Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОСНОВАНИЕ



ЭВОЛЮЦИЯ ФИКХА

Биляль Филипс


ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Предисловия
  • Введение
  • Раздел 1. Первый этап: Основание
  • Раздел 2. Второй этап: Установление
  • Раздел 3. Третий этап: Построение
  • Раздел 4. Четвертый этап: Расцвет
  • Раздел 5. Мазхабы — школы Исламской правовой мысли
  • Раздел 6. Основные причины противоречивости Фатв
  • Раздел 7. Пятый этап: Консолидация
  • Раздел 8. Шестой этап: Застой и упадок
  • Раздел 9. Имамы и Таклид
  • Раздел 10. Разногласия в среде Уммы
  • Раздел 11. Заключение
  • Краткий словарь

 


Предисловие к русскому изданию

Хвала Аллаху, Господу миров и наилучшее, достойное приветствие и мир нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и
всем Мусульманам до Конца Света!
Каждый новый выпуск наших книг мы рассматриваем как Милость и Благосклонность Всевышнего к нам, поэтому молим и просим Его не лишать нас Своей Милости, а наоборот даровать нам больше возможностей для того, чтобы мы могли служить Его делу. Книга нашего брата, доктора Абу Амины Биляля Филипса, которая называется "Эволюция Фикха", и которую Вы сейчас держите в своих руках, представляет собой первое издание подобного рода на русском языке. В первую очередь она предназначена для тех братьев и сестер, которые уже достаточно хорошо разобрались в основных положениях Ислама и хотят углубить свои знания в такой относительно самостоятельной области Исламского знания, как Фикх — Исламское правоведение. Она также может быть полезной для студентов и аспирантов, изучающих теорию и историю права.
По своему содержанию настоящая книга не является пособием, подробно описывающим детали совершения отдельных актов поклонения, например
таких, как Салят (Намаз), Хадж и т.п. Но она рассказывает нам о том, как возникла и развивалась наука, объясняющая, что такое молитва Салят
(так называемый Исторический Фикх) и как ее следует совершать (Практический Фикх). Причем эти оба тематические аспекты Фикха взаимно дополняют друг друга, в чем Вы сами сможете убедиться, прочитав книгу. Такое гармоничное сочетание теории и практики в научном понимании Ислама и их суть заключены в следующем Хадисе Пророка Мухаммада (с):

"Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) религии".

Как указывает сам автор в предисловии ко второму изданию, книга представляет собой исторический обзор возникновения и развития науки Фикха. Поэтому мы хотели бы подчеркнуть, что данное исследование автора нельзя рассматривать как исчерпывающее пособие в области Фикха. Будет правильнее воспринимать его как достаточно серьезный и авторитетный научный труд доктора А.А.Б.Филипса, основанный на глубоком изучении специальной литературы и отражающий научные взгляды автора по данному вопросу.
Кроме обзора и анализа Фикха д-р Филипс в своей работе обращается с призывом ко всем Мусульманам — стремиться к преодолению
необоснованных разногласий, которые существуют между различными школами Исламской правовой мысли, Мазхабами, а также их последователями. Основная идея объединения усилий в этом направлении — постепенный переход всех Мусульман к единому Мазхабу. По нашему мнению этот благородный призыв является актуальным, особенно в том, что касается преодоления разногласий. Относительно объединения Мазхабов в один, возможно, было бы достаточно, чтобы Мазхаб просто не был причиной фракционности среди Мусульман, не говоря уже о враждебности. ...

Редакция


Предисловие к третьему изданию

Со времени выхода второго издания настоящей книги прошло немногим более года, и, по Милости Всевыш­него, все экземпляры ее уже разошлись. Но общественный интерес к книге возрос еще больше, особенно после того, как она исчезла с полок книжных магазинов. Это подтвердило мои мысли, что сейчас во всем Мусульманском мире остро ощущается потребность в тех пояснениях и рекомендациях, которые она содержит. Не только по причине достаточного коммерческого успеха книги, а и ввиду весьма позитивного отклика, полученного мною от представителей интеллектуальной среды, прочитавших ее. Чтобы сделать приводимую информацию еще более доступной, некоторые читатели уже принялись переводить книгу на тамильский язык. Заказан и ее перевод на урду. Поэтому я почувствовал, что обязан издать книгу повторно, расширяя тем самым англоязычную аудиторию ее читателей и удовлетворяя растущий коммерческий спрос.
В связи с техническими проблемами при первом издании книги печать некоторых страниц оказалась очень бледной, поэтому я решил перепечатать весь ее текст. Это также дало мне возможность тщательнее подойти к применению схемы транслитерации по всему тексту, чем в первом издании. Я изменил и название книги — с "Эволюции Мазхабов" на "Эволюцию Фикха (Исламский закон и Мазхабы)", тем самым уточнив предметную область, которой посвящена книга. За исключением первой главы, которая была практически полностью переработана, в сам текст были внесены лишь небольшие изменения — правки, по мере необходимости, и некоторые усовершенствования — там, где это возможно. Однако, что касается подстраничных сносок, то в них изменений довольно много. Для всех упомянутых в тексте Хадисов даны точные ссылки на существующие английские переводы, что было сделано с помощью брата Ифтехара Макина. Что касается Хадисов, упомянутых в книге, но отсутствующих в сборниках "Сахих Аль Бухари" или
"Сахих Муслим", то я решил проверить их все на достоверность, чтобы развеять любые сомнения читателя относительно надежности как их самих, так и основанных на них выводов. То же самое относится и к Хадисам, упоминаемым по ходу текста: в подстраничных сносках либо приводятся их цитаты, либо указывается, где их можно найти. Были сделаны также некоторые "косметические" изменения: улучшено художественное оформление обложки и уменьшен фор­мат книги. Все это, надеюсь, придаст настоящему изда­нию более привлекательный внешний вид.
В заключение я прошу Всемогущего Аллаха благословить этот труд, донеся его до тех, кому он может принести наибольшую пользу и благо, а также добавив его на чашу весов моих добрых дел в Судный День.

Абу Амина Биляль Филипс Эр-Рияд, 23 августа 1990г.

Предисловие ко второму изданию

Эта книга подчинена одной цели — отразить исторические факторы, сопровождавшие появление и развитие Исламского правоведения, Фикха,
с тем, чтобы читатели смогли лучше понять, как и почему возникли различные школы Исламской правовой мысли [Мазхабы). Выражаю надежду, что понимание этого, в свою очередь, будет способствовать преодолению мелких различий и расхождений, обычно возникающих тогда, когда современные последователи разных школ или те, кто не принадлежит ни к одной из них, пытаются наладить совместную работу. Поэтому еще одной целью данной книги является обеспечение теоретической базы воссоединения Мазхабов, а также идеологической основы для освобождения Исламского сообщества от основновных последствий фракционности Мазхабов.

Насущная потребность в этой книге ясно видна из дилеммы, встающей перед новообращенными Мусульма­нами. Когда они изучают основополагающие законы Ислама, перед ними постепенно вырисовывается совокупность норм, основанных на одной из четырех школ Исламского правоведения, т.е. соответствующего Мазхаба. В то же время ему, возможно, известно и о существовании трех других Мазхабов, а также о том, что все они основаны на Божественном Откровении — Коране. Поначалу это не представляет проблемы для новообращенного Мусульманина, ибо он всего лишь следует законам, преподанным его конкретным учителем, который, разумеется, следует одному конкретному Мазхабу. Когда же новообращенный начинает контактировать с другими Мусульманами из разных частей Исламского мира, он непременно узнает об определенных различиях толкований некоторых Исламских норм в том виде, в котором они преподносятся тем или иным Мазхабом. Его учитель, являющийся урожденным Мусульманином, несомненно, уверяет его, что все четыре Мазхаба сами по себе верны, и что пока он следует одному из них, он находится на верном пути. Однако некоторые различия между отдельными Мазхабами приводят новообращенного Мусульманина в недоумение. К примеру, здравый смысл подсказывает ему, что человек не может пребывать одновременно и в состоянии Ууду, и вне этого состояния. Но один из Мазхабов учит, что есть такие акты, которые прерывают Ууду, в то время как другой Мазхаб учит, что те же самые акты Ууду не прерывают. Как может быть какой-либо акт и разрешенным [Халяль), и запрещенным [Харам) одновременно? Это противоречие также бросается в глаза мыслящим Мусульманам — молодым и старым, которые обеспокоены царящими в Мусульманском мире застоем и упадком и отстаивают возрождение Ислама в его изначальной чистоте и единстве.

Видя ряд неразрешенных противоречий, некоторые Мусульмане решили вообще отвергнуть Мазхабы и их правила, заявив, что они будут руководствоваться только Кораном и Сунной. Другие занимают позицию, состоящую в том, что, несмотря на эти противоречия, Мазхабы основаны на Божественном Откровении и поэтому необходимо только избрать для себя один из них и следовать ему безусловно. Но, вероятно, обе эти позиции не принесут желаемого результата. Последняя является питательной средой для фракционности, раскалывавшей ряды Мусульман в прошлом и продолжающей этот раскол в наши дни. Первая же позиция, т.е. отказ от принятия Мазхабов в их целостности, ведет к отказу принимать Фикх предшествующих поколений. А это неизбежно приводит к экстремизму и отходу от верно­го пути всякий раз, когда Мусульмане, полагающиеся исключительно на Коран и Сунну, пытаются применить закон Шариата для новых условий, о которых ни в одном из этих источников нет однозначных указаний. Ясно, что оба эти подхода таят в себе серьезную угрозу солидарности и чистоте Ислама. Пророк Мухаммад (с) сказал: "Лучшее поколение — мое поколение, а потом уже те, кто следует за ними". Если мы принимаем Божественно вдохновленную мудрость Пророка (с), то отсюда следует, что чем дальше мы находимся от поколения Пророка (с), тем меньше вероятность того, что нам удастся правильно понимать, истолковывать и воплощать Истинные намерения, подразумеваемые в Коране и Сунне. Столь же очевиден и тот факт, что мнения ученых предшествующих эпох в большей степени отражают Истинные намерения, вытекающие из положений Корана или Сунны. А потому эти мнения являются важными звеньями и ориентирами, которые было бы глупо игнорировать в процессе нашего исследования и непрерывного применения законов Аллаха. По логике следует, что наше понимание и правильное применение этих правил зависит от объективных знаний о многовековой эволюции Фикха. Соответственно, любое исследование этого процесса автоматически охватывает рассмотрение эволюции Мазхабов и важного вклада каждого из них в Исламское право, а также причин очевидных противоречий в не­которых из их установлений.

Вооружившись этими базовыми знаниями, мыслящий Мусульманин, то ли новообращенный, то ли урожденный, сможет понять источники этих
"тупиковых" противоречий и воспринимать их в новом, правильном свете. Надеемся, что вслед за этим он присоединится к тем, кто будет активно работать для восстановления единства [Таухид], причем единства не только как главной движущей силы и источника нашей веры в Аллаха, но и единства в контексте всех Мазхабов и практического применения законов, образующих фундамент и каркас того образа жизни, который известен как Ислам.

Основной материал для этой книги был взят из моих учебных конспектов, а также магистерских исследовательских статей курса истории Исламского права [Тарих ат-Ташри), который вел доктор Асал в университете г.Эр-Рияда. Данный материал был переведен на английский язык, далее расширен и использован как учебный для двенадцатого класса занятий по курсу "Исламское образование", который я вел в частной школе Манарет Эр-Рияд в 1980—81гг. Этот учебный текст был опубликован весной 1982г. издательством Ас-Сак Букстор, Нью-Йорк, под названием " Уроки по Фикху". Настоящая же работа представляет собой доработанное и расширенное издание этих "Уроков".

Я хотел бы выразить свою благодарность сестре Джамиле Джонс за терпеливый набор текста и вычитку рукописи, а также своего отца Брэдли Эрла Филипса за его предложения и тщательное редактирование текста.

Надеюсь, что эта книга по истории Фикха поможет читателю взглянуть на Мазхабы с верных позиций, а также оценить, насколько сильна потребность в их воссоединении. В заключение я обращаюсь к Аллаху, Величайшему, чтобы Он принял этот небольшой труд во благо прояснения избранной Им религии, Ислама, ибо только то, что одобрено Им, в конечном счете — важнее всего.

Вас-Сапяму Алейкум.
Абу Амина Биляль Филипс
25 ноября 1983г. /21 Сафар 1404г.

(c)- Сокращение от арабского "Соллаллаху алейхи ва саллям" - Перевод: да благословит его Аллах и приветствует.


ВВЕДЕНИЕ


Фикх и Шариат

Для правильного понимания исторического развития Исламского права необходимо дать определение терминам Фикх и Шариат. Фикх в вольном
виде переводится как "Исламский закон", "Исламское право". Точно так же переводится и Шариат, но эти термины не являются синонимами ни
в арабском языке, ни в понимании Мусульманского ученого.
Фикх буквально означает верное понимание того, в чем состоит намерение (верное понимание сути на­мерения). Подтверждение использования этого слова в подобном значении можно найти в изречении Пророка Мухаммада (c) 1: "Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) Религии" 7. Однако в практическом контексте Фикх означает науку выведения Исламских норм, Фатв 8, из тех основ, которые находятся в главных источниках Исламского права — Коране и Сунне. Поэтому в наиболее широком смысле слова оно также означает всю совокупность Исламских норм, выведенных подобным образом.
Шариат в буквальном смысле означает водопой, источник, куда животные ежедневно приходят пить воду, или же прямой путь, как, например, в
следующем Аяте Корана: "Потом Мы устроили тебя на прямом пу­ти повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают!"(Коран: Сура 45, Аят 18)
В Исламском контексте это слово означает всю совокупность Исламских законов, ниспосланных Откровением Пророку Мухаммаду (c) и записанных в
Коране, а также выводимых из Божественно руководимого жизненного пути Пророка (c), называемого Сунной.9

Отличия

Из двух предыдущих определений упомянутых терминов вытекают следующие три различия между ними:
1. Шариат — это единая совокупность предписаний, содержащихся в Коране и в Сунне, а Фикх — это совокупность норм, выведенных на
основе Шариата применительно к конкретным ситуациям, непосредственная трактовка которых в Шариате отсутствует.
2. Шариат является раз и навсегда установленным и неизменным, а Фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется.
3. Предписания Шариата большей частью имеют общий характер: они закладывают основополагающие принципы. Нормы же Фикха имеют
конкретную направленность: они показывают, как применяются основополагающие принципы Шариата в конкретных обстоятельствах.

Замечания:

1. В этой книге термин "Исламский закон" будет использоваться для обозначения законов, относящихся как к Шариату, так и к Фикху.
Термины Фикх или Законы Фикха, а также Шариат или Законы Шариата будут использоваться там, где видится необходимость их разграничения.

2. В конце настоящей книги имеется краткий словарь использованных в ней арабских терминов и их множественное число. В тексте книги
множественное число существительных, приводимых на арабском языке, образуется по общим правилам английского языка, за исключением тех
случаев, где множественное число по-арабски известно более широко.11

Развитие Фикха

Развитие Фикха традиционно делится на шесть основных этапов, называемых следующим образом: Основание (Формирование), Установление, Построение, Расцвет, Консолидация, а также Застой и Упадок.

Эти этапы приходятся на следующие исторические периоды:

А) Основание — эпоха Пророка (c) (610—632гг. н.э.)

Б) Установление — эпоха Праведных Халифов, от смерти Пророка (c) до середины седьмого века н.э. (632—661гг.)

В) Построение — от основания династии Умайядов (661г. н.э.) до ее упадка в середине 8-го века н.э.

Г) Расцвет — от восхождения династии Аббасидов в середине 8-го века н.э. до начала ее упадка (середина 10-го века н.э.)

Д) Консолидация — упадок династии Аббасидов от примерно 960г. н.э. до гибели последнего Халифа Аббасидов от рук монголов в середине
13-го века н.э.

Е) Застой и упадок — от разграбления Багдада в 1258г. и до наших дней.

Упомянутые выше этапы развития Фикха будут охарастеризованы в свете конкретных социальных и политических событий, происходивших
в соответствующие периоды. Читатель сможет проследить за ходом этого развития, и ему будет дана возможность проникнуть в суть эволюции Мазхабов (школ Исламской правовой мысли), а также вклад каждой из этих школ в развитие Фикха. Надеемся, что вслед за этим читатель сможет оценить и тот факт, что все Мазхабы сделали свой собственный, различный по величине вклад в развитие Фикха, как и то, что ни один из отдельно взятых Мазхабов не может объективно претендовать на то, чтобы представлять Ислам или Исламское право во всей целостности и полноте. Иными словами, Фикх не есть результат деятельности какой-либо одной школы. Все Мазхабы являлись важными инструментами для прояснения сути Шариата и его практического применения. Вместе взятые Фикх и Шариат должны служить теми силами, которые объединяют всех Мусульман независимо от места жительства, времени или культурной среды. Фактически же единственным непогрешимым Мазхабом, заслуживающим того, чтобы следовать ему безоговорочно, является Мазхаб самого Пророка Мухаммада (c). Только его собственное толкование Шариата может считаться Божественно руководимым и указывать путь следования вплоть до самого последнего дня в этом мире. Все другие Мазхабы являются результатом человеческих усилий и поэтому не застрахованы от человеческих ошибок. Или же, как мудро высказался об этом Имам Аш-Шафи'и, основатель Мазхаба Шафи'итов: "Среди нас нет таких, от внимания или из памяти которых не ускользнуло бы ни одно из изречений или действий Посланника Аллаха (c) . А посему, какие бы Фатвы я ни выводил и какие бы принципы я ни устанавливал, в них найдется то, что противоречит пути Посланника Аллаха (c) . Однако, правильная Фатва — это то, что соответствует сказанному Посланником Аллаха (c), и для меня это есть моя Фатва".13

1(c) - ("Соллаллаху алейхи ва саллям" - да благословит его Аллах и приветствует)

7 Сообщено Муавийей и собрано Аль-Бухари (сборник "Сахих Аль-Бухари") (на арабском и английском языках), т. 4, стр. 223—224,
№346), Муслимом (Абдуль Хамид Сиддики, "Сахих Муслим" (пере­вод на английский язык), (Бейрут: Дар Аль Арабийя, без даты), т. 3, стр.
1061, № 4720), Ат-Тирмизи и др.

8 Фатвы — букв. — Разъяснения; этим термином охватываются пояснения, комментарии, мнения, взгляды, правовые заключения, рекоменда­
ции, суждения и т.п., сподвижников Пророка Мухаммада (c) , а также выдающихся Исламских ученых — специалистов по Фикху (Факихов)
относительно конкретных и, как правило, вновь возникавших практических вопросов, требовавших разъяснения и урегулирования на
основе Корана и Сунны Пророка Мухаммада (c) (особенно после того, как Пророк (c) ушел из Земной жизни). Фатвы давались учеными в тех
случаях, когда в главных источниках Исламского права — Коране и Сунне не было достаточно четких и конкретных указаний. Они выводились из
общих положений Корана и Сунны методом дедукции, т.е. рассуждения по принципу "от общего к частному". Такие Фатвы впоследствии стали
служить прецедентами для разрешения аналогичных дел и дополнительным источником Исламского права. См. также краткий словарь в конце книги
— Прим. ред. рус. изд.

9Мухаммед Шалаби, "Аль Мадхал фи ат-Тариф биль Фикх аль Ис-лами" (Бейрут: Дар ан-Нада аль Арабийя, 1969), стр. 28.

11 В настоящем издании книги на русском языке приводятся наиболее известные обозначения этих терминов, употребление которых является
широкораспространенным с учетом устоявшейся русской языковой традиции. — Прим. ред. рус. изд.

13Собрано Аль Хакимом по непрерывной цепи надежных источников, передавших эти слова, до самого Аш-Шафи'и (Ибн 'Асаакир, "Тарих
Димишк", т. 15, разд.1, стр. 3 и Ибн Кайим, "И'паам аль Муки'ин", Египет: Аль Хадж 'Абдус-Салаам Пресс, 1968, т. 2, стр.363).


ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОСНОВАНИЕ

Первый этап в развитии Фикха охватывает эпоху Пророческой миссии Пророка Мухаммада Ибн 'Абдуллаха (с) (610—632гг. н.э.), в течение которой единственным источником Исламского права было Божественное Откровение в виде Корана и Сунны Пророка Мухаммада (с). Коран представлял собой основу для формирования Исламского образа жизни, а применение Пророком (с) этой основы в своей повседневной жизни (Сунна) было подробным разъяснением общих принципов, установленных в Коране, и демонстрацию их применения на практике (см. "Аль Мадхал", стр. 50.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.