Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. 7 страница



└──────────┘ └───────────────────┘

 

/ \ / \

│ │

 

┌───────────────────────────────────────┐

│ институты Европейского союза │

└───────────────────────────────────────┘

/ \

┌───────────────────────────────────────┐

│ государства-члены и граждане Союза │

└───────────────────────────────────────┘

 

2.3. Цели, ценности и общие принципы

функционирования Европейского союза

 

В системе правовых устоев "нового" Европейского союза значительно более широкое место, чем ранее, отводится закреплению системы ценностей этой интеграционной организации. Указанная система включает в себя не только, собственно, ценности, являющиеся обязательными для ЕС и всех его государств-членов, но также основополагающие цели и принципы функционирования Союза во всех областях.

Источниками соответствующих норм выступают начальные разделы учредительных документов, прежде всего разделы I и II Договора о Европейском союзе ("Общие положения", "Положения о демократических принципах") и раздел II части первой Договора о функционировании ЕС ("Положения общего применения").

Первой в учредительных документах (ст. 2 Договора о Европейском союзе) указываются ценности Союза, которые являются новой правовой категорией, введенной в учредительные документы ЕС Лиссабонским договором 2007 г. <90>.

--------------------------------

<90> Статья 2 Договора о Европейском союзе, включенная Лиссабонским договором 2007 г., воспроизводит статью I-2 "Ценности Союза", содержавшуюся в проекте Европейской конституции 2004 г. В прежней редакции Договора о Европейском союзе термин "ценности" не использовался, а аналогичные положения закреплялись в качестве "принципов".

Термин "ценности", кроме того, употребляется в Хартии Европейского союза об основных правах, в конституциях некоторых государств-членов ЕС (например, Конституциях Греции и Испании) и в Уставе Совета Европы 1949 г. Подробнее см.: Molinier J. (dir.). Les principes fondateurs de l'Union europeenne. Paris: PUF, 2005. P. 15 - 20.

 

Категория ценностей призвана отразить моральные (нравственные) начала современной европейской и всей мировой цивилизации <91>. Их уважение - долг Европейского союза в целом и каждого из его государств-членов в отдельности. Приверженность ценностям ЕС также выступает непреложным условием, предъявляемым к государствам, желающим вступить в состав Союза.

--------------------------------

<91> Само слово "ценность" является понятием, относящимся скорее к сфере морали (нравственности), чем права как юридического явления. Использование именно этого слова в новой редакции Договора о Европейском союзе призвано подчеркнуть и напомнить, что европейская интеграция и создаваемое в ее рамках право должны соответствовать морали и ни в коем случае не противоречить ей.

 

С другой стороны, серьезное и устойчивое нарушение этих ценностей кем-либо из действующих государств-членов ЕС является законным основанием для применения к нему санкций в виде приостановления отдельных прав, связанных с членством в Европейском союзе, например, права голоса в межправительственных институтах ЕС, таких как Европейский совет или Совет Европейского союза (статья 7 Договора о Европейском союзе).

К ценностям Союза прежде всего относятся (первое предложение статьи 2 Договора о Европейском союзе):

- человеческое достоинство;

- свобода;

- демократия;

- равенство;

- правовое государство;

- права человека, в том числе права лиц, принадлежащих к меньшинствам (национальным, религиозным и др.) <92>.

--------------------------------

<92> В статье 2 Договора о Европейском союзе дословно говорится о ценностях уважения (или соблюдения) человеческого достоинства, свободы и т.д. Однако, как представляется, ценностью, то есть общественным благом, следует все же считать человеческое достоинство, свободу, равенство как таковые. Их уважение со стороны ЕС - результат уважения (соблюдения) ценностей, а не ценность сама по себе. В прежней редакции Договора о Европейском союзе говорилось о "принципах свободы, демократии...".

 

Во втором предложении статьи 2 Договора о Европейском союзе упомянутый перечень дополнен "характеристиками" общества государств-членов. Эти характеристики с полным основанием также могут быть отнесены к системе ценностей ЕС:

- плюрализм;

- недискриминация;

- терпимость (толерантность);

- правосудие;

- солидарность;

- равенство женщин и мужчин <93>.

--------------------------------

<93> "Солидарность" (между различными классами и социальными группами общества) названа в качестве самостоятельной ценности также в преамбуле Хартии Европейского союза об основных правах. Там же упомянуты такие ценности, как человеческое достоинство, свобода, равенство. Демократия и правовое государство именуются в преамбуле Хартии "принципами", а не "ценностями", что, однако, не влияет на их юридическое значение. Равенство женщин и мужчин является аспектом более общей ценности (или принципа) равенства. В силу его большой практической важности этот аспект равенства признан отдельной ценностью и отдельным принципом права ЕС.

Учредительные документы Европейского союза, кроме того, оперируют термином "ценности" применительно к службам общеэкономического значения (транспортным, телекоммуникационным и др.). Перечень общих ценностей Союза в отношении подобных служб зафиксирован в специальном протоколе к учредительным документам ("Протокол о службах общего значения").

 

Категория целей Союза используется учредительными документами ЕС для описания благоприятных изменений в общественной жизни, к которым Союз обязан стремиться в своей деятельности. Цели Союза определяет содержание и объем предоставляемой ему компетенции, а равно служат одним из критериев правомерности действий и решений его органов (в частности, в случае обжалования правовых актов ЕС в Суде Европейского союза).

Кроме того, при определенных обстоятельствах цели Союза могут давать его институтам право принимать меры по вопросам, прямо не отнесенным к ведению ЕС учредительными документами (см. ниже пункт 2.6 комментария).

Перечень общих целей ЕС в Договоре о Европейском союзе определен следом за системой его ценностей (статья 3). Он включает:

- содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов - наиболее общую и фундаментальную цель ЕС, относящуюся ко всем направлениями его деятельности (параграф 1 статьи 3);

- цели, связанные с построением в рамках ЕС "пространства свободы, безопасности и правосудия", которое предполагает свободные передвижение лиц внутри Европейского союза и проведение его институтами общей политики в отношении пересечения внешних границ, иммиграции, предоставления убежища, предотвращения преступности и борьбы с преступностью (параграф 2 статьи 3);

- цели экономического, социального, научно-технического и культурного характера. Эти цели относятся к созданию и функционированию единого экономического пространства ("внутреннего рынка" ЕС), и осуществлению в его рамках политики и мер по содействию научно-техническому прогрессу, достижению социальной справедливости, развитию экономического, социального и территориального сплочения и солидарности государств-членов, развитию культуры при сохранении культурного и языкового разнообразия государств-членов (параграф 3 статьи 3) <94>;

--------------------------------

<94> По настоянию Франции из текста статьи 3 Договора о Европейском союзе, заимствованного, в основном, из проекта Европейской конституции 2004 г., была исключена цель, относящаяся к обеспечению свободной и неискаженной конкуренции. Соответствующие положения, однако, сохраняются в других статьях учредительных документов, в частности, в разделе Договора о функционировании ЕС в отношении экономической и денежной политики.

 

- построение экономического и валютного союза в рамках ЕС, включая уже состоявшееся введение единой денежной единицы "евро" (параграф 4 статьи 3). Включение такой цели обосновывается принципиальным значением соответствующих мероприятий для дальнейшего развития европейской интеграции как в экономической, так и в других сферах жизни (параграф 4 статьи 3);

- основные цели внешнеполитической деятельности: утверждение и продвижение ценностей и интересов ЕС в отношениях с остальным миром, защита интересов его граждан, содействие миру, безопасности, устойчивому развитию планеты и др. (параграф 5 статьи 3).

Положения, закрепленные в статье 3 Договора о Европейском союзе, содержат общие и основополагающие цели ЕС. Перечень целей Союза расширен и детализирован в последующих нормах учредительных документов, в которых зафиксированы цели специального характера, то есть цели, относящиеся к определенным сферам политики и деятельности ЕС (например, цели социальной политики в статье 151 Договора о функционировании Европейского союза).

Общие принципы функционирования Союза представляют собой руководящие начала его деятельности во всех областях. Эти принципы, с одной стороны, конкретизируют условия реализации рассмотренных выше ценностей и целей ЕС, с другой стороны, регулируют другие основополагающие вопросы, которые возникают в функционировании Европейского союза.

Первую группу общих принципов функционирования ЕС образуют принципы, которые сформулированы в первом разделе Договора о Европейском союзе (Раздел I "Общие положения"):

- принципы взаимоотношений Союза с государствами-членами, закрепленные в статье 4 Договора о Европейском союзе (см. ниже пункт 2.4 комментария);

- основные принципы в отношении компетенции Европейского союза, содержащиеся в статье 5 Договора о Европейском союзе (см. ниже пункт 2.6 комментария);

- принципы, определяющие порядок признания, соблюдения и защиты основных прав на уровне ЕС, которые предусмотрены в статье 6 Договора о Европейском союзе (см. ниже пункт 2.5 комментария);

- принцип установления привилегированных отношений ЕС с соседними государствами, в том числе с Россией (статья 8 Договора о Европейском союзе).

Во вторую группу входят "демократические принципы" функционирования ЕС, которые закреплены во Втором разделе Договора о Европейском союзе "Положения о демократических принципах" и были названы выше при характеристике структуры учредительных документов ЕС (пункт 2.1 комментария):

- принцип демократического равенства (статья 9 Договора о Европейском союзе);

- принцип представительной демократии (статья 10 Договора о Европейском союзе);

- принцип привлечения граждан и общественных объединений к подготовке и обсуждению мероприятий на уровне ЕС (статья 11 Договора о Европейском союзе);

- принцип участия национальных парламентов в функционировании ЕС (статья 12 Договора о Европейском союзе).

Третья группа принципов, которым ЕС должен следовать в разных направлениях своей деятельности, предусмотрена в разделе II "Положения общего применения" части первой "Принципы" Договора о функционировании Европейского союза. Большинство этих принципов корреспондируют базовым ценностям ЕС, а также общим и специальным целям его деятельности. К ним относятся:

- принцип обеспечения согласованности между различными направлениями политики и деятельности ЕС (статья 7 Договора о функционировании ЕС);

- принцип обеспечения равенства женщин и мужчин (статья 8 Договора о функционировании ЕС);

- принцип учета потребностей в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в борьбе с социальной маргинализацией и в высоком уровне образования, обучения и охраны здоровья людей (статья 9 Договора о функционировании ЕС);

- принцип борьбы с социальной дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (статья 10 Договора о функционировании ЕС);

- принцип учета потребностей охраны окружающей среды (статья 11 Договора о функционировании ЕС);

- принцип учета потребностей защиты потребителей (статья 12 Договора о функционировании ЕС);

- принцип учета потребностей благосостояния животных при уважении национальных традиций в этой области (статья 13 Договора о функционировании ЕС);

- принцип признания и уважения роли служб общеэкономического значения (статья 14 Договора о функционировании ЕС);

- принцип гласности (статья 15 Договора о функционировании ЕС);

- принцип уважения права человека на защиту персональных данных (статья 16 Договора о функционировании ЕС);

- принцип соблюдения статуса церквей, религиозных и неконфессиональных организаций, и развития диалога с ними (статья 17 Договора о функционировании ЕС).

Как и в случае целей Европейского союза, помимо общих принципов функционирования в его учредительных документах, законодательстве и судебной практике признано множество других правовых принципов ЕС, которые относятся к отдельным органам, направлениям или аспектам деятельности Европейского союза, а также созданию и применению норм его правовой системы <95>.

--------------------------------

<95> Судебная практика Суда Европейских сообществ и подчиненных ему трибуналов ЕС (в дальнейшем - Суда Европейского союза) широко пользуется категорией "общие принципы права Сообщества", содержание которых выводится не только из учредительных документов и законодательства ЕС, но также из общих конституционных традиций государств-членов и источников международного права. После вступления в силу Лиссабонского договора указанные принципы будут выступать в качестве "общих принципов права Союза" в целом.

 

Перечень этих принципов является неисчерпывающим и постепенно расширяется, например: принцип независимости членов Европейской комиссии, Суда Европейского союза или центральных банков; бюджетные и финансовые принципы (сбалансированности бюджета ЕС и др.); руководящие принципы экономической политики (стабильность цен и др.); принципы ("свободы") единого внутреннего рынка ЕС (принцип свободного передвижения товаров и др.); принципы верховенства и прямого действия права Европейского союза; "общие принципы продовольственного законодательства" ЕС (принцип предосторожности и др.); принцип недискриминации в зависимости от возраста и т.д.

 

2.4. Европейский союз, государства-члены

и национальные парламенты

 

Европейский союз - организация, учредителями и участниками которой являются европейские государства, выступающие в качестве ее "государств-членов" (остальные государства земного шара, соответственно, признаются "третьими государствами", или "третьими странами") <96>.

--------------------------------

<96> В отличие от ряда международных организаций Европейскому союзу не знакома категория ассоциированного членства. Страны мира, с которыми ЕС заключает соглашения об ассоциации, не приобретают отсюда никаких прав его члена и даже не становятся автоматически кандидатами на присоединение к ЕС.

 

Количество государств-членов Европейского союза, начиная с 1950-х годов (со времени создания Европейских сообществ), увеличилось более чем в четыре раза - с 6 до 27. Наиболее крупные "расширения" ЕС приходятся на первую декаду XXI века. В этот период членами Европейского союза стали десять стран Восточной Европы и Средиземноморья (с 1 мая 2004 г.), к которым позднее присоединились еще два восточноевропейских государства - Болгария и Румыния (с 1 января 2007 г.).

Межгосударственный состав Европейского союза обусловливает включение в его учредительные документы специальных положений, определяющих взаимоотношения ЕС с действующими и возможными будущими государствами-членами организации.

Первое место среди этих положений занимает статья 4 Договора о Европейском союзе <97>. В этой статье сформулированы основополагающие принципы взаимоотношений ЕС с его государствами-членами:

--------------------------------

<97> При подготовке Лиссабонского договора 2007 г. эту статью планировалось озаглавить "Отношения между Союзом и государствами-членами". Как уже отмечалось выше (пункт 2.1 комментария), в окончательном тексте "лиссабонской" редакции учредительных документов ЕС заголовки у статей было решено не вводить.

 

- принцип сохранения за государствами-членами остаточной компетенции, то есть компетенции, не предоставленной Союзу его учредительными документами (параграф 1 статьи 4 Договора о Европейском союзе).

Этот принцип является непосредственным следствием другого, более общего принципа компетенции Союза - "принципа наделения компетенцией" - который, однако, не исключает в некоторых случаях выхода ЕС за рамки прямо закрепленной за ним компетенции (см. ниже пункт 2.6 комментария);

- принцип соблюдения Союзом равенства государств-членов перед учредительными документами (Договорами);

- принцип уважения Союзом национальной индивидуальности государств-членов особенно применительно к установлению формы правления и территориального устройства и другим "основополагающим политическим и конституционным структурам";

- принцип уважения Союзом основных функций государства с особым указанием на то, что вопросы поддержания национальной безопасности остаются в единоличной ответственности государств-членов.

Последние три принципа вместе содержатся в параграфе 2 комментируемой статьи 4 Договора о Европейском союзе. Они также скорректированы некоторыми другими положениями учредительных документов ЕС.

В частности, равенство государств-членов перед Договорами не исключает предоставления им неодинакового числа мест или голосов в органах Союза в зависимости от численности населения конкретной страны (квоты Германии, например, во много раз превышают квоты Мальты).

Национальная индивидуальность государств-членов подлежит уважению лишь при условии соблюдения ими ценностей Союза, нарушение которых может послужить основанием для введения санкций против государства-нарушителя (см. выше пункт 2.3 комментария).

Наконец, уважение Союзом основных функций государства не препятствует принятию на европейском уровне законодательства и других мер, которые влияют на осуществление подобных функций, в том числе по вопросам обеспечения национальной безопасности (в рамках компетенции Союза по вопросам "пространства свободы, безопасности и правосудия");

- принцип лояльного сотрудничества (параграф 3 статьи 4 Договора о Европейском союзе) был зафиксирован еще в 1957 г. при подписании Римского договора. В силу этого принципа Союз и государства-члены обязаны проявлять уважение друг к другу и оказывать взаимное содействие при выполнении любых задач, вытекающих из учредительных документов (первое предложение параграфа 3).

Из этого общего правила для государств-членов вытекают три основополагающие обязанности, закрепленные во втором и третьем предложениях параграфа 3 комментируемой статьи: обязанность принимать меры любого характера, чтобы обеспечить выполнение своих обязанностей согласно учредительным документам и правовым актам институтов ЕС; обязанность содействовать Союзу в выполнении его задач; обязанность воздерживаться от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

Вышеперечисленные обязанности были дополнены и конкретизированы в судебной практике (прецедентном праве) судов ЕС. В частности, они послужили основанием для признания принципа верховенства (примата) права ЕС над внутригосударственным правом. Приверженность принципу верховенства, как его сформулировал еще в 1964 г. Суд Европейских сообществ, государства-члены подтвердили в специальной декларации к Лиссабонскому договору (Декларация N 17) <98>.

--------------------------------

<98> Содержание этой Декларации базируется на тексте статьи I-6 проекта Европейской конституции 2004 г. Как уже отмечалось выше (см. раздел 1 комментария) при подготовке Лиссабонского договора 2007 г. государства-члены решили не включать принцип верховенства права ЕС непосредственно в учредительные документы, а ограничиться ссылкой на него в специальной декларации, которая формально не имеет юридически обязательной силы.

 

Тем не менее данный факт не влияет на дальнейшее существование принципа верховенства, который продолжит применяться в "новом" Союзе как принцип, имеющий судебное (прецедентное) происхождение. На это обстоятельство прямо указано в заключении Юридической службы Совета Европейского союза, приложенном к Декларации N 17.

Условия и порядок вступления новых государств служат предметом статьи 49, которая содержится в последнем разделе Договора о Европейском союзе (раздел VI "Заключительные положения").

Критерии приема в "новый" Союз не претерпели существенных изменений по сравнению с условиями, которые действовали до настоящего времени. Согласно комментируемой статье доступ в ЕС, в принципе, открыт для любого европейского государства (термин "европейский" не получил официального определения, что, очевидно, будет порождать новые дискуссии относительно географических пределов расширения ЕС) <99>.

--------------------------------

<99> Среди действующих государств-членов одно находится на территории Малой Азии (Республика Кипр); административно-территориальные единицы некоторых государств-членов, хотя и являются частью ЕС, расположены в других частях земного шара, например, французская Гвиана (Южная Америка), испанские Канарские острова (Африка). Отдельными политиками и государственными деятелями высказывались мнения о допустимости приема в состав ЕС таких государств, как Сирия, Израиль, страны Северной Африки. Одно из последних - Марокко - даже обращалось с заявкой о присоединении ЕС.

 

Другим критерием приема в ЕС служит приверженность государства ценностям Союза (см. выше пункт 2.3 комментария), что предполагает не только их соблюдение на своей территории, но и обязательство содействовать их дальнейшему укоренению в случае приема в ЕС.

Остальные критерии приема в состав Союза, относящиеся, в частности, к экономическому потенциалу заинтересованных стран, определяются руководителями действующих государств-членов в рамках высшего органа политической координации ЕС - Европейского совета <100>.

--------------------------------

<100> В настоящее время действуют так называемые "Копенгагенские критерии", согласованные на сессии Европейского совета в Копенгагене в 22 июня 1993 г. Поправками Лиссабонского договора 2007 г. в статью 50 Договора о Европейском союзе впервые включено положение, которое прямо уполномочивает Европейский совет устанавливать дополнительные критерии приема в ЕС.

 

Процедура присоединения также не претерпела существенных изменений в сравнении с порядком, действовавшем в "старом" Союзе: заинтересованное государство подает заявку с просьбой о его приеме в ЕС; в случае одобрения заявки представителями всех действующих государств-членов в Совете Европейского союза с заинтересованным государством (государством-кандидатом) проводятся переговоры, в ходе которых проверяется его соответствие вышеуказанным критериям приема.

Вступление в Союз оформляется договором о присоединении, который подписывают и ратифицируют, с одной стороны, все действующие государства-члены ЕС, с другой стороны - одно или несколько государств-кандидатов. Каждое государство-член, таким образом, имеет право абсолютного вето на любое расширение состава Европейского союза.

Аналогичным правом располагает представительный институт ЕС - Европейский парламент, - который высказывает свое согласие большинством от списочного состава депутатов (на практике голосование в Европарламенте проводится до подписания договора о присоединении; при отсутствии согласия Европарламента подобный договор подписан быть не может).

Принципиально новым положением учредительных документов Европейского союза, перенесенным в них Лиссабонским договором 2007 г. из проекта Европейской конституции 2004 г., стало признание права государств-членов на добровольный выход из состава ЕС (статья 50 Договора о Европейском союзе).

Каждое из действующих государств-членов ЕС может принять соответствующее решение согласно своим конституционным правилам. Выход из состава ЕС производится на основании соглашения, которое нуждается в одобрении Европейского парламента. В случае недостижения соглашения выход может быть осуществлен в одностороннем порядке по истечении двух лет с момента подачи заинтересованным государством уведомления в Европейский совет.

В условиях, когда количество государств-членов ЕС приближается к тридцати, все более заметной становится внутренняя неоднородность Европейского союза - с точки зрения уровня социально-экономического развития и политических приоритетов разных государств-членов, заинтересованности их народов и правительств в осуществлении тех или иных интеграционных проектов.

В этой связи с 1 мая 1999 г. (поправки Амстердамского договора 1997 г., пересмотренные Ниццким договором 2001 г.) учредительные документы ЕС предусматривают возможность продвинутого сотрудничества государств-членов в рамках Европейского союза.

В "новом" ЕС соответствующие нормы будут закреплены в двух разделах Договоров - разделе IV "Положения о продвинутом сотрудничестве Договора о Европейском союзе", который содержит его самые общие, базовые принципы, и разделе III. Продвинутое сотрудничество части шестой Договора о функционировании ЕС, который устанавливает детальные правила и процедуры.

Суть механизма продвинутого сотрудничества, как уже отмечалось выше (пункт 2.1 комментария), состоит в том, что институтам ЕС поручается осуществление дополнительных мероприятий в пределах их компетенции - но в отношении не всего Союза, а лишь отдельных его стран, пожелавших участвовать в продвинутом сотрудничестве.

Речь может идти, в частности, о более глубокой и масштабной гармонизации различных отраслей и институтов права на европейском уровне (например, налогового или уголовного права); об осуществлении институтами ЕС практических мер, касающихся только государств-участников продвинутого сотрудничества (например, реализация дополнительных программ внутри ЕС или осуществление дополнительных внешнеполитических демаршей на международной арене).

Количество сфер и проектов продвинутого сотрудничества, которые могут устанавливаться в рамках Союза, не ограничивается. Поэтому учредительные документы ЕС в оригинальной редакции используют этот термин во множественном числе - "продвинутые сотрудничества" (франц.: cooperations renforcees) <101>.

--------------------------------

<101> Наиболее известной в настоящее время формой продвинутого сотрудничества является издание институтами Союза законодательства и других мер в развитие "Шенгенских достижений" (Шенгенских соглашений и основанных на них правовых актов). Эта форма подчиняется специальным правилам, изложенным в одном из протоколов к учредительным документам (Протокол о Шенгенских достижениях, интегрированных в рамки Европейского союза). В продвинутом сотрудничестве в рамках Шенгенских достижений изначально не участвовали Великобритания и Ирландия. Впоследствии эти страны несколько изменили свою позицию (частично присоединились к Шенгенским достижениям). Однако по сей день Великобритания и Ирландия не подпадают под действие центрального элемента Шенгенских достижений - правил, обеспечивающих отмену пограничного контроля внутри ЕС и проведение единой визовой политики, включая выдачу Шенгенской визы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.