создания электронного правительства (индикатор «Доля базовых услуг, доступных в онлайновом режиме»). Список этих базовых электронных услуг можно разделить на две части: 12 услуг для граждан и 8 услуг для бизнеса.

Базовые электронные услуги для граждан (G2C):

§ декларирование подоходного налога;

§ поиск работы через службы занятости;

§ оформление социальной помощи (пособия по безработице и на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы);

§ оформление персональных документов (паспорт, водительское удостоверение);

§ регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного);

§ подача заявлений на строительство;

§ информирование полиции (например, в случае кражи и т.п.);

§ пользование публичными библиотеками (доступность каталогов, поиск информации и др.);

§ оформление свидетельств о государственной регистрации (рождения, брака и т.д.) — запрос и предоставление;

§ подача заявлений для поступления в учебные заведения;

§ информирование о смене места жительства;

§ услуги, связанные с медицинской помощью (интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных учреждениях, заявки на лечение в конкретном госпитале и др.).

Базовые электронные услуги для бизнеса (G2B):

§ оформление социальных отчислений на служащих;

§ декларирование корпоративных налогов;

§ оформление налога на добавленную стоимость (декларирование, уведомления);

§ регистрация новой компании;

§ подача статистических данных;

§ таможенное декларирование;

§ получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды;

§ функционирование системы государственных закупок.

С 2001 г. Комиссия возлагает обязанность по измерению и анализу развития этих услуг на консалтинговую компанию Capgemini. Последние отчеты, подготовленные консалтинговой компанией Capgemini по заказу Генерального директората ЕС по информационному обществу и СМИ, включают в себя сравнительный обзор развития в странах Евросоюза 20 базовых электронных услуг по состоянию на апрель 2006 г. (см. Online Availability of Public Services: How Is Europe Progressing? Web Based Survey on Electronic Public Services. Report of the 6th Measurement. June 2006. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.