Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Небесная власть над командами апостолов и пресвитериями



 

На земном уровне ни один человек не имеет власть над командами апостолов и пресвитериями. Можете изучить весь Новый Завет, чтобы найти упоминания о таком уровне власти, но вы их так и не отыщите. Иисус управляет ими непосредственно с неба через Духа Святого. Исторически сложилось так, что люди почти всегда ставили над командами апостолов и пресвитериями других людей, и это мешало осуществлению руководства Иисуса. Никакие чиновники не могут восполнить нужды на этой земле. Мы живем в изменяющемся мире, в котором постоянно происходят кризисы, революции и войны, и где люди открыты к Евангелию лишь в определенные моменты при определенных условиях, а затем их сердца опять закрываются. Только у Духа Святого есть «компьютер», который показывает нам, где и когда нужно быть!

Обычно человек, который хорошо чувствует себя в роли чиновника, не может возглавлять команду апостолов. И наоборот, если человеку не нравится быть чиновником, то, вероятно, ему следует находиться во главе команды апостолов. Кроме того, бывает, что человек процветает в роли чиновника, обладая властью, которую ему не следовало бы иметь. Часто ли подобное случается в современной церкви? Полагаю, что да.

Изучая жизнь Авраама, я понял, насколько рискованно делать больше, чем просит Бог. Помните, что Бог повелел Аврааму оставить своих родственников, но он взял с собой Лота (см. Быт. 12:1–5). Лот стал отцом моавитян и аммонитян, которые до сих пор создают проблемы для Израиля и других стран Ближнего Востока. Кроме того, помните, как двенадцать лет Авраам ждал рождения сына от Сарры, и, в конце концов, решил завести сына от Агари (см. Быт. 16:16–17:1). В результате появился Измаил и его потомки, которые вот уже четыре тысячи лет представляют собой проблему для Израиля. Несомненно, в Писании содержится четкое предупреждение: не делать больше, чем того просит Бог. Именно поэтому в церкви нельзя развивать лишнюю бюрократию.

В этой связи вспоминается прецедент из Ветхого Завета, когда израильтянам показалось трудно жить под невидимым руководством Бога, и они попросили Его о царе-человеке:

 

И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними.

(1 Царств 8:4–7)

 

Понимаете, когда мы не принимаем невидимое правление Бога и просим о человеческой замене, то тем самым отвергаем Самого Бога!

 

Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их.

(1 Царств 8:8–9)

 

Если вы являетесь лидером в народе Божьем, то рано или поздно вы обнаружите, что люди начнут обращаться с вами так же, как с Богом. Однако Бог сказал: «Послушай голоса их». Вот это мудрость. Не противьтесь людям, когда они желают чего-то ненужного. Пусть они это получат. Только так они и смогут чему-то научиться.

 

(Бог сказал:) Только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.

(1 Царств 8:9–18)

 

Самуил в точности описал человеческое правление. Когда людьми правит человек, а не Бог, бюрократическая машина поглощает очень много сил и денег. В Новом Завете есть описание библейского прецедента временного церковного совещания, но не постоянного церковного органа. В истории церкви иногда созывались совещания, чтобы разобраться в той или иной серьезной ситуации, но когда необходимость в них отпадала, они распускались. Существующие в наше время постоянно комитеты, советы и деноминации представляют собой настоящую проблему.

Конечно, в работе Божьей можно и нужно созывать комитеты, совещания и тому подобное, однако нельзя допускать, чтобы они узурпировали власть полноправных представителей Божьего правительства на земле: команд апостолов и пресвитерий. Однако чаще всего именно так и происходит.

 

Божье правительство, действующее на земле

 

Давайте подробнее рассмотрим отношения апостолов и пресвитерий в осуществлении Божьего руководства на земле, а также установленные Богом меры предосторожности против превышения власти. Совершенно необходимо понять следующее: Бог часто направлял апостолов к той или иной группе людей, однако они никогда не претендовали на власть в тех или иных поместных церквях. Я был знаком с одним человеком, которого считал апостолом в восточной Африке, основываясь на плодах его служения. Подобный случай был также и в прошлом: перед Второй мировой войной двое мужчин, Джеймс Зальцер и Уильям Бертон отправились из Англии в Бельгийское Конго. В течение последующих сорока лет они основали более тысячи автономных поместных церквей. В их служении присутствовали все признаки апостолов, описанные в Новом Завете. Они были апостолами в Бельгийском Конго. Я думаю, апостолы посылаются скорее к группе людей, чем в географическую местность, что заметно в противостоянии Павла и Петра:

 

И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников…

(Галатам 2:6–8)

 

По сути, Петр и Павел разделили древний мир согласно бременам, которые получили от Бога. Однако эти апостолы не претендовали на исключительную власть в конкретных церквях. В качестве примера давайте рассмотрим отношения Павла с церквями в Галатии и Коринфе.

 

Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

(Галатам 4:19)

 

Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

(1 Коринфянам 4:14–15)

 

Павел был духовным отцом церквей в Галатии и Коринфе. Это бесспорно. Как же он к ним относился? Он сердился на обе эти церкви за то, что они позволили лжеучителям убедить их в том, что новообращенным верующим из язычников, прежде чем спастись, необходимо стать иудеями. Однако Павел не говорил: «Почему вы пригласили этих проповедников, не спросив моего разрешения?» Напротив, он сказал: «Вы должны были сами догадаться, что им нельзя верить». Павел не ссылался на то, что у него есть власть. Очевидно, он никогда не претендовал на полную власть в той или иной церкви, даже если он был ее «родителем». Вместо этого он упрашивал их.

 

Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? (Лжеучителя) ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

(Галатам 4:12–17)

 

Как мы реагируем, когда заблуждаются подвластные нам люди? Лично я никогда не навязываю им своего мнения. Навязав им свою точку зрения, можно добиться от них кратковременного подчинения, но, в конце концов, это не приведет ни к чему хорошему. Оказавшись в таких ситуациях, я чувствую побуждение дать людям совет, а затем оставить их в покое и позволить во всем самим разобраться.

 

Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас. (Вот его основная реакция:) Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

(Галатам 4:18–21)

 

Он говорил: «Неужели вы сами не видите, что сказано в Библии?» В конечном счете, он обращает внимание галатов на Писание и взывает к их пониманию, духовной зрелости и здравомыслию.

Мы видим, что к проблемам в Коринфе Павел имел аналогичный подход:

 

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

(1 Коринфянам 3:1–4)

 

Хотел ли он, чтобы все говорили: «Я — Павлов»? Конечно, нет. Теми, кто так говорил, Павел был расстроен так же, как и теми, кто заявлял: «Я — Аполлосов»!

 

Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится.

(1 Коринфянам 3:5–13)

 

Говорил ли Павел: «Без моего разрешения никто другой не должен строить»? Нет. Он лишь сказал, чтобы все смотрели, как они строят. Затем он предупредил, что если они будут строить из дерева, сена и соломы, то все это сгорит. Он не сказал: «Вы не должны вообще строить», а лишь сообщил о том, что произойдет, если они будут строить так.

В конечном итоге, нашим самым эффективным инструментом является истина. Меня восхищает заявление Павла из 2 Коринфянам 13:8: «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину». Я полностью в этом убежден. Не препятствуйте истине. Не будьте упрямыми. Если вы встретитесь с истиной, то преклонитесь перед ней. Возможно, это не всегда мне удобно, но я преклонюсь перед любым человеком, который скажет мне истину. Павел поступал так: он просто говорил истину, а затем позволял уйти всему лишнему.

 

Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

(1 Коринфянам 1:11–13)

 

Павел не хотел, чтобы они были «его людьми», и он поступал очень мудро. Чем больше у вас людей, тем больше у вас их проблем. Зачем создавать самому себе проблемы? Кроме того, я заметил, что Петр писал галатам независимо от Павла (см. 1 Пет. 1:1). Нет никаких сведений о том, что они согласовывали друг с другом свои действия. Они оба служили галатам согласно тому, как их вел Дух Святой. Отсюда снова следует вывод: Бог направлял апостолов к той или иной группе людей, но они никогда не претендовали на власть в тех или иных церквях. Я понимаю, каким спорным это заявление покажется тем людям, которые работают с апостольскими сетями или в церковных ассоциациях. Я не критикую ничьи методы работы. Однако позвольте подчеркнуть, что к тем, кому мы служим, мы должны приходить, как рабы, а не как господа.

 

Общая картина

 

В Библии представлена довольно простая картина того, как Тело Христово движется вперед на двух ногах: на командах апостолов и пресвитериях. Чтобы Тело функционировало не как бюрократический аппарат, а как живая церковь, необходимо соблюдать библейское равновесие между этими двумя служениями. Оба эти служения находятся под прямым, невидимым руководством Христа на небесах и осуществляются на земле Духом Святым. До тех пор, пока в церкви не начнут действовать команды апостолов, она должна считаться находящейся в процессе развития.

Пусть Христос истинно созидает Свою церковь!

 

 

15 глава

Воспроизводство, а не преемственность

 

Картина поместной церкви, которую я вам рисую, на самом деле очень естественна. Она мало похожа на ту искусственную обстановку, царящую во многих современных церквях. На Ближнем Востоке гораздо больше, чем на Западе ценятся взаимоотношения и верность. Я жил и в том, и в другом обществе, и поэтому могу сказать, что в западных странах намного сложнее заметить естественную, органичную жизнь, построенную на взаимоотношениях людей по новозаветному образцу. Однако этот образец дается в Писании. Прожив более восьмидесяти лет, я пришел к несомненному выводу, что нет ничего лучше Божьих образцов!

 

«Цикл воспроизводства»: апостолы и пресвитеры

 

В 13-й главе я уже вскользь упомянул один из Божьих образцов, который я называю «циклом воспроизводства». Это очень интересно, поскольку Бог всегда творит живые организмы, способные к воспроизводству. Он дал четкое повеление Адаму и Еве, записанное в Бытии 1:28: «Плодитесь и размножайтесь». Это верно как в физической, так и в духовной сфере. Бог установил метод самовоспроизводства двух основных церковных служений: апостола и пресвитера. Эти церковные служения, как и все остальные творения, воспроизводятся очень «естественно-неестественным» способом.

Сначала апостольское служение возникает в отдельном регионе, что вполне понятно, ведь это служение распространяет Царство Божье на новые территории. Апостолы назначают пресвитеров, чтобы сохранить плоды своего труда, и впоследствии из этих групп пресвитеров возникают новые апостолы. Этот цикл может длиться бесконечно. Он гораздо лучше духовных семинарий и библейских колледжей, потому что зависит от трех факторов: близкое общение, взаимозависимость и долгосрочные отношения. Это не какое-то искусственное обучение; все «куется» в кузнице беспрерывной миссионерской работы и церковной жизни. В этом нет ничего неестественного или неиспытанного.

Мы сможем увидеть, как был установлен этот образец, если еще раз посмотрим на первые четыре стиха 13-й главы Книги Деяния:

 

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители (Варнава, Симеон, Луций, Манаил и Савл)… Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр.

(Деяния 13:1–4)

 

Прежде чем Дух Святой открыл волю Божью, Павел и Варнава были пророками и учителями. После того, как проговорил Дух Святой, другие лидеры церкви возложили на них руки и послали их как представителей церкви в Антиохии. В Новом Завете указаны шесть основных целей возложения рук:

 

1. Служение исцеления больным.

2. Помощь желающим креститься в Духе Святом.

3. Передача духовных даров.

4. Отправка апостолов.

5. Назначение пресвитеров.

6. Назначение дьяконов.

 

Возложение рук — не просто формальность. Когда под водительством Духа Святого определенные люди возлагают руки на других людей, всегда высвобождается духовная власть и сила.

В последующей главе сказано, кем стали Павел и Варнава после того, как их послали на служение таким образом.

 

Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов… Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили…

(Деяния 14:4, 14)

 

Эти пророки и учителя стали апостолами, благодаря тому, что их послали на служение лидеры поместной церкви.

Концепция команд апостолов раскрывается и в других отрывках Нового Завета. Например, в Послании к Галатам Павел писал:

 

Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

(Галатам 2:1)

 

Здесь мы уже видим Павла, Варнаву и Тита. В Галатам 2:9 упоминается, что в Иерусалиме у них произошла встреча с другой командой апостолов: Иаковом, Петром и Иоанном. Две команды встретились, рассмотрели спорные вопросы, подали друг другу руку общения и после этого расстались. Обратите внимание, что во всем Теле Христовом была развитая сеть общения, однако определенным командам давались определенные задания. Петр, Иаков и Иоанн были апостолами иудеев, тогда как Павел, Варнава и Тит были апостолами язычников. В командах апостолов существуют определенные задачи и приоритеты. Возможно, Бог дает им разные виды благодати, что дает им возможность выполнять конкретные задания.

Далее в Книге Деяния мы встречаемся с еще одной командой апостолов:

 

Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

(Деяния 15:37–41)

 

Поскольку Иоанн Марк оставил двух апостолов в их предыдущем путешествии, Павел не хотел, чтобы он шел с ними в следующем. В результате образовалась новая пара апостолов: Варнава и Иоанн Марк. А Павел отправился в свое второе миссионерское путешествие с еще одним апостолом — Силой. Этот же принцип прослеживается по всему Писания, а именно — командное служение. Мы видим, что апостолы никогда не действовали в одиночку.

 

А Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями (из антиохийской церкви) благодати Божией.

(Деяния 15:40)

 

Я считаю, из этого можно сделать вывод, что Павел и Сила (как перед этим Павел и Варнава) были назначены через возложение рук официальными представителями апостолов антиохийской церкви. Теперь посмотрим, как проходило это путешествие:

 

Дошел он (Павел) до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою.

(Деяния 16:1–3)

 

Здесь упоминаются три города: Дервия, Листра и Икония. Поскольку Листра упоминается дважды, то, возможно, именно в этом городе Тимофей был воспитан своей матерью, верующей женщиной, состоявшей в поместной церкви. О Тимофее хорошо отзывались братья из его поместной церкви. Человек не имеет права начинать служение, если у него нет хороших отзывов со стороны его поместной общины. Первое требование: докажите свою состоятельность у себя дома. Если вы не сможете этого сделать там, то не сможете нигде, и точка.

Поскольку Тимофей отвечал этому первоначальному требованию, Павел решил привлечь его к служению. Павел никогда бы не рискнул взять в свою команду непроверенного человека. Но Тимофей был проверен в серьезных условиях — в поместной церкви. Другие верующие знали его и наблюдали за ним с детства, т.е. он находился под гораздо более пристальным вниманием, чем студенты университетов. Я как бывший университетский преподаватель кое-что знаю об учебном процессе. Когда вы столкнетесь с трудностями и будете вынуждены шагнуть в неизвестность, выберите себе в помощники человека, воспитанного в тесных отношениях с другими людьми у себя дома и в церкви, а не того, кто прошел обучение в классе.

Итак, в этом путешествии участвовали Павел, Сила и Тимофей. Кем стал Тимофей после того, как присоединился к Павлу и Силе? Ответ на этот вопрос содержится в 1-м послании к Фессалоникийцам, где упоминаются события, происходившие как раз во время этого путешествия. Сначала заметьте, кто написал это послание: «Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской (1 Фес. 1:1). Затем обратите внимание, как они описывают себя:

 

Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы.

(1 Фессалоникийцам 2:6–7; жирный шрифт мой — Д.П.)

 

Они были апостолами. Как же Тимофей стал апостолом? Его должным образом послали на служение пресвитеры в Листре. Это поручение описывается подробнее в послании Павла Тимофею:

 

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

(1 Тимофею 1:18)

 

Ранее Тимофею были сообщены пророчества, в которых говорилось об общем характере служения, для которого Бог его предназначил. Гораздо подробнее это описано в 4-й главе.

 

Не неради о пребывающем в тебе даровании (харизме), которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (пресвитерии).

(1 Тимофею 4:14)

 

Сравните эти стихи в 1-м Тимофею с отрывком Деяния 16:1–3. Предлагаю вам мое толкование этих мест Писания. Возможно, многие с ним не согласятся, но я считаю, что «харизма», о которой здесь говорится, это апостольское служение, которое передается человеку через пророчество с возложением рук пресвитеров его церкви. Тимофей стал апостолом, когда пресвитеры под водительством Духа Святого послали его на служение. Некоторые люди считают, что «дарование», о котором здесь идет речь, это крещение Духа Святого, но это маловероятно. Это крещение входит в «обязательную программу» Бога для всех верующих. Покайтесь, креститесь, примите Духа Святого. Здесь говорится о какой-то другой «харизме» или духовном даре. Харизмами являются все пять основных служебных дара (апостолы, пророки, евангелисты, пастыря и учителя), поэтому я считаю, что дарование, о котором здесь говорит Павел, это апостольское служение, которое Тимофей принял через пророчество и возложение рук.

Итак, мы видим библейский образец: Павел и Сила пришли в Листру и стали общаться с братьями. Тимофей, юноша с выдающимся христианским характером и знанием Писаний, после соответствующего о нем пророчества присоединился к команде Павла. Пресвитеры это признали, а затем пресвитеры вместе с апостолами возложили на Тимофея руки, послав его на служение как своего представителя вместе со старшими апостолами Павлом и Силой. Согласно библейскому примеру, новичок работает с более опытными служителями. Постепенно он приходит к тому, что может действовать самостоятельно.

Через какое-то время Павел и Тимофей пришли в город Эфес. Здесь Павел оставил Тимофея как своего представителя, чтобы тот закончил то, что необходимо было сделать в этой церкви. Посмотрим, как об этом сказал сам Павел:

 

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе.

(1 Тимофею 1:3)

 

Павел отправился в Македонию, оставив Тимофея в Эфесе, чтобы тот продолжил там апостольское служение. Он был соратником Павла. Доказав свою компетентность во время совместного служения с Павлом, Тимофей теперь считался способным служить самостоятельно под общим руководством Павла. Что же он должен был сделать в Эфесе? В 3-й главе мы читаем об одной из основных задач Тимофея. Павел писал:

 

Верно слово: если кто епископства желает (хочет быть пресвитером, пастырем), доброго дела желает. Но епископ должен быть…

(1 Тимофею 3:1–2)

 

Напомнив Тимофею требования к епископу, Павел затем дал следующие указания:

 

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих (пресвитеров) обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно.

(1 Тимофею 5:17–22)

 

В обязанности Тимофея в Эфесе входило рукоположение пресвитеров в эфесской церкви. Теперь есть полный цикл воспроизводства: пророки и учителя посредством духовного рождения приводят к появлению апостольского служения. Апостолы идут и приходят в город Листра. Совместно с пресвитерами они порождают апостольское служение, которое переходит в город Эфес. Это апостольское служение назначает пресвитеров, и вновь возникает возможность появления апостольского служения из этих пресвитеров.

Вы видите, что двумя основными служениями на самом деле являются апостолы и пресвитеры. В Новом Завете об апостолах и пресвитерах сказано больше, чем обо всех остальных служителях вместе взятых. Кто же ими становится? Пророки и учителя. Вот как в Теле Христовом все взаимосвязано!

 

Преемственность апостолов?

 

Обратите внимание, что в Библии никоим образом не подтверждается принцип преемственности апостолов. Этот принцип состоит в том, что апостол (или епископ) должен быть назначен кем-то, кто в свою очередь был назначен апостолом кем-то еще. Павел и Варнава были в Антиохии, т.е. недалеко от Иерусалима. Несомненно, в то время в Иерусалиме находились несколько апостолов, которые были назначены Самим Господом, пока Он был на земле. Если бы Господь считал необходимым, чтобы новый апостол был назначен уже существующим апостолом, то Он легко мог бы устроить так, чтобы один или несколько апостолов пришли из Иерусалима в Антиохию и рукоположили Павла и Варнаву. Однако Он этого не сделал.

Принцип преемственности апостолов не находит никакого подтверждения в Новом Завете. Вместо него проявляется принцип духовного рождения, которое происходит благодаря общению в поместной церкви. Действительно, пресвитеры посылали апостолов, а апостолы назначали пресвитеров. Апостолы подотчетны церквям и пресвитериям, которые их направили, однако именно они должны основывать новые группы пресвитеров!

Мы уже увидели, что Павла рукоположили апостолом служители в антиохийской церкви. Однако обратите внимание на то, как сам Павел описывал свое апостольское служение:

 

Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых.

(Галатам 1:1)

 

Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей.

(1 Тимофею 1:1)

 

Здесь снова видна взаимосвязь между Божьим и человеческим.

Я как учитель Библии рисую идеальную, совершенную картину. При этом я прекрасно осознаю, что этот идеал труднодостижим. Много лет назад я понял, что даже если у нас будет точный план построения новозаветной церкви, у нас вряд ли будут необходимые строительные материалы, а именно: истинные новозаветные верующие! Новозаветную церковь можно построить только из новозаветных стройматериалов. Но я продолжаю верить, что Бог будет двигать Тело Христово к поистине библейскому образцу церкви. Я не сдаюсь! Сейчас мне за восемьдесят, и вот уже более шестидесяти лет я наблюдаю за тем, как церковь проходит процесс освящения и очищения. Я был свидетелем удивительных изменений в структуре Тела Христова. За последние десятилетия прошло несколько течений, направленных на восстановление истины во многих сферах, в частности: власть, вера, освобождение, миссионерство и любовь. Я стремлюсь увидеть, когда церковь будет жить действительно как церковь; когда жизнь в ней будет отвечать ее сущности.

 

4 часть:

Церковное лидерство

16 глава

Мобильное служение: апостолы

 

В 1-й части этой книги мы рассмотрели сущность церкви как Божьего удела и особенного народа. Во 2-й части мы изучили семь образов церкви, изложенных Павлом в Послании к Ефесянам. Затем в 3-й части мы рассмотрели общую структуру церкви, как вселенской, так и поместной. Прежде всего, я посчитал необходимым разобраться в том, кто и что является церковью. Перед тем как изучать методы, образцы и принципы руководства, по которым строится церковь, мы должны убедиться в том, что знаем, что именно мы строим. Мы должны строить мудро на правильном основании, о чем предупреждал Павел в 3-й главе 1-го послания к Коринфянам.

Теперь мы переходим к изучению основных служений или лидерства церкви. Конечно, здесь будут некоторые повторения, когда речь зайдет о деятельности команд апостолов и пресвитеров, что мы уже рассмотрели ранее. Но теперь мы будем их изучать, прежде всего, в контексте их конкретных призваний и каждодневной церковной жизни.

При изучении лидерских служений мне удобно разделять их на две группы: мобильные служения и стационарные служения. Начнем с мобильных служений.

 

Мобильные служения

 

Возможно, вы удивитесь, узнав, что большинство церковных служений — мобильные. Бог никогда не хотел, чтобы церковь удобно устроилась и превратилась в солидную организацию, какой она зачастую является сегодня. Служители ранней церкви постоянно распространяли Евангелие на новых землях и в духовных пустынях. Частично это происходило благодаря особому вниманию и поддержке, которые оказывались мобильным служениям. Некоторые служители никогда не познают спокойной и размеренной жизни, которой наслаждаются многие из нас, потому что Бог вложил в их сердце стремление к переездам. Чтобы оставаться в одном месте, нужна преданность и сила, однако для поддержания видения, которое распространяется за горизонт, необходим другой вид преданности и силы.

Церковь не оказала бы влияния на весь мир, не будь в ней мобильных служений, ведь они не привязаны к той или иной местности, а могут действовать повсеместно во вселенской церкви. Они доступны всем отделениям церкви повсюду. Мы снова посмотрим на главный перечень этих служений в Послании к Ефесянам:

 

И Он (Иисус) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями (дословно «пастухами») и учителями.

(Ефесянам 4:11)

 

По сути, из пяти служений, перечисленных здесь, стационарным является лишь пасторское, а остальные служения, в основном, мобильные: апостолы, пророки, евангелисты и учителя. В этой главе мы рассмотрим тему апостолов.

В детстве, когда я в течение десяти лет учился в частной школе, я был обязан посещать церковь ежедневно: один раз в рабочие дни и дважды — в воскресенье. Всего выходило восемь раз в неделю. В моей памяти навсегда остались образы витражей, например, Иисус в плотницкой мастерской с двенадцатью апостолами. Казалось, каждому из них было не менее пятидесяти лет. У них были всклокоченные бороды, длинные седые волосы и морщинистые лица. Складывалось впечатление, будто церковными лидерами могут быть только пожилые люди. Все это совершенно не соответствует действительности. Внимательно изучив Новый Завет, вы убедитесь, что апостолы, которых Иисус призвал во время Своего земного служения, были молодыми людьми, они даже еще не достигли среднего возраста.

Бога я представлял себе подобным образом. Он мне казался сердитым и раздражительным стариком с длинной седой бородой, который сидит в Своем кабинете в конце длинного коридора. Никому не хочется, пройдя по тому коридору, постучать в дверь и войти в тот кабинет, ведь тогда вы напроситесь на неприятности!

Прошли годы, прежде чем я смог избавиться от некоторых религиозных представлений, возникших у меня еще в детстве. Думаю, что и вам придется исправить свое мышление, чтобы увидеть правильную, библейскую картину апостола. Вообще говоря, у слова «апостол» есть традиционные религиозные ассоциации, из-за которых в нашем воображении возникает мрачный, неприятный образ человека из далекого прошлого, с которым лучше не встречаться. Конечно, я знаю, что 90% христиан считают, что апостолы существовали только в определенный исторический период девятнадцать веков назад. Они не думают, что апостола можно встретить в наше время. Надеюсь, мне удастся исправить это неверное представление.

 

Кто такой апостол?

 

Давайте рассмотрим значение слова «апостол», начиная с его происхождения и употребления в языке, на котором написан Новый Завет. Это древнегреческое слово apostolos, и у него очень конкретное значение: «посланный». Многие люди не подозревают, что слово «апостол» содержится в некоторых широко известных библейских отрывках. Например, Иисус сказал:

 

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник (apostolos) не больше пославшего (apostolos) его.

(Иоанна 13:16; жирный шрифт мой — Д.П.)

 

«Посланник» — это и есть апостол. В этом месте Писания подчеркивается тот факт, что основное значение слова «апостол» — «посланный». В различных переводах Библии слово apostolos иногда переводится как «посланник». В дальнейшем я постараюсь доказать, что это довольно неудачный термин, и он несколько вводит в заблуждение. Значение слова apostolos тесно связано с другим, более распространенным в современном христианстве словом, а именно: «миссионер». Слово «миссионер» происходит от латинского глагола, означающего «посылать». Поскольку слово «апостол» означает «посланный», очевидно, что эти слова очень близки по смыслу. Чтобы лучше понять сущность апостолов, следует соотносить их с миссионерами, хотя не все апостолы являются миссионерами, так же, как и не все миссионеры — апостолами.

Интересно посмотреть, сколько раз в Новом Завете встречается слово «апостол». Мы, не колеблясь, используем слово «евангелист» (или «благовестник») тогда как оно встречается в Новом Завете всего три раза. На самом деле евангелистом назван только один человек — Филлип. Если же посмотреть на слово «апостол», то такими служителями названы двадцать восемь человек. Многие христиане и подумать не посмеют о том, чтобы назвать так кого-либо из ныне живущих служителей.

Когда я только начал свое служение проповедника в других странах, люди задавали мне вопрос: «Чем вы занимаетесь?» Я отвечал: «Путешествую и проповедую». Тогда они говорили: «Значит, вы — евангелист». Я отвечал: «Нет, совсем нет!» «Ну, как же. Ведь вы путешествуете и проповедуете». Считалось, что путешествовать и проповедовать может только евангелист. А если вы не путешествуете и проповедуете, значит, вы — пастор! Было всего два варианта, и, конечно же, это не соответствует Писанию.

 

Кем были новозаветные апостолы?

 

До дня Пятидесятницы апостолами были названы около четырнадцати человек, а другие четырнадцать человек были так названы после дня Пятидесятницы.

 

Первый и Совершенный Апостол

 

Первым апостолом был назван Сам Господь Иисус Христос, и это естественно. Я считаю, что Иисус — совершенный образец любого из пяти основных типов служителей. Он — совершенный Апостол, совершенный Пророк, совершенный Евангелист, совершенный Пастырь и совершенный Учитель. В Послании к Евреям Иисус не только назван апостолом, но здесь также проливается свет на значение этого слова:

 

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (Апостола) и Первосвященника исповедания нашего (или нашего символа веры), Иисуса Христа.

(Евреям 3:1)

 

Иисус назван Апостолом и Первосвященником нашего исповедания. Это противоположные стороны Его всеохватывающего служения. Как Апостол Он был послан Богом в мир для выполнения особенного задания, которое никто кроме Него не мог выполнить. Как Первосвященник Он вернулся в присутствие Божье, чтобы представлять тех, кто принял Его земное служение. Как Апостол Он был послан Богом, чтобы нас искупить. Как Первосвященник Он вернулся к Богу, чтобы ходатайствовать за нас. Какое замечательное описание труда Христа!

В Евангелии от Иоанна, начиная с 36-го стиха 10-й главы, содержатся и другие утверждения о том, что Иисус был послан. В этом стихе Иисус обращался к иудеям, которые сомневались в Его заявлении о том, что Он представляет Бога:

 

Тому ли (Иисусу), Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите…

(Жирный шрифт мой — Д.П.)

 

Отец освятил Иисуса и послал Его в мир. Словом «послал» переведен древнегреческий глагол apostello, от которого образовано слово «апостол». Отец освятил (отделил) Иисуса, а затем послал Его в мир, чтобы Он стал нашим Апостолом (Посланным).

 

Ученики как апостолы

 

В Иоанна 20:21 подобное сказано о первых учениках:

 

Иисус же сказал им (Своим ученикам) вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

 

Во фразе «послал Меня Отец» использовано слово apostello. Тем самым Иисус сказал: «Отец Мой послал Меня как апостола. А теперь Я посылаю вас так же, как Меня послал Отец». Таким образом произошла передача апостольства.

Давайте подробнее рассмотрим этих первых двенадцать учеников, ставших апостолами. Мы выясним, как Иисус их назначил апостолами, и что при этом было сказано:

 

Видя толпы народа, Он (Иисус) сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

(Матфея 9:36–38)

 

Было необходимо выслать на жатву людей в качестве делателей. Именно это Иисус затем и сделал:

 

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии… Сих двенадцать послал Иисус.

(Матфея 10:1–2, 5)

 

Здесь снова есть существительное apostolos, переведенное как «апостолы». Кроме того, мы видим глагол apostello, переведенный как «послал». Обратите внимание, что в первом стихе они названы учениками, а в последующих — апостолами. Они превратились из учеников в апостолов, когда были посланы.

Между прочим, в первой команде апостолов Иисуса, возможно, насчитывалось не менее тридцати человек, в том числе и женщин.

 

После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать (учеников), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие (в древнегреческом оригинале эта фраза в женском роде: «многие другие женщины»), которые служили Ему имением своим.

(Луки 8:1–3)

 

Когда команда Иисуса приходила в то или иное селение, его жители видели церковь в миниатюре: там были люди обоих полов и различного социально-экономического положения. В миссионерских группах и организациях должно быть такое же разнообразие, чтобы, когда их команды прибудут в чужие страны, местные жители видели истинную церковь. Я сам участвовал в евангелизационных мероприятиях, которые мы проводили в Замбии совместно с представителями различных рас и слоев общества. Среди них была и моя приемная чернокожая дочь Джесика. Насколько эта поездка отличалась от остальных, когда в Африку приезжают одни белые люди! Местные жители относились к нам совершенно иначе. Они не думали, что христианство — это религия Запада или белого человека. Когда они видят церковь в такой миниатюре, это находит отклик в их сердцах.

Итак, тех первых апостолов было двенадцать. Но всем нам известно, что Иуда стал предателем. В Писании сказано, что он отпал от апостольства (см. Деян. 1:25). Ожидая движения Божьего в горнице накануне дня Пятидесятницы, апостол Петр заявил собравшимся ста двадцати ученикам о необходимости восстановления этого числа двенадцать.

 

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

(Деяния 1:21–22)

 

Заметьте, что эти первые апостолы должны были быть свидетелями всего земного служения Иисуса со времени Его крещения Иоанном до Его распятия и воскресения. Ученики выдвинули две подходящие кандидатуры: Иосифа и Матфия. Затем они помолились и бросили жребий, попросив Господа указать, на кого пал Его выбор.

 

И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

(Деяния 1:26)

 

Таким образом, Матфий стал двенадцатым апостолом. У многих людей сложилось впечатление, что это назначение было недействительным, но в Писании нет ни одного предложения, в котором бы оно ставилось под сомнение. Напротив, когда Петр собирался произнести свою знаменитую речь в день Пятидесятницы, мы читаем: «Петр же, став с одиннадцатью…» (Деян. 2:14). Остальные одиннадцать были собраны в одну группу, и все они считались апостолами. Итак, мы видим, что в Писании удостоверяется назначение Матфия. Таким образом, перед днем Пятидесятницы апостолами были назначены Иисус, первые двенадцать, а затем Матфий — всего четырнадцать человек.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.