Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЯТЫЙ ЭТАП: КОНСОЛИДАЦИЯ



Этот этап охватывает период между 950г. н.э. и. разграблением Багдада (1258г. н.э.). Он совпадает с периодом от начала упадка династии Аббасидов до ее окончательного краха. Дебаты соперничающих группировок, называвшиеся Муназарат, продолжали процветать под покровительством Халифов династии Аббасидов, и некоторые из этих дебатов нашли отражение в книгах. С течением времени дух соперничества, порождаемый, главным образом, этими дебатами, овладел и широкими массами. Фракционность Мазхабов стала проявляться повсеместно, они окончательно вступили на путь раскольничества. Количество Мазхабов резко сократилось, а структура и деятельность тех четырех, которые выжили, стали гораздо более систематизированными. Ученые в каждом из Мазхабов были обязаны основывать свои Иджтихады исключительно на фундаментальных принципах (Усуль) своего же Мазхаба. В этот период собрание Фикха приобрело еще более очерченные формы и использовалось как фактор дальнейшего соперничества между Мазхабами ("Аль-Мадхал", стр. 147—157)

Четыре Мазхаба

На этом этапе количество Мазхабов (школ Исламской правовой мысли) сократилось до четырех: три более значительных и один менее значительный. Иными словами, Мазхабы великих Имамов, таких, как Аль-Ауза'и, Суфьян Ат-Таури, Ибн Абу Лейла, Абу Таур и Аль- Лайт Ибн Сад, прекратили свое существование. Остались лишь Мазхабы Абу Ханифы, Малика, Аш-Ша-фи'и и Ахмада Ибн Ханбала. С течением времени эти школы права заняли столь доминирующее положение, что рядовые люди скоро забыли обо всех остальных школах, существовавших когда-то. Каждая из этих школ вскоре вступила на собственный путь и их последователи стали именовать себя по названиям своих Мазхабов. Например, Аль-Хусейна Ибн Масуда Аль Багхави, автора классического Фикха, "Шарх ас-Сунна", обычно называли Аль- Хусейном Ибн Масудом Аль Багхави Аш-Шафи'и, — по названию Мазхаба Ша-фи'итов.

На этом этапе ученые каждого из Мазхабов занимались анализом всех Фатв, дедуцированных учеными, основавшими их Мазхабы, определяли основопопагающие принципы, лежащие в основе выведенных ими Фатв, а также приводили их в систему. Они также практиковали Иджтихад в ограниченных пределах по тем проблемам, которые не были известны их основателям. Однако занятие на этом поприще вскоре исчерпало себя в силу повсеместного распространения гипотетического Фикха, как внутри, так и вне дворцовых дебатов. Независимый Иджтихад был отброшен за ненадобностью в пользу Иджтихада, основанного на установленных принципах какого-либо конкретного Мазхаба. В качестве новой формы рассуждения вошел в обиход Иджтихад Мазхаби, который основывался на выведении Фатв по вновь возникавшим вопросам в соответствии с принципами, заложенными основателями отдельных Мазхабов. Таким образом, ученые этого периода иногда отличались от основателей своих Мазхабов с точки зрения Фуру' (дополнительных источников и принципов}, но очень редко — с точки зрения Усуль (основополагающих источников и принципов).

Ученые Мазхабов использовали также принцип Тарджи, предполагавший предпочтение одних мнений ученых конкретного Мазхаба, другим мнениям по той же проблеме внутри того же Мазхаба. Различие взглядов по одному и тому же вопросу внутри конкретной школы права возникало тогда, когда ученые-основатели, а также их ученики изменяли свои предыдущие позиции. Обе точки зрения (как предыдущие, так и измененные), фиксировались документально и передавались последующим поколениям как разные мнения в Мазхабе. Расхождение мнений возникало также и по причине различий в толкованиях фраз, высказанных учеными предшествующих поколений данного Мазхаба. В каждом Мазхабе ученые этого периода консолидации отсеивали слабые и вымышленные суждения, которые приписывались основателям их Мазхабов. Они также классифицировали повествования, в которых сообщались мнения основателей, в зависимости от их точности. Этот процесс проверки и подтверждения на достоверность, а также классификации назывался Тасхи.

Подобная детальная и систематизированная трактовка Фикха в каждом из Мазхабов в огромной мере облегчила процесс выработки Фатв в этих Мазхабах. Однако, как и в случае систематизированной трактовки источников Исламского права в предшествующий период, очень явные различия, допущенные учеными в каждом из Мазхабов этого периода, повлекли за собой также и отрицательный эффект, т.е. они способствовали дальнейшему углублению фракционности Мазхабов.

Собрание Фикха

На этом отрезке времени правления Аббасидов книги Фикха стали писаться в определенном формате. Этот формат стал единым для всех (стандартным) и используется до сих пор. Различные вопросы группировались под общими заголовками, объединяемыми в соответствии с главами, каждая из которых представляла один из основных разделов Шариата. Даже порядок глав стал единым для всех. Авторы начинали свои книги Фикха с четырех столпов, следующих после Имана (веры), поскольку Иман затрагивался в книгах по Исламской теологии. Коснувшись законов и вопросов, относящихся к таким понятиям, как Тахара (очищение) и Салят (молитва), Саум (пост), Закят (обязательное пожертвование в пользу бедных) и Хадж (паломничество), они переходили к таким вопросам, как Ника (брак) и Талак (развод), затем — к Бай (деловые операции) и после этого к Адаб (этикет). Касаясь каждого из этих вопросов, ученый любого Мазхаба упоминал различные доказательства, используемые всеми Мазхабами, после чего заканчивал, методологически доказывая правильность позиции своего собственного Мазхаба, и в то же время отвергая доводы всех остальных Мазхабов.

Примечание редакции:

Следует отметить, что подобные заключения встречаются не в каждой книге, посвященной Фикху, а только в некоторых больших научных трудах.

Резюме раздела

1. Большинство Мазхабов, возникших в предшествующие периоды, прекратили существование и остались лишь четыре из них.

2. Мазхабы окончательно сформировались методологически и организационно.

3. Иджтихад, не укладывавшийся в рамки собственных Мазхабов, был отброшен и его место занял Иджтихад Мазхаби (т.е. Иджтихад конкретных Мазхабов).

4. Возникла такая область правоведения, как сравнительный Фикх, использовавшийся главным образом для доказательства превосходства одного Мазхаба над другим и способствовавший дальнейшему углублению их фракционности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.