Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б/. Философия Ф. Бэкона



Современник Уильяма Шекспира Френсис Бэкон (1561-1626) был английским философом и государственным деятелем эпохи Елизаветы и Якова I. С его именем связано создание и обоснование теории эмпиризма и возникновение в европейской культуре духовного движения, называемого “сциентизм”, до сего времени популярного, хотя во многом уже утратившего свою притягательную силу.

Бэкон был неудовлетворен всем существующим в его время знанием. Цель знания, по его мнению, не бесплодная отвлеченная игра ума, а практическая польза для жизни, овладение силами природы. Но это овладение возможно только путем “служения” природе, то есть внимательного изучения ее явлений. Единственными “дверьми” знания служит опытное наблюдение. Но предварительно мы должны очистить нашу мысль от всех предвзятых убеждений, которые Бэкон в религиозном духе называл “идолами”. Идолы - плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам. Из них он перечисляет пять видов. Идолами рода являются те, которые наследственны в природе человека. В частности, Бэкон, характеризуя их, упоминает привычку ожидать большего порядка, чем действительно можно найти в явлениях природы. “Идолы пещеры” - это личные суеверия, присущие отдельному исследователю. “Идолы рынка” - это те, которые связаны со злоупотреблением в использовании слов и с трудностью избежать влияния их на наш ум. “Идолы театра” суть общепринятые системы мышления; из них системы Аристотеля и его последователей, непосредственных научных предшественников Бэкона, представляются наиболее заслуживающими внимание примерами. Наконец, “идолы приверженности к старым школам”, заключающиеся в предположении, что слепое правило, взятое, например, из аристотелевской логики, может заменить рассудительность в исследовании.

Бэкон полагал, что, наблюдая природу, мы должны стать “чистым зеркалом” ее и записывать суждения как бы “под диктовку голоса природы”. Бэкон устанавливает правила собирания, наблюдения и классификации явлений природы и требует, чтобы ученый восходил от фактов к общим выводам медленным и последовательным путем все более расширяющихся обобщений.

В теоретических построениях Бэкона обращает внимание, прежде всего, трактовка науки. Его обычно упоминают как автора изречения “знание - сила”. Он хотел дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы, то есть увеличить материальную свободу человека с целью совершенствования его благосостояния. В этом смысле можно говорить, что его научная деятельность продолжает линию “гуманистического пантеизма” эпохи Возрождения. Он не думает о Царстве Божьем на небе, подобно представителям философии средневековья, а пытается с помощью наук построить его на Земле. Данная идея до сего дня популярна в европейской культуре. Бэкон был, пожалуй, первым из тех, кто ее выдвинул и теоретически обосновал.

в/. Философия Ф. Гоббса

Младший современник Ф. Бэкона английский философ Фома Гоббс (1588-1679) стал основателем материализма Нового времени. Отвечая на онтологический вопрос о качественном составе бытия, он утверждает, что мир есть нечто всецело материальное. Идею всеобщей материальности мира Гоббс последовательно обосновал и систематически разработал в цельном философском учением. Его философия суть «классический материализм». Позднейший материализм, возникший во французской просветительской литературе XVIII века (Гольбах, Ламетри и др.) и в немецкой популярной философии естествоиспытателей XIX века (Бюхнер, Фохт, Молешотт), не прибавил ничего существенного к системе Гоббса.

Гоббс полагал, что все, существующее самостоятельно (субстанциально), есть тело, ибо все существует где-либо, то есть в определенном месте пространства, а все, находящееся в пространстве, есть тело. Все остальное суть лишь состояния («акциденции») тел или же вообще есть нечто не существующее объективно – что-то субъективное, измышленное, воображаемое («фантасма»). Так, душевная жизнь состоит из ощущений, возбуждаемых ими чувств удовольствия и страдания и соответствующих им волевых движений. То и другое по существу есть «телесные движения», то есть физические процессы в нашей нервной системе. Переживаемое же содержание ощущений (например, цвета, звуки, запахи и др.) есть лишь нечто воображаемое и нереальное – «фантасма».

Таким образом, Гоббс, как и другие материалисты Нового времени, отрицает душу и реальность душевных явлений. Он склонен признавать существующим только наглядно-данное и внешнее бытие, которое, очевидно, является материальным. К психической реальность материализм не проявляет должного внимания. Гоббс просто ее отрицает. В его системе это отрицание ярко выражено в грубой логической ошибке. Все внутреннее содержание душевной жизни отвергается им на том основании, что оно субъективно, отвергается как «фантасма». Но если его можно назвать «субъективным» в том смысле, что оно не имеет внешней реальности за пределами душевной жизни (в этом смысле, например, галлюцинация есть «фантасма», потому что ее содержание не имеет объективного бытия во внешнем мире), то на своем месте, именно в качестве субъективной, то есть психической или внутренней жизни это содержание несомненно реально. Содержание сна не есть внешняя действительность, но само сновидение есть вполне реальный факт нашей внутренней жизни. Если психическое не существует во внешнем мире, то есть не существует наподобие тел, то это не значит, что его совсем нет. Оно есть как психическое, как душевное переживание.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.