Возьмем определенный жест, такой как «схватить». Сделайте его физически. Теперь сделайте его только внутренне, оставаясь неподвижным физически. Как только мы разовьем этот жест, он становиться некой психологией, а это то, чего мы хотим. Сейчас на основе этого жеста, который вы сделаете внутренне, скажите предложение: «Пожалуйста, дорогая, скажи мне правду». Во время произнесения сделайте жест внутренне. Чем больше вы сделаете эти жесты, тем больше увидите, что они вызывают определенный вид актерской игры. Они вызывают в памяти чувства, эмоции и волевые импульсы. Теперь сделаем их оба вместе - жест и предложение. Потом отбросьте физический жест и говорите, делая жест только внутренне. Сейчас представьте, что ваш режиссер предложил некий жест актерской игры, который ничего не должен делать с психологическим жестом. Вы можете делать режиссерский жест и, тем не менее, иметь в нем эту психологическую суть. Игровой и психологические жесты не противоречат друг другу, но не должны быть одним и тем же.
Возьмите другой пример и прислушайтесь, что происходит в душе. Всегда тренируйте жест до тех пор, чтобы быть уверенным, что он появился там. В каждой актерской душе он будет разным, даже если вы делает один и тот же жест. Здесь мы на самом деле свободны, если начинаем с психологического жеста, потому что никто не может знать, что происходит в душе у вас, когда делается жест. Зрители увидят вас, самое дорогое на сцене. Если вы позволите своей психологии быть свободной, появятся много нюансов.
Используйте психологический жест как трамплин и увидите, что вы намного богаче, чем то, что бы представляли о жесте. Жесту нужно учиться достаточно долго. чтобы он стал приятной частью вашей психологии. Всегда важно помнить, что хотя наше физическое тело не может опускаться в недра земли или подниматься в небо, мы можем сделать это своем воображаемом теле. Итак, психологический жест изменяет все в пространстве и времени, потому что он- психологический.
Сейчас на базе жеста, уже отрепетированного, давайте возьмем подлинное действие. Вы входите в комнату с руками в карманах, но со злостью на эту внешнюю ленивую безразличную манеру, внутренне у вас тот же самый сильный жест. Это соединение создает очень интересную психологию.
Представьте, что мы играем «Гамлета»- отрывок с королем Клавдием, где он произносит фразу : «Как здравствует принц крови нашей, Гамлет?» Режиссер советует, чтобы внешне вы были бы в абсолютно свободном положении, а внутренне должны сделать жест протянутой руки со сжатым кулаком, а глаза смотрели прямо вперед.
Два уровня игры
Теперь представим себе, что у Гамлета- другой жест- жест постоянного привлечения всего к себе. Психологический жест Гамлета также для того, чтобы взять то, что перед ним, но он пытается достичь всего возможного. Это малая ограниченная часть, но протягивающаяся на большое расстояние. Не забывайте о ногах, они не должны двигаться, но некие потоки согревают их. Голова Гамлета опущена, а глаза смотрят вперед. Он говорит : «Верите ли -превосходно». Он стоит совершенно спокойно, но все внутреннее действие -жест. Постарайтесь продлить свой внутренний жест и тогда сможете сыграть со своим внешним жестом как хотите. Если здесь есть суть, зрители постигнут этот второй уровень, всегда более интересный, чем первый. Второй уровень- это всегда психологический жест.
Темп
Жест королевы- это жест закрытых глаз, вытянутой шеи, как бы отгораживаясь руками как занавеской. Здесь позвольте мне отметить один момент. Если разговаривают два человека. То один может говорить в очень быстром темпе, в то время как другой слушает. Слушатель может слушать в том же темпе или противоречащем, что будет намного интересней. По крайней мере, всегда есть возможность двух темпов. Когда приступаешь к работе над ритмом, то видно для этого огромное поле. Это может быть в двух или более уровнях.
Продолжим сцену из «Гамлета». На этот раз делайте все движения быстро, а говорите медленно. В этой маленькой сценке может быть много вариаций. Это может быть быстрая речь, медленное движение и т.д. Чтобы суметь сделать движения в других темпах, чем речь, очень хорошо сделать следующие упражнения.