Халифы из династии Умайядов ввели целый ряд традиций, широко практиковавшихся в неисламских государствах того времени, таких, как Византия, Персия и Индия. Многие из этих традиций откровенно противоречили Фикху предшествовавшего периода. К примеру, государственная казна, Байт аль-Мааль, была превращена в личную собственность Халифов и их семей. С целью дальнейшего увеличения их богатств были введены несанкционированные Исламом налоги. В качестве разнообразных развлечений при дворе Халифов были официально введены музыка, танцовщицы, колдуны и астрологи. Далее, с принудительным принятием Язида в качестве престолонаследника по воле Халифа Муавийи в 679г. н.э. должность Халифа была превращена в королевскую с правом наследования. Это привело к тому, что связующая нить между государством и Фикхом была разорвана и таким образом была утрачена роль Мазхаба как важного объединяющего фактора. В силу этих обстоятельств Исламские ученые (Улама) (От арабского Алим — ученый; множ. число — Улама (в литературе можно встретить также — Улемы). — Прим. ред. рус. изд.) этого периода стремились избегать общества Халифов, и поэтому был утерян принцип Шура (совещательное управление). С приходом каждого последующего Халифа правительство постепенно деградировало, превращаясь в диктаторскую монархию, похожую на неисламские правительства тех дней. В итоге некоторые из Халифов пытались манипулировать Фикхом, имея цель подвести законную базу под введенные ими нарушения и таким образом использовать Фикх в личных корыстных интересах. Чтобы не допустить такого искажения Фикха, сберечь его достоверным для последующих поколений, ученые начали сбор материалов Фикха более раннего периода и составление из них письменного сборника.
В. Рассеяние Улемов
Многие из ученых того времени покинули политические центры государства Умайядов, чтобы избежать конфликтов и неразберихи, а также преследований со стороны различных соперничающих группировок. Их перемещение привело к разрушению принципа Иджма (единогласие по отдельным моментам Исламского права). Как только ученые рассеялись по всему государству, достижение такого единогласия по любому новому правовому вопросу стало практически невозможным. Это, в свою очередь, привело к значительному возрастанию количества индивидуальных Иджтихадов ученых, когда те пытались рассматривать множество новых обычаев, традиций и прочих юридических проблем в географических регионах своего местопребывания. Когда в каком-либо географическом районе появлялся выдающийся ученый, вокруг него собирались студенты и ученые этого же региона. Часто к ним присоединялись даже студенты и ученые из других местностей, и, таким образом, возник целый ряд школ Исламского правоведения (Мазхабов). На этом этапе Абу Ханифа и Суфьян АтТаури снискали известность в Куфе, Малик Ибн Анас — в Медине, Аль Аузаи в Бейруте и Аль Лайт Ибн Сад в Египте. И это лишь немногие примеры.
Г. Фабрикация Хадисов
С ростом потребности в информации возросло и количество повествуемых Хадисов. Поскольку государство неофициально прекратило считаться с Сунной Пророка(c), ученые, кто как мог, вынуждены были отправляться на поиск отдельных повествований Сунны, передаваемых из уст в уста Сахаба и их учениками. Это было необходимо им, чтобы иметь базу для выработки своих суждений и выводов относительно возникающих правовых вопросов. В то же время появился новый феномен: впервые за все время Пророку(с) стали приписывать то, чего он не говорил и не делал. Чтобы сочинителям вымышленных Хадисов поверили, они должны были "пересыпать" свои вымыслы некоторыми правдивыми Хадисами. Это положило начало собиранию Хадисов и созданию такой науки, как критика Хадисов, которая впоследствии помогла ученым в выполнении собственных Иджтихадов и Фатв, как их результатов. Однако до того, как появилась наука о Хадисах, смесь правдивых и вымышленных сообщений нашла лазейку для проникновения в среду Исламских знаний и неумышленно использовалась некоторыми учеными в процессе принятия решений. Таким образом сформировался каркас неверного Фикха, который далее укрепился благодаря такому фактору, как правовые решения в области Фикха, выносимые отдельными учеными, отвергшими некоторые правдивые Хадисы, ибо последние были им известны из уст сочинителей вымышленных Хадисов в тех географических областях, где эти ученые проживали.("Аль Мадхал", стр. 121—126)