Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б/. Философская система Гегеля



Теорию объективного идеализма, как всеобъемлющее учение, разрабатывали последователи Канта - Фихте, Шеллинг и Гегель. В качестве примера рассмотрим в общих чертах точку зрения последнего.

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) представляет собой грандиозную попытку понять все мироздание и особенно историю человечества как процесс раскрытия Абсолютного, которое философ часто называл также Идеей или Мировым Духом. Только в философии Гегеля объективный идеализм продуман до последнего конца, приведен во всеобъемлющую систему и, главное, приложен к историческому процессу.

Новизна гегелевской философии заключается в том, что он впервые стремился понять сам Дух не только как неизменную субстанцию, но и как процесс. Диалектика, философское учение им созданное, есть не что иное, как система законов этого процесса, развивающегося согласно знаменитой триаде: тезис, антитезис, синтез. Диалектика есть, конечно, метод познания, но для Гегеля она была не только метод, а укоренение в самом бытии.

В начале Абсолютное существует только “в себе”, как единый, вечный и неподвижный мир платоновских идей (первотезис). Как таковой он изучается, по Гегелю, логикой. Второе диалектическое звено есть антитезис, представляющий собой отрицание тезиса, точнее - его противоположность. Если Дух изначально есть сплошное единство, то антитезисом этого единства является множественность и раздробленность, которую Гегель назвал “вне-себя-бытием”. Этот первичный антитезис есть природа, где каждая вещь находится вне иной вещи (то есть они разделены в пространстве), каждое бытие следует за предшествующим бытием (то есть, существует разделенность во времени), и, наконец, где причина порождает следствие, также находящееся вне причины. Третьей ступенью должен быть синтез, в котором тезис и антитезис даны в единстве. Этот первичный синтез есть история человечества, в процессе которой Абсолютное (то есть Божество) реализует себя в самосознании человека. Здесь бытие существует не только в себе, или как своя иноприродность, но как бытие “в себе” и “для себя”.

Так понятая, история человечества изучается рядом наук - самой историей, психологией, этикой, эстетикой, историей религии, но прежде всего царицей наук - философией.

Отметим, что гегелевская концепция позволяет преодолеть указанные выше трудности философской гносеологии и онтологии. Гносеология Нового времени исходила из понятия сознания, как внутренней душевной жизни. Загадка же сознания сводится к вопросу: как сознание достигает знания, содержание которого имеет силу независимо от сознанности или познанности? В этом смысле “истина” или “предмет знания”, будучи трансцендентны сознанию (находящиеся вне его), вместе с тем должны быть имманентны ему, то есть улавливаться или усваиваться им. Гегель, как и объективный идеализм вообще, достигает разрешения этой проблемы строгим различением сознания в гносеологическом смысле (или знания) от сознания в психологическом смысле. Для гегелевской гносеологии нет мышления без бытия, а бытия без мышления. Столь же плодотворно решает Гегель и онтологическую проблему систематического единства бытия (его органического единства). Как было показано выше, у него бытие есть единство Абсолютного Духа, раскрывающееся в развитии этого духа через многообразные формы и стадии его.

Наилучшим примером диалектического решения названных проблем теоретической философии может служить следующий ход мысли, с которого Гегель начинает свою “Науку логики”. Философия, с его точки зрения, должна начинаться с самого общего понятия, переходя затем к понятиям более конкретным. Наиболее общее понятие есть понятие бытия. В нем, по замыслу, должно содержаться все, что есть. Но при попытке конкретно помыслить это понятие мы видим, что оно настолько обще и широко, что мы не можем здесь представить себе что-нибудь определенное. Понятие бытия оказывается на поверку пустым и бессодержательным. По меткому замечанию философа, так понятое бытие есть “ночь Абсолютного, в которой все кошки (явления) серы”. Иначе говоря, бытие превратилось у нас под руками в свою противоположность и свое отрицание - в небытие (антитезис). Но философская мысль не может на этом остановиться; она идет далее - к синтезу.

Синтез понятий бытия и небытия есть становление, ибо понятие становления предполагает, что нечто есть (то, что становиться), с другой стороны, в нем чего-то еще нет (иначе оно было бы самодостаточным и завершенным - ему незачем было бы “становиться”). Эту идею становления Гегель справедливо считал одним из главных своих открытий. Но этого мало. Становление тоже имеет два аспекта - тезисный и антитезисный. Тезисный его аспект есть возникновение. Антитезисный - исчезновение. Синтезом тут будет понятие “явления”, которое Гегель описывает как “пребывание того, что исчезает и возникает”. И так далее.

Подобно философскому пауку, Гегель ткет из своего разума диалектическую паутину умозрительных понятий, которые, в отличие от формальной логики, внутренне противоречивы, хотя и имеют тенденцию гармонически синтезироваться.

В отличие от Аристотеля и школьной логики, Гегель стремится не избегать противоречий, а находить и культивировать их. Правда, он отличает противоречия, в котором одно понятие противостоит другому, от бессмыслицы, которая есть механический набор понятий. Именно противоречия и сообщают реальности ее динамичность. Говоря словами мыслителя, - “противоречие ведет нас вперед”.

На основании того, что история суть первичный синтез тезиса (Абсолютного) и антитезиса (природы), не следует думать, что она есть стройный, гармоничный процесс развития, ибо этот процесс носит также тезисно-антитезисный характер, а антитезис есть отрицание, то есть временное разрушение тезиса, пусть потом восстановляемого в новом, синтетическом единстве. Хотя Гегель, в конечном счете, скорее оптимист, чем пессимист (недаром он понимает историю как “прогресс в создании свободы”), все же периоды антитезиса - трагические периоды истории. Мало того, по Гегелю, мир и благоденствие - мещанские идеалы, и в условиях покоя человеческий дух засыпает. Потому он называет такие спокойные периоды “пустыми страницами истории”. Всеобщая гармония наступит лишь в самом финале мирового процесса. При этом все ценное в прошлом, даже если оно временно разрушается, рано или поздно восстановится в новом, лучшем виде. Память Мирового Духа, говорит он, ничего не забывает и содержит в себе “все”. Одновременно он подчеркивает, что философия не творит историю, а осознает ее и что философская мудрость завершает диалектику. Философия - поздний плод духа. Говоря словами Гегеля: “Сова Миневра только в сумерках начинает свой полет”.

Философия Гегеля одушевлена мессианским духом, хотя изложена автором в строгой форме законченной логической системы. Уже при жизни Гегеля упрекали в рационализме, называя его систему «панлогизмом». Сам он считал данные обвинения несправедливыми, указывая на то, что разум, согласно его учению, в последнем своем виде выводит свое знание по законам умственной необходимости не из отвлеченного понятия, но из самого корня самосознания, где бытие и мышление соединяются в одно безусловное тождество. Для уяснения данного интеллектуального построения обратимся к учению, разъясняющему смысл понятия тождества.

Впервые данное учение вполне ясно изложено современником Гегеля Шеллингом в диалоге «Бруно», написанном в 1802 году. В Абсолютном, т.е. в Боге содержатся идеи вещей, как их первообразы. Идея есть всегда единство противоположностей – единство идеального и реального, единство мышления и наглядного представления, единство общего и частного, бесконечного и конечного. «Природа такого единства есть красота и истина, потому что прекрасно то, в чем общее и частное, род и индивидуум абсолютно едины, как в образах богов; только такое единство есть также истина». Все вещи, поскольку они суть первообразы в Боге, т.е. идеи, обладают вечной жизнью, вне всякого времени. Но они (идеи) могут для себя, не для Бога отказаться от этого состояния и перейти к существованию во времени. В этом состоянии они являются не первообразами, а только отображениями. Но даже и в этом состоянии «чем совершеннее вещь, тем более она стремится уже в том, что в ней конечно, выразить бесконечное».

Упреки Гегеля в рационализме обусловлены, прежде всего, недостаточно ясным пониманием того, что следует разуметь под словом «идея». У Гегеля, как и у Шеллинга, понятие «идея» означает конкретно-идеальное начало. Термин идея в логике Гегеля обозначает живое существо, субстанцию на той ступени ее развития, когда она должна быть мыслима в философии природы как дух, как субъект, «как субъект-объект, как единство идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела». Следовательно, идея в специфически гегелевском значении этого термина есть начало не отвлеченное, а конкретно-идеальное. Понятие может в процессе самодвижения преобразоваться в идею, потому что и понятие и идея суть ступени развития одного и того же живого существа, переходящего от душевности к духовности.

Исходя из сказанного, система Гегеля есть не отвлеченный панлогизм, а конкретный идеал-реализм.

[Использован материал: 15, с. 418-422;]

* * *

Ограниченный объем пособия не позволил рассмотреть развитие Западной философии в послегегелевский период. Изучающему предмет могут быть рекомендованы следующие пособия по философии названного периода: Введение в философию. Ч.1. М., 1989; Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.