Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Составление сборников Фикха



Давая Фатвы и устанавливая некоторые принципы, ученые предыдущего периода были вынуждены затрачивать много времени и усилий, "гоняясь" за Хадисами и Атарами (Высказывания и действия сподвижников Пророка (c) (Сахаба) и их учеников) по различным частям Исламского государства. В этот период Сунна Пророка (с) была систематизирована и собрана в виде книг Хадисов. Таким образом ученые получили возможность сосредоточиться на познании и применении Хадисов.
В этот период собрание Фикха также осуществлялось в широких масштабах и в систематизированной форме. Одни ученые сами сделали сборники своих Фатв, а другие, такие например, как Имам Абу Ханифа и Имам Ахмад, указывали на различные проблемы и пути их решения своим ученикам, которые впоследствии составили из них соответствующие сборники. Книга "Аль-Муатта" Имама Малика представляет собой собрание Хадисов и мнений Сахаба параллельно с его собственными Фатвами, а книга Фикха Имама Аш-Шафи'и под названием "Аль-Умм" содержит Фатвы, составленные им самим и подкрепленные соответствующими доказательствами.

Типы сборников Фикха:

1. Первые книги Фикха, как правило, включали в себя одновременно и Хадисы, и Фатвы, и различные точки зрения Сахаба, а также учеников Сахаба. Типичным примером книг этого периода является "Аль-Муатта" Имама Малика.

2. Некоторые книги Фикха были посвящены основополагающим принципам Фикха, а Хадисы упоминались в них только для доказательства правильности выводов авторов. Как "Китаб Апь Харадж" Имама Абу Юсуфа (Основной ученик Имама Абу Ханифы), так и "Аль-Умм" Имама Аш-Шафи'и являются яркими примерами письменных трудов подобного рода.

3. Другие книги Фикха целиком посвящались проблемам применения принципов Фикха с очень незначительными ссылками на Хадисы. Эти книги были упорядочены по главам в соответствии с рассматриваемыми вопросами. Примерами подобного рода трудов являются шесть книг Имама Мухаммада Ибн Аль Хасана (Один из основных учеников Имама Абу Ханифы), а также "Аль-Мудаввана" Имама Ибн Аль-Касима (Основной ученик Имама Малика).

На первых порах набор доказательств для каждой из Фатв по различным вопросам включал тексты Хадисов с указанием цепи их рассказчиков (Иснад). Постепенно внимание к такому аспекту, как цепь повествования Хадисов, пошло на убыль и ученые стали просто цитировать текст соответствующего Хадиса, приводя ссылку на те книги Хадисов, в которых его можно найти.

С ослаблением акцента на важности Хадисов, проявлявшемся то ли в менее детальном цитировании Хадисов, то ли в неупоминании их источников и уровня их достоверности, на первый план выдвинулась позиция Мазхабов. Таким образом, точки зрения Мазхабов постепенно брали верх над положениями одного из первостепенных источников Исламского закона, т.е. Сунны Пророка (c). Такое развитие событий положило начало косности, которая впоследствии стала отличительным признаком Мазхабов. Хотя позднее некоторым выдающимся ученым удалось хоть как-то повернуть эту тенденцию вспять, вновь возродив практику цитирования источников и комментариев относительно подлинности цитируемых Хадисов.

Б. Дебаты при дворе

В этот период проводились и дебаты, которые устраивались ради интереса и забавы Халифов и членов царствующего двора. Некоторые ученые, а также маги, певцы, танцоры и шуты стали постоянным явлением при дворе (Хассан Ибрахим Хассан, "Ислам: религиозное, политическое, социальное и экономическое исследование", Ирак, Багдадский Университет, 1967, (на англ. языке), стр. 356—378). Они соперничали между собой за благоволение Халифов, а также придумывали проблемы исключительно с целью дебатов вокруг них. В итоге Фикх, основанный на предположениях, обретал новые формы в сравнении с теми, в которых он возник из высоких начал в эпоху Сахаба и первых ученых, постепенно трансформировавшись в смехотворный продукт дебатирующего двора Халифов.
Дебаты при дворе породили также догматизм и личное соперничество, ибо потерпевший поражение в той или иной дискуссии терял не только денежное вознаграждение от Халифа, но и личный престиж. Поскольку утрата личного престижа вела и к утрате престижа Мазхаба, к которому принадлежал проигравший спорщик, принцип отстаивания и защиты собственного Мазхаба (независимо от того, прав последний или нет), стал считаться добродетелью. В итоге среди придворных ученых возобладало сектантство Мазхабов.

В. Собрание Хадисов

Тем не менее, среди специалистов по составлению сборников Хадисов и их критике возникла противоположная тенденция, когда вопросы Фикха решались без особой зависимости от традиционных норм Мазхабов, существовавших в то время. Иными словами, они стремились применять гибкий подход первых ученых, основывая свои мнения на достоверных Хадисах, там, где это было возможно, а не следуя раболепно Фатвам предыдущих периодов только потому, что они были сделаны выдающимися учеными. Ставя в центр внимания Хадисы для разрешения проблем Фикха, знаменитые ученые в области Хадисов, такие, как Имам Аль Бухари (810—870гг. н.э.) и Имам Муслим (817—875гг. н.э.), приложили максимум усилий для того, чтобы собрать из всех возможных источников достоверные Хадисы Пророка (c), а также Атары его сподвижников. Все это они упорядочили по главам, придерживаясь формы, установленной ведущими учеными Фикха. А начинал работу в этом направлении последний из великих Имамов, Ахмад Ибн Ханбал, выполнивший самый обширный труд в области составления сборников Хадисов под названием "Аль-Муснад"(Хадисы в его книге были упорядочены по алфавиту в соответствии с именами рассказчиков из числа Сахаба). И Имам Аль Бухари, и Имам Муслим были в числе его учеников.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.